Популярные услуги

Реализм (часть 2)

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 17

Реализм (часть 2)

Чарлз Диккенс (Charles Dickens, 1812-1870)

Диккенс вошел в мировую литературу как великий юмо­рист и сатирик. Смех во всем многообразии его оттенков – от мягкой иронии до гневной сатиры – главное оружие Диккен­са. Смех побеждает зло и утверждает добро, всегда торжест­вующее в романах Диккенса. «Юмор Диккенса, – писал Сте­фан Цвейг, – возносит его творчество в область непреходяще­го, делает его вечным».

В первый ряд мировой литературы ставит произведения Диккенса Лев Толстой, отметивший на склоне лет: «На меня он имел очень большое влияние, любимый был писатель». В России Диккенс воспринимался как «брат Гоголя», как писа­тель гоголевского направления русской литературы. «Мы на русском языке, - писал Ф.М.Достоевский, - понимаем Дик­кенса, я уверен, почти так же, как и англичане, даже, может быть, со всеми оттенками; даже, может быть, любим его не меньше его соотечественников. А, однако, как типичен, свое­образен и национален Диккенс!»

Чарлз Диккенс родился на юге Англии в предместье Порт­смута – Лендпорте, расположенном на острове Портси. Родо­словная одного из самых известных романистов мира не бли­стала величием имени. Дед Чарлза служил лакеем, а потом дворецким в одном из поместий. Он был женат на горничной и, рано умер, оставив двух сыновей. В семье младшего из них – Джона Диккенса, добившегося места чиновника мор­ского ведомства, – и родился 7 февраля 1812 года будущий писатель. В 1814 г. семья переехала в Лондон, а затем – в городок Чегем, где и прошли самые лучшие детские годы Диккенса.

Биографы писателя отмечают свойственную Чарлзу впечат­лительность и удивлявшую окружающих наблюдательность. Он ясно помнил каждое событие, каждую деталь и подроб­ность, ничто не ускользало от его внимательного взгляда. Он любил наблюдать за людьми, умел передавать особенности их речи, изображать манеру их поведения. Он подмечал все смеш­ное, все характерное.

Самые большие впечатления детства были связаны для Чарлза с чтением романов Дефо, Филдинга, Смоллета. 

Детство Чарлза окончилось рано. Когда ему было девять, материальное положение семьи пошатнулось; когда ему ис­полнилось двенадцать, он уже был в Лондоне и самостоятельно зарабатывал себе на жизнь, помогая к тому же младшим братьям и сестрам. За неуплаченные долги Джон Диккенс попал в долговую тюрьму, а Чарлз, поселившись на окраине Лондона, поступил работать на фабрику ваксы. Несчастья и беды одинокой и неустроенной жизни, о которых он так не любил вспоминать в годы своей славы, приобщили Диккенса к миру лондонской бедноты, к страданиям брошенных на произвол судьбы одиноких детей, о судьбах которых он рас­скажет потом во многих, своих романах – в «Оливере Твисте», «Дэвиде Копперфилде», «Холодном доме».

Рекомендуемые материалы

Впечатлений было много. Страстно хотелось учиться. И Диккенсу все же удалось окончить школу. Это произошло после того, как, получив небольшое наследство, Джон Дик­кенс покинул долговую тюрьму, и его семья вновь воссоеди­нилась. Заботиться о ее благополучии пришлось Чарлзу. Он становится рассыльным в одной из лондонских судейских контор, потом получает место чиновника. Ему становится хорошо известен мир стряпчих, адвокатов; он переписывает бумаги и деловые письма, знакомится с атмосферой судебных заседаний, с бракоразводными процессами и бесконечными тяжбами за наследство.

Из мира судебных контор Чарлз попадает в журналистику. В 1832 г. двадцатилетний Диккенс, овладев стенографией, получает место парламентского репортера. Это позволяет ему присутствовать на заседаниях палаты общин в парламенте. Вскоре Диккенс становится известным в кругу лондонских журналистов. Молодого репортера приглашают работать в газету «Морнинг кроникл», и он с радостью принимает это предложение. Начав как очеркист, Диккенс прославился как автор «Записок Пиквикского клуба».

Как корреспондент Диккенс объездил многие города Анг­лии и Шотландии. Он присутствовал на городских торжествах, выслушивал юбилейные речи, наблюдал за ходом выборов в парламент. Он знакомился с обычаями и нравами жителей провинции, был свидетелем дорожных происшествий, очевидцем самых удивительных событий, по­видал множество людей. Все эти впечатления, факты, сведе­ния, все эти встречи, лица и обстоятельства получали свою новую жизнь на страницах его произведений. На протяжении не­скольких лет он публикует свои очерки, которые привлекают читателей юмором и тонкой наблюдательностью их автора Вначале Диккенс не подписывал очерки своим именем, они выходили без подписи. Потом под ними появилось имя «Боз».

В 1835 г. Диккенс получил от издателя Джона Макрона предложение издать очерки (или «скетчи», как их называли в Англии) отдельной книгой. «Очерки Боза» (Sketches by Boz) посвящены жизни Лондона и его обитателей. Автор писал «картинки с натуры», оживляя их силой своего творческого воображения, освещая заурядное и обыденное светом любви и сочувствия к людям.

«Очерки Боза» часто называют прологом к творчеству Диккенса-романиста. Разнообразны созданные им лондонские типы! Целой ве­реницей проходят перед читателями чиновники, служанки н модистки, мелкие клерки и владельцы бедных лавчонок, со­держательницы дешевых пансионов и скупщики подержанных вещей, кондукторы омнибусов, кэбмены и мальчишки-раз­носчики. Диккенс показал своих героев в будни и праздники, в горе и радости. Он ведет нас в жалкие каморки бедня­ков, где царит безысходная нужда, где дети плачут от голода, а несчастные матери страдают, не имея возможности согреть и накормить их.

В английской литературе 19 в. Диккенс выступил как писатель-урбанист, как поэт и бытописатель Лондона. Он любил и хорошо знал этот огромный, поражающий своими контрастами город. Смеясь над тем, что смешно, он никогда не остается рав­нодушным к тому, что достойно сострадания или осуждения.

Итак, с появлением «Очерков Боза» начался путь Диккенса в литературе.

В творчестве Диккенса можно выделить четыре периода.

Первый – ранний – охватывает 1833-1841 гг. В это время созданы «Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби».

Второй период – 1842-1848 гг. – приходится на время подъема рабочего движения в Англии. В эти годы написаны «Американские заметки», «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», «Домби и сын».

Третий период – 1849-1859 гг. – открывается романом «Дэвид Копперфилд», за которым следуют «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит».

Четвертый период охватывает 1860-е годы. В это десятиле­тие Диккенс создает романы «Большие надежды», «Наш общий друг» и начинает работу над «Тайной Эдвина Друда». Завершить этот роман помешала смерть писателя.

Славу Диккенсу принес его первый роман «Посмертные записки Пиквикского клуба». Он возник из юмористических подписей, которыми Диккенс по договору с одной из издательских фирм сопровождал рисунки художника Сеймура о приключениях членов охотничьего клуба. Роман печатался отдельными вы­пусками. Каждый новый выпуск привлекал все большее коли­чество читателей, и к тому времени, когда он был закончен, имя его автора стало широко известно. В основу сюжетной ли­нии романа положена история судебного процесса, возбужденного против мистера Пиквика его квартирной хо­зяйкой миссис Бардль. Столкновение Пиквика с судейскими чиновниками, с крючкотворами и темными дельцами Додсоном и Фогтом, воплощающими продажность буржуазного суда, пребывание мистера Пиквика в тюрьме, его знакомство с ее обитателями определяют сюжетный стержень романа.

Фигура Пиквика по мере развития романа перестает быть только комичной. Диккенсовский герой привлекает к себе сердца читателей своей честностью, доверчивостью к людям, доб­ротой и нежеланием мириться с несправедливостью. Слепая доверчивость Пиквика делает его жертвой проходимца Джингля, хитрой миссис Бардль и мно­гих других. Честность и прямолинейность Пиквика приво­дят его в долговую тюрьму, ибо он не может и не хочет дать взятку Додсону и Фоггу.

