Словарь терминов к курсу древнерусской литературы
Словарь терминов к курсу древнерусской литературы
Автограф (от греч. autos – сам и graphō – пишу) – собственноручный авторский рукописный текст. А. – важный источник установления канонического (признанного правильным) текста произведения.
Агиография или жития святых (от греч. hagios – святой и graphō – пишу) – в христианских средневековых литературах жизнеописания святых. В центре жития идеализированный возвышенный образ героя, стойкого борца за веру, отважного победителя чудовищ и злых сил мудреца.
Аноним (от греч. anōnymos – безымянный) – автор, опубликовавший свое произведение без указания имени или псевдонима, а также самое произведение, не подписанное именем автора (правильнее говорить «анонимное произведение»).
Апокалипсис (от греч. apokalypsis – откровение) – откровение Иоанна Богослова (в христианском предании – апостола и евангелиста), заключительная книга Нового Завета. А. содержит ряд пророческих видений, возвещающих о конце света: временном торжестве антихриста, втором пришествии Христа, его последней битве и победе над дьяволом, воскресении мертвых, Страшном суде и Небесном Иерусалиме.
Апóкрифы (от греч. apokryphos – сокровенный) – обширная группа повестей в средневековых христианских литературах, связанных со сказаниями Библии, житиями святых, легендами о рае, аде, конце мира. «Отреченные книги», памятники раннехристианской и средневековой религиозной литературы (многие из них иудейского или восточного происхождения), признанные церковью неканоническими и изъятые их церковного употребления. А. дополняют и развивают повествование Священного писания.
Апология (от греч. apoligia – защита, оправдание) – предвзятая защита, восхваление.
Апостол – 1) в христианстве: ученик Христа, несущий людям его учение. Святые апостолы. Двенадцать апостолов (ближайшие ученики, первыми посланные для проповеди). Апостолы-евангелисты (составители Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов); 2) Богослужебная книга, содержащая «Деяния» и «Послания апостолов».
Архимандрит (от греч. archo – иду впереди и mandra – овчарня) – настоятель, глава монастыря.
Рекомендуемые материалы
Атрибут (лат. аttributum) – неотъемлемое качество.
Библия (от греч. biblia, букв. – книги) – собрание древних текстов, канонизированное религиозной традицией в качестве Священного писания иудаистов и христиан. Признаваемая теми и другими часть Б., предшествующая по времени создания и бóльшая по объему, получила у христиан название Ветхий Завет; другая часть, созданная уже во времена христианства и признаваемая только христианами, называется Новый Завет.
Бинарный (лат. Binarius) – двойственный.
Детерминировать (лат. determino, determinare) – определять, обуславливать.
Евангелие (греч. ev – благой и angelos – вестник) – благая весть. Св. книга, содержащая в себе изложение жизни, деяний и учений Иисуса Христа
Иерархия – порядок подчинения низших (чинов, должностей) высшим; вообще расположение от низшего к высшему или от высшего к низшему.
Извод – в древнерусской литературе вид текста памятника, возникший в прошлом и отражающий в себе влияние среды и местности его бытования и переписки. И. отражает главным образом языковые изменения, возникающие в тексте памятника стихийно, в результате только его многократной переписке.
Исихáзм (др.-греч.: «спокойствие, тишина, уединение») – особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при преображении на горе Фавор). В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий. В 1351 году признан официальным учением православной церкви. Во многом повлиял на духовный подъём Руси XIV-XV веков. Главные представители исихазма Симеон Новый Богослов и Григорий Палама. Главным оппонентом учения являлся Никифор Григора. Кратко говоря, исихазм – это мистическая практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления. Разумеется, речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Как писал Григорий Палама: «исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное».
Канóн (греч. kanōn – правило) – 1) правило, непреложное положение какого-н. направления, учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма. 2) Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные каноны. 3) Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника (спец.). Пасхальный к.
Канонизация – 1) признать (-авать) каноном (в 1 знач.), таким, который должен быть каноном (книжн.). К. положения какого-н. учения. 2) В религии: причислить (-лять) к лику святых, признать (-авать) церковно узаконенным. К. великого праведника. К. в святые.
Клерикáлизм (ср.-лат. clericalis церковный < лат. clēricus священнослужитель) – идеологическое и политическое течение, стремящееся к укреплению и усилению влияния церкви в политической и общественной жизни.
Клерикáльный – присущий, свойственный клерикализму.
Клобýк – высокий монашеский головной убор с покрывалом, а также вообще монашеский головной убор.
Компиляция (от лат. compilation, букв. – ограбление) – несамостоятельная работа, составление произведения на основе чужих исследований или чужих произведений (литературная К.) или на заимствовании всех данных из чужих исследований (без самостоятельной обработки источников и без ссылки на авторов).
Конволю́т (лат. convolutus — свернутый, сплетенный) – самостоятельные печатные или рукописные издания, объединенные (как правило, их владельцем) в одном переплете. Обычно имеет несколько оглавлений и множество страниц с одинаковыми номерами.
Лапидарность, лапидарный стиль (от лат. lapidaries – относящийся к камню) – сжатость, краткость речи (как надпись на надгробном камне).
Легенда (от лат. legenda, буквально – то, что следует прочесть), первоначально житие святого, написанное для чтения в день его памяти. Позже Л. – религиозно-дидактические повествования, притчи о животных, растениях, предметах христианского культа. В современном обиходном значении Л. часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтическим вымыслом и одновременно претендующие на достоверность.
В фольклоре Л. – вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе которого фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком и слушателем как достоверные. В отличие от предания, в основе Л. всегда лежит "чудо", и повествует она как о прошлом, так и о настоящем и будущем. В русском фольклоре различают Л.: космогонические (о возникновении Земли, звёзд), топонимические (о возникновении стран, морей, сёл, городов и их названий), этногонические, зоогонические, христианские (о путешествиях Христа и апостолов), исторические и героические (например, о Степане Разине), социально-утопические (о "золотом веке", об "избавителях") и др.
Медиеви́стика (лат. medius aevum – средние века) – раздел исторической науки, изучающий историю средних веков.
Панеги́рик (греч. panēgyricos – праздничный, торжественный; от pan – весь, целый и agyris-agora – собрание) – первоначально в древней Греции торжественная речь, произнесенная не общенародном празднестве или многолюдном собрании, решающая вопросы государственной важности и содержащая похвалу некоему общественно значимому событию или объекту. П. – безудержная, сверхмерная похвала, часто не имеющая достаточных оснований.
Плагиат (от лат. plagio – похищаю) – литературное воровство, заключающееся в опубликовании под своим именем чужого произведения или его части. Незначительные текстуальные изменения, произведенные с целью маскировки факта заимствования, не освобождают лицо, совершившее П., от уголовного преследования, предусмотренного российским законодательством.
Привилегия (лат. privilegium) – исключительное право.
Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное (или религиозное) поучение, по своей форме родственный басне. В отличие от многозначности истолкования басни, в П. всегда заключена определенная дидактическая идея. П. широко применяются в Евангелие, в аллегорической форме выражая духовные наставления.
Протограф (от греч. prōtos – первый и graphō – пишу) – текст, к которому восходит один или несколько текстов. Например, П. первого издания «Слово о полку Игореве» (1800) и Екатерининской копии (опубл. 1864) был погибший в 1812 текст «Слова…», находившийся в сборнике 16 в. В текстологии древнерусской литературы П. – близкий по тексту предшественник дошедшего до нас списка или группы списков памятника. Список памятника может представлять собой несколько П. Иногда П. может совпадать с архетипом (оригиналом).
Протопоп (греч. prōtos первый, старший + pappas папа, отец) – прежнее название протоиерея (старший православный священник).
Псалом (греч. psallein трогать пальцами струны) – каждая св. песня Псалтыри, книга царя Давида.
Редакция – в древнерусской литературе термин «Р.» означает такую переработку текста, в которой можно проследить сознательное стремление автора (или переписчика) изменить текст в определенном направлении, чтобы он отражал взгляды создателей этой Р., соответствовал его вкусам и склонностям. В новой русской литературе Р. называется такая авторская переработка текста, в которой существенно меняется направленность или художественная форма (стилистически новая Р.). Р. создается обычно в процессе авторской работы над произведением.
Рефрен или припев – ритмически повторяющееся вслед за строфой слово, стих или группа стихов (часто отличающиеся от остального текста стихотворным размером). В фольклоре он нередко состоит из восклицаний, давно утративших словарное значение, например, в старинных русских песнях: «ой, ладо, лель-люли», «диди-деди, дай-дай» и т.п.
Риторический (от греч. rhētōr – оратор) – не предполагающий ответа.
Рудимент (лат. rudimentum зачаток, начальная ступень) – пережиток исчезнувшего явления.
Рукопись – В зависимости от того, имеем ли мы дело с текстом, написанным самим автором, или с воспроизведением этого текста посторонним лицом, Р. является автографом или списком. Последний не следует смешивать с копией: во-первых, копия автографа может быть сведена самим его автором, и в таком случае она сама является автографом, во-вторых, понятие копии предполагает значительно более точное совпадение переписанного с оригиналом, чем это обычно для списка. Копии, переписанные чужой рукой, разделяются на авторизованные и неавторизованные. Авторизация копии заключается в том, что автор вносит в нее собственноручные исправления или только скрепляет ее своей подписью. Отсюда разная степень авторитетности авторизованных Р. в смысле соответствия их подлинному авторскому тексту.
Сакральный (лат. sacer, sacra, sacrum) – священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу.
Свод – сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке сведения, материалы, тексты.
Своды летописные – историко-литературные памятники XI-XVIII вв. сложного состава. Включают предшествующие своды, летописи, повести, сказания, поучения, акты, родословные, предания и др. Летописным сводам свойственны политическая тенденция, преемственность исторического изложения, широкий охват событий. Общерусские летописные своды – летописные памятники XI-XVI вв. Излагали историю отдельных областей и княжеств с общерусской точки зрения. Первый сохранившийся до наших дней общерусский летописный свод – “Повесть временных лет”.
Силлабические вирши (от лат.versus – стихи) – первоначально – духовные, а затем и светские стихи в России 16-18 веков; силлабические двустишья, скрепленные рифмой.
Синкретизм – (от греч. synkretismos – соединение) – нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчлененность психических функций на ранних ступенях развития ребенка и т.п.).
Скрипторий (ср.-лат. scriptorium < лат. scrīptor переписчик, писец) – в западно-европейских средневековых монастырях: мастерская, в которой переписывались книги.
Список – воспроизведённый с оригинала текст, рукописная копия. В текстологии древних и средневековых текстов С., по определению Д.С. Лихачева, "переписанное произведение". С. может быть авторизованным, т.е. прочитанным, исправленным и завизированным автором. Авторизованный С. близок к автографу.
Текстология (от греч. textus – ткань, сплетение и logos – слово) – отрасль филологии, занимающаяся изучением и изданием текстов литературных произведений в целях их критической проверки и дальнейшего литературоведческого исследования.
Топонимическая легенда – см. Легенда.
Устав – вид письма: крупный почерк древних латинских, греческих и славяно-русских рукописей, отличающийся тщательно выведенными буквами геометрического рисунка.
Цезура – внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишия – равные и неравные:
Миг вожделенный настал: V окончен мой труд
Многолетний.
Рекомендуем посмотреть лекцию "33. Защитное заземление, характеристика, область применения, исполнение".
Что ж непонятная грусть V тайно тревожит меня?..
На старости V я сызнова живу,
Минувшее V проходит предо мною…
(А.С. Пушкин)
Цезура подчеркивает интонацию и придает строке более четкое ритмическое звучание.
Челоби́тная – жанр деловой письменности, бытовавший на Руси с XV по начало XVIII в. Ч. характеризовалась относительно устойчивым формуляром (в отличие от др. документов этого периода). Традиционно Ч. адресовали государю, затем следовало имя просителя и словосочетание "челом бьет" или "бьет челом" (т.е. кланяется до земли). Предполагается, что в зависимости от места истца в социальной иерархии варьировалась степень подробности изложения его биогр. данных. Обязательным компонентом окончания Ч. была формула "руку приложил" и личная подпись дьяка, писавшего Ч. В XVII в. по тематике Ч. подразделялись на изветные (донос), явочные (уведомление властей о к.-л. событии), исковые (судебные заявления), ставочные (о явке на суд и отсутствии противной стороны) и др.; по кол-ву авторов – на коллект. и индивид. Существенных территориальных различий в оформлении Ч. пока не обнаружено. Вероятно, формуляр Ч. стал основой для совр. формы заявления.