Философия культуры О. Шпенглера
§ 2. Философия культуры О. Шпенглера.
«Человеческая история, - пишет Освальд Шпенглер, - есть совокупность огромных жизненных путей, для персонификации которых уже словоупотребление вводит мыслящие и действующие индивиды высшего порядка, как-то: «античность», «китайская культура», «современная цивилизация».
Главной темой «Заката Европы» является тема - природы и исторических судеб культуры. Шпенглер не сводит весь исторический процесс к одной оси, пронизывающей всю историю и находящей свое завершение в некой высшей точке. Для Шпенглера нет единой мировой культуры, а есть лишь их различие и каждая из них имеет свою собственную судьбу.
«Культура суть организмы», - пишет Шпенглер, а всемирную историю он считает их общей биографией. История великих культур представляется Шпенглеру подобием развития жизни отдельного человека или животного.
«Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость. Юная, робеющая, полная предчувствий душа сливается на рассвете романского стиля и готики».
«Я отличаю идею культуры, совокупность ее внутренних возможностей от ее чувственного проявления в картине истории как достигнутого уже осуществления…»
Логика, впрочем, как и искусство, наука, политика, всегда вторичны по отношению к этой душе. В шпенглеровском понимании культура – это символически выраженная система, в которой реализует себя соответствующая душа.
Большое значение имеет какой смысл у Шпенглера приобретает термин «душа» применительно к культуре. Для него термин «душа культуры» есть яркое и в то же время точное выражение того обстоятельства, что основание культуры несводимо к разуму. У каждой культуры есть своя «душа» реализующаяся во множестве индивидуальных жизней. Душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами. Поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов, чувств, верований.
В лекции "17. Потери напора в местных сопротивлениях" также много полезной информации.
На необозримой поверхности массы человеческих существ «величественными кругами расходятся волны великих культур. Они внезапно всплывают, расширяются в роскошных линиях, успокаиваются, исчезают, и зеркало прилива вновь одиноко и дремлющие вытягиваются на опустевшем месте».
Шпенглер считает, что рождение культуры происходит тогда, когда из состояния вечного младенчества человечество пробуждается и отслаивается великая душа. Культура умирает, когда эта дуга осуществила уже полноту своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук и таким образом снова возвратилась в прадушную стихию. «Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей осуществлена… культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются, – она становится цивилизацией» .
Шпенглер останавливается на рассмотрении трёх исторических культур: античной, европейской и арабской. Им соответствуют три «души» – апполоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело; фаустовская душа, символом которой является беспредельное пространство, динамизм; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними. Для Шпенглера все культуры равноправны; каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры. Сконцентрировав своё внимание не на логике, а на душе культуры, он сумел точно подметить своеобразие европейской души, образом которой (как считает сам автор) является душа гётевского Фауста – мятежная, стремящаяся преодолеть мир своей волей.
Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только своё искусство, но и своё собственное естествознание и даже свою уникальную природу, т.к. природа воспринимается человеком через культуру.
Если, считает Шпенглер, в основе каждой культуры лежит душа, культура – это символическое тело, жизненное воплощение души. Но все живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смерть. Такова судьба всех культур. Шпенглер не объясняет истоки и причины рождения культур, но зато их дальнейшая судьба нарисована им со всей выразительностью.
Внутреннее и внешнее завершение, доделанность ожидают по Шпенглеру каждую живую культуру, таков смысл всех закатов в истории.