Образ Сэма Уэллера становится в романе воплощением тех качеств и свойств, которых не хватает мистеру Пиквику. Сэм Уэллер трезво смотрит на жизнь. У него ясный ум человека из народа, он-находчив, ловок, деловит, изворотлив. Не случай­но Пиквика и Сэма Уэллера сопоставляют с другой классиче­ской парой в мировой литературе - странствующим рыцарем Дон Кихотом и его слугой Санчо Пансой. Сэм Уэллер вносит в роман яркую струю искрящегося ве­селья; его остроумие неиссякаемо, находчивость в любых жизненных трудностях вызывает восхищение, а его оптимизм, связанный с присущим ему здравым смыслом, действует покоряюще. Не случайно многие из его афоризмов и изречений были под­хвачены современниками и перешли со страниц романа в жизнь. Поток его каламбуров бесконечен. Например: «Дело сделано, и его не исправить, и это единственное утешение, как говорят в Турции, когда отрубят голову не тому, кому следует».

В конце 30-х годов выходят романы Диккенса «Приключения Оливера Твиста» и «Жизнь и приключения Николаса Никльби». В этих романах, построенных в форме жизнеописания героя, Диккенс обращается к вопросу о взаимоотношении личности и общества, личности и окру­жающей ее социальной среды. В судьбах центральных героев (Оливер Твист и Николас Никльби) писатель отразил тяже­лую жизнь многих тысяч обездоленных. Жизнь Оливера Тви­ста начинается в работном доме. Английская буржуазия пы­талась представить работные дома как своего рода благотво­рительные учреждения, в стенах которых престарелые рабо­чие и дети-сироты могут чувствовать себя вполне спокойно и устроенно. Диккенс смело разоблачил эту легенду. Малень­кому Оливеру приходится столкнуться здесь с голодом, уни­жениями, незаслуженными оскорблениями и обидами. Дети или умира­ют от побоев и хронического недоедания, или превращаются в жалких, забитых, запуганных существ. Просьба о дополни­тельной порции каши воспринимается надзирателем как бунт, опасный и совершенно недозволенный в стенах подобного уч­реждения. После бегства из работного дома Оливер становится учеником гробовщика, попадает в воровскую шайку, оказыва­ется жертвой злодея Сайкса и содержателя воровского притона Фейджина. Жизнь открывается перед Оливером своими мрач­ными сторонами. Но случайная встреча с добрым мистером Браунлоу меняет его судьбу. Он находит приют у хороших лю­дей, у него появляются друзья, выясняется тайна его происхож­дения, и роман завершается благополучной развязкой.

Второй период творчества Диккенса относится к 40-м го­дам 19 в. Обстановка в Англии этих лет способствовала дальнейшему углублению реализма писателя. В эти годы ярко проявился талант Дик­кенса-публициста («Американские заметки») и очеркиста («Картины Италии»); он обращается к жанру исторического романа («Барнеби Радо»), создает цикл «Рождественских рассказов», пи­шет остро обличительные романы «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» и «Домби и сын».

В романе «Мартин Чезлвит» Диккенс развивает мысль о том, что страсть к обогащению становится импульсом поведения людей в капиталистическом мире. И не случайно одна из центральных тем романа – тема борьбы жадной своры родственников за наследство богатого старика Мартина Чезлвита. Собравшись у постели умираю­щего, они играют жалкую комедию любви и преданности, но за каждым лицемерным вздохом и возгласом сожаления скрываются корыстные помыслы и эгоистические побужде­ния. Диккенс беспощаден в обличении ханжества, эгоизма, жестокости, хитрости и беспредельного корыстолю­бия, прикрывающегося маской благопристойности.

Важное место принадлежит в романе главам, посвященным Америке. Молодой Мартин Чезлвит отправляется в Америку. Как и многие другие эмигранты, он возлагает большие наде­жды на жизнь в «стране свободы». Однако очень скоро стано­вится очевидной вся глубина их заблуждения. На своем пе­чальном опыте они познают «прелесть» американских «демо­кратических свобод». Мартин и Марк становятся жертвами компании по продаже земельных участков.

Герой Диккенса знакомится с деятелями американской прессы. Свое перо они всецело подчинили власти золота. Деньги заменяют ум, образование, сердце. На «свободной» земле американской буржуазной республики не менее пышно, чем в монархической Англии, процветают цинизм и невежест­во, наглость и высокомерие.

Диккенса глубоко волнует вопрос об усовершенствовании общества. В 40-е годы он сохранять веру в возможность переустройства общества путем мораль­ного воздействия на буржуазию и перевоспитания ее. Эти убеждения легли в основу его «Рождественских рассказов» – «Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи» и другие.

Традиционный жанр святочного рассказа со всеми утвер­дившимися в нем атрибутами – переплетение реальности с фантастикой, достоверности с вымыслом, появление духов и волшебников, обязательное завершение рассказа счастливой развязкой – Диккенс наполнил новым содержанием.

Диккенс утверждал в своих рассказах принципы моральной чистоты и нравственности, которые были близки и дороги про­стым людям. В «Рождественской песни» создан выразительный образ скряги Скруджа, который воплощает в себе эгоизм, ска­редность, жестокость, бездушие буржуазного дельца. Он прези­рает бедняков, не признает за ними права жить, иметь семью, детей. Во второй и третьей частях рассказа Диккенс повествует о пе­рерождении Скруджа. При этом писатель вводит в повествова­ние сказочный элемент. Под влиянием духов, которые являются Скруджу во сне и показывают его прошлое, настоящее и буду­щее, он изменяется. Из эгоиста и скряги он превращается в доб­рого старика, готового помочь людям. И после этого преобра­жения Скрудж впервые чувствует себя счастливым.

Лучшим произведением Диккенса 40-х годов был роман «Домби и сын». В это время все более и более очевидной становилась беспочвенность многих иллюзий писателя, и прежде всего его веры в возможность существования классового мира.

Предыдущие романы Диккенс стро­ил как серию последовательно чередующихся эпизодов или включал в них несколько параллельно развивающихся и в определенные моменты перекрещивающихся сюжетных ли­ний, но в «Домби и сыне» все, вплоть до мельчайших деталей, подчинено единству замысла. Все сюжетные линии романа сходятся и переплетаются в едином центре. Идейно-художественным центром романа является образ мистера Домби – крупного английского торговца, возглавляющего фирму «Домби и сын».

Повествуя об истории крушения семьи и честолюбивых надежд мистера Домби, Диккенс доказывает, что деньги несут в себе зло, отравляют сознание людей, порабощают их и пре­вращают в бессердечных гордецов и эгоистов. Домби безду­шен, суров, холоден. Цель его жизни – процветание фирмы «Домби и сын». Домби уверен в непоколебимой силе богатст­ва. Он – типичный английский буржуа.

На людей Домби смотрит только с точки зрения их полезности для дела. И потому он просто не замечает свою дочь Флоренс. В его глазах она лишь «фальшивая монета, которую нельзя вложить в дело». Все свои надежды Домби связывает с маленьким Полем. Сын должен стать наследни­ком и продолжателем дела отца.

Эгоизм Домби не знает границ. Но и внимание его не может принести добра. Гибнет маленький болезненный Поль. Он не может перенести той системы воспита­ния, во власть которой его отдал бездушный отец. Школа Блимбера и пансион миссис Пипчин оказываются губитель­ными для него.

Отношения между людьми Домби воспринимает как тор­говые сделки. Он покупает себе жену – красавицу Эдит. Дом­би уверен, что можно купить покорность, послушание, пре­данность. Однако власть денег оказывается далеко не все­сильной при столкновении с гордой и сильной Эдит. Она ухо­дит из его дома. Впервые поколеблена уверенность Домби в несокрушимости его могущества. Неудачи постигают его и в делах. В конце концов, он остается в полном одиночестве.

В романе «Домби и сын» Диккенс отказывается от чрезмер­ной прямолинейности в изображении действующих лиц. Ха­рактеры персонажей он стремится раскрыть в присущей им психологической сложности. Это является новой чертой в творчестве писателя. В романах 30-х годов этого не было. Образы Ральфа Никльби, Фейджина одноплановы. В одной плоскости строится и образ скряги Скруджа. Домби более сложен. Он жесток и бездушен, эгоистичен, но его чувство к Полю велико и переживания в связи со смертью мальчика мучительны.

В «Домби и сыне» Диккенс создал образы людей из наро­да. Каждый из них в отдельности и все они вместе противо­стоят миру Домби не только в моральном, но и в социальном план. Кочегар Тудль и его жена, капитан Катль и лавочник Джилс, горничная Сюзен Ниппер воплощают в себе замеча­тельные свойства простых людей.

Общий тон повествования в романе «Домби и сын» иной, чем в предыдущих романах. Здесь нет места тому безгранич­ному оптимизму, который определял характер юмора более ранних произведений Диккенса. Сильнее звучат ноты печали; гнев и возмущение сменяют веселый смех.

Создавая образы лицемеров, эгоистов, скупцов, Диккенс изображает их как нравственных уродов. Он считает, что зло – это уродство, отклонение от нормы.

Новым этапом в творчестве Диккенса были 50-е годы. В это время им написаны романы: «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим», «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит» и роман о Французской буржуазной революции 18 в. «Повесть о двух городах». Это блестящие художественные полотна, в которых подняты важ­ные общественные проблемы.

Характерная особенность произведений Диккенса этого пе­риода заключается в преобладании в них сатиры над юмором.

Лекция "13.3 Преобразования в экономике и социальной сфере" также может быть Вам полезна.

«Дэвид Копперфилд» по своему построению и общему тону повествова­ния отличается от остальных произведений Диккенса 50-х годов; роман написан в мягких лирических тонах, ему свойст­вен тонкий юмор. Это лирические воспоминания рассказчика о годах его детства и юности. Традиция романа о судьбе молодого человека («Оли­вер Твист», «Николас Никльби»), к которой Диккенс вновь обращается, претерпевает существенные изменения. Новым в «Дэвиде Копперфилде» является стремление писателя пока­зать характер героя в процессе его становления, в противоре­чиях и внутренней борьбе. Образ Дэвида лишен той односто­ронности и прямолинейности, которые были присущи образу Николаса Никльби. Диккенс стремится передать «движение жизни», которую он образно сравнивает с вечно струящейся рекой, неслышно несущей свои воды от детства и юности к годам зрелости. Герой Диккенса, пройдя через сложные жиз­ненные испытания, не разочаровывается в жизни. Он сохраня­ет нравственную чистоту, доброту и отзывчивость сердца и, что особенно важно, веру в людей. И в этом отношении Дэвид Копперфилд отличается от героев романов современников Диккенса (Стендаль, Бальзак, Теккерей).

«Дэвид Копперфилд» – в значительной мере роман автобио­графический. Рассказывая о тяжелых днях детства Дэвида,. его работе на винном складе, о его детских разочарованиях и не­сбывшихся надеждах, Диккенс воспроизводит историю своего собственного безрадостного детства. И все же «Дэвид Копперфилд» – это не автобиография пи­сателя. Писатель, который про­шел уже значительный творческий путь, оглядывается в прошлое, стремясь отдать себе отчет во всем пережитом и перечувствованном: это необходимо ему для дальнейшего движения вперед.

Большое внимание в романе уделено проблеме воспитания. Речь идет о формировании личности героя, о становлении его характера.

Диккенс показывает в романе людей, искалеченных бур­жуазным воспитанием. Таковы Стирфорт и Урия Гипп. Рас­сказывая о судьбе каждого из них, писатель глубоко анализи­рует причины, порождающие моральное уродство этих лю­дей; и он видит эти причины в общественной системе

В 1853 г. Диккенс закончил роман «Холодный дом». Это большое многопроблемное и многоплановое произведение, в котором глубоко раскрыты сложные противоречия англий­ской действительности. Мрачный тон романа, его общее пессимистическое звучание вытекают из неверия писателя в воз­можность разрешить противоречия жизни общества теми путями, на которые прежде он возлагал надежды.

В «Холодном доме» описана жизнь различных социальных слоев общества: аристократические салоны и лавка старьевщика, загородные поместья и грязные трущобы Лондона, великолепные апартаменты в особняке Дедлоков и убогое жилище рабочего-кирпичника. В самом сюжете романа Дик­кенс стремится передать сложность социальных отношений в обществе. Важным моментом является то, что судьбы героев принадлежащих к различным общественным слоям, самым неожиданным образом переплетаются друг с другом

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее