Человек как существо моральное
Человек как существо моральное. Свобода воли. Христианство сформировало развитое учение о структуре человека, его природы и его души. Человек был создан Богом свободным, а значит, имеющим право выбора между добром и злом. Это делает саму природу человека сопряженной с моралью. Каждое действие человека есть решение проблемы добра и зла. Он в любой ситуации выбирает либо зло, либо благо. Это и есть жизнь человека: постоянная борьба между добром и злом. Человек может как обратиться к своему Творцу, так и отвернуться от него. В этом состоит напряжение человеческого бытия.
Первочеловек Адам пребывал в раю и был покорен Богу, выбирая благо. В этих условиях его свободный выбор совпадал с благом. Но вкусив запретного плода с древа познания добра и зла, Адам сделал шаг в противоположном направлении – он нарушил запрет, уклонился в сторону зла (неслучайно, в истории с соблазнением Евы участвует «падший ангел», сатана). За этим последовало «изгнание из рая», Адам и его потомство были принуждены отныне переживать последствия свободы, употребленной во зло. Отсюда на всех потомках Адама лежит неизгладимый след – «первородный грех». И хотя природа людей может быть направлена и ко благу, «первородный грех» как камнем тянет ее ко злу. При этом душа человека остается по-прежнему свободной, и в этом состоит ее главное свойство. Зло, даже получающее большую власть над человеком, всегда остается для него чем-то внешним. Оно воздействует на душу, но не является ее частью. Поэтому в любой – даже самой отчаянной – ситуации у человека есть выбор: он может сказать злу нет и обратиться к Богу, выбрав добро.
Воплощение Христа многократно укрепило благое начало, дало человеческой душе надежную опору, снабдило ее новым духовным оружием, призванным противодействовать силам зла. Но и после Боговоплощения человек остается свободным. Он может воспользоваться благодатным даром, а может его отринуть. Главная задача человека, как ее понимает христианская антропология, состоит в «синергии» (греч. «син» – «вместе» и «ургия» – «дело»), «со-работничество» человека с Богом. Бог дает человеку благодать, идет в сторону человека, а тот своей свободной волей делает усилия, чтобы идти навстречу Богу.
Такое понимание понимание человеческой природы было и остается основой православной традиции, католическая схоластика вплоть до эпохи Возрождения и часто позже понимала человека сходным образом.