Мозаика культур
Вопрос 3. Мозаика культур.
Идею человечества как единого целого отвергали не только Шпенглер, но и другие видные исследователи культур. Так, по мнению Э. Трёльча, человечество не обладает духовным единством, а потому не имеет и единого развития. Построение универсальности истории понимается как история европеизма. В XX в., по выражению Н.А. Бердяева, «современный расовый и национальный партикуляризм приобретает особенную остроту на фоне основного универсализма эпохи». Культурный партикуляризм рождает этнообразующий миф. Возвеличивание этноса осуществляется путем отнесения его к великим предкам — древним египтянам, евреям, арабам. Националистический партикуляризм не обошел и сионизм как образец почвеннической идеологии, основанный к тому лее на ветхозаветной символике. Характерно, что «научно обоснованное» почвенничество Н.Я. Данилевского положительно оценивает закрытость иудаизма. Растолковывая «закон № 3» исторического развития, согласно которому начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа, он утверждал, что Моисей был прав, запретив своему народу общаться с другими народами. Упоминавшийся ранее немецкий этнограф, исследователь культуры народов Африки Л. Фробениус понимал культуру как обособленный организм. Он делил человечество на две первичные культуры — матриархальную, диалогичную «эфиопскую» (немцы, русские, африканцы) и патриархальную монологическую «хамитскую» (романские народы, англосаксы и др.). Напомним, что А.С. Хомяков делил культуры на
«иранство» и «кушитство». Первое олицетворяет ховность» (речь идет о России). Второе — это о Западе.