Культура и творчество европейского модерна
Тема № 7. Культура и творчество европейского модерна (вторая половина XIX века).
Основные понятия и материалы.
Культурная ситуация конца XIX века – первой половины XX века складывалась под знаком модернизма. Его искусствоведы понимают двояко – в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII – XIX веков и провозгласивших новые подходы и ценности. Фовизм, импрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм – таков далеко неполный список направлений художественного поиска в начале XX века. В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В таком случае его название берут в кавычки. «Модерн» (фр. moderne – новейший, современный) – стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX века