Мыслящее животное (Аристотель)
Родовое определение. «Мыслящее животное» (Аристотель).
Древнегреческий философ Аристотель определил человека как «мыслящее животное». Стремясь найти те признаки, которые фундаментально отличали бы человека от других видов, он в качестве главного выделил способность мыслить, наличие людей ума, сознания, разума. При этом Аристотель признает в человеке и животное начало, которое сближает его со зверьми.
Древние греки были уверены в существовании иных мыслящих существ – богов, полубогов, духов и т.д. Но эти существа понимались как явления духовные и психические, не обладающие физическим организмом и материальностью. Только в человеке греки признавали сочетание мысли и животного начала. Мысль сближала человека с богами. Тело с животными. Обладание обоими качествами представляло собой уникальную встречу двух природ, что ставило человека в центр мироздания, делало его «посредником» между мирами, промежуточным элементом, соединяющим материальное с нематериальным.
Такое определение человека подчеркивает его двойственность и дает возможность рассматривать и изучать его с биологической (животной) и рассудочной (духовной) стороны. Подобная двойственность в понимании человека в разных формах присуща всем культурам, религиям и научным теориям, так как наличие у человека разума и материального животного организма является наиболее несомненными и самоочевидными его характеристиками. Животное и мыслящее начала задают рамки всех возможных истолкований человека.
На одном полюсе человек приравнивается к чистому духу, разуму, сознанию, где животное начало минимально. На другом – человек видится как животное, но только с некоторыми анормально развитыми функциями, сформировавшимися в ходе эволюции в структуры логического мышления.