Христианская антропология
Христианская антропология. Обожение. Христианское учение о человеке (христианская антропология) дополняет общее монотеистическое представление о бессмертной душе, созданной Творцом вместе с телом, важнейшим элементом, отсутствующим и в иудаизме, и в исламе – идеей воплощения Бога. Христиане верят, что в человеке Иисусе Христе воплотился сам Бог, Бог-Сын, второе Лицо Пресвятой Троицы. Это было высшей формой Божьего милосердия и любви, так как отныне люди получили возможность не просто посмертной награды за праведное бытие (эта возможность была открыта и для ветхозаветных праведников), но и перспективу обожения. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» , так определяли сущность Воплощения святые отцы Церкви (Иреней Лионский, Афанасий Великий, Григорий Богослов и другие).
До Христа человеческая душа – даже в случае праведников – после смерти была размещена в особом пространстве (ад), где условия ее пребывания различались – от нейтральных до мучительных («геенна огненная»). Только отдельные избранные пророки – Енох и Илия – были взяты Богом на небо. В аду же пребывал и сам Адам, и патриархи, и праведники. Лишь Воплощение Христа в человеческой природе радикально изменило сам статус человека, включая его плоть. Так как Бог осенил человечество своим присутствием, воскрес и взошел на небо в человеческом теле, то человечество получило возможность пойти тем же путем. В этом и состоит великий смысл жертвы Бога, страдания и распятия за людей. Христос искупил человеческую природу и дал ей шанс обожения.
Эта идея ложится в основу христианской антропологии, где земное бытие получает еще большее значение, чем в других монотеистических религиях: здесь происходит решающий выбор, который определяет не только относительные параметры посмертного существования, но и открывает возможность святым, подвижникам и благочестивым христианам стяжать высшее небесное достоинство.
Драматизм душевной жизни в земных условиях, свойственный монотеизму как таковому, именно в христианстве достигает своей кульминации.