Зодчество централизованного государства
9.4 Зодчество централизованного государства. С образованием централизованного государства со столицей в Москве формируется общерусская культура. В Москве начинается белокаменное строительство. Во второй половине XIV в. по приказу Дмитрия Донского сооружаются каменные стены Московского Кремля вместо старых деревянных. Возводится новое кольцо окраинных монастырей: Рождественский, Высокопетровский, Спасо–Андроников, Алексеевский, Чудов, два Симоновых монастыря, Сретенский и Новинский, Кремль Дмитрия Донского.
В 1485 – 1495 гг. были возведены современные башни Кремля. Для реконструкции Кремля – резиденции Московских великих князей – из Италии были приглашены итальянские архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти и другие. На Соборной площади Кремля взамен старых были возведены новые храмы – Успенский собор (1475 – 1479, зодчий Аристотель Фиораванти), Архангельский собор (1505 – 1509, усыпальница московских князей, итальянский зодчий Алевиз Новый), Благовещенский собор (1484 – 1489) и церковь Ризоположения (1484 – 1486), созданные русскими мастерами, использовавшими традиции и приемы владимирского, псковского и раннемосковского зодчества, а также Грановитая палата (1478 – 1491, зодчие Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари).
По словам Т.В. Ильиной, «нет чувства устрашения, кары, возмездия, как нет аскетизма в творящих суд апостолах и их ангельском воинстве. Наоборот, от всех сцен веет бодростью и надеждой. Это победа добра, справедливости, призыв к мужеству, к жизни светлой и праведной. Такова высоконравственная позиция творцов этой росписи. Отсюда и ее изобразительный язык. Фигуры слагаются из рисунка плавных, текучих линий. Светлы лики Христа, апостолов, ангелов, грациозны их склоненные головы. В лице Петра – ободрение тем, кто трепещет кары господней. Душевная крепость, нравственная чистота образа Петра выдвигаются как идеал современника. Эллинистической красотой веет от фигур трубящих ангелов. Строгий, точный рисунок, пленительная грация изящных вытянутых фигур, мягкость колорита отличают во многих сценах, составляющих композицию Страшного суда, живопись Андрея Рублева. Высокая человечность образов, их просветленность, приветливость, готовность помочь, их высокая нравственная сила – черты особенно важные в искусстве в эпоху постоянных внешних и внутренних неурядиц».
Московский Кремль и его храмы стали образцом, как при сооружении крепостей, так и культовых построек по всей Руси. В XVI в. в русском зодчестве появляется шатровое зодчество. Одним из первых ее памятников является церковь Вознесения в селе Коломенском (1530–1532 гг.), выстроенная Василием III в честь рождения сына, будущего царя Ивана Грозного.
Эту церковь считают предшественницей знаменитого храма Василия Блаженного, или храма Покрова на Рву, возведенного на Красной площади в Москве русскими зодчими – Постником и Бармой в 1555 – 1561 гг. Храм состоит из девяти объемов, из которых центральный увенчан шатром.
Наряду с шатровыми храмами в XVI в. продолжали возводить крестово–купольные: Софийский собор в Вологде, Успенский собор в Троице–Сергиевой лавре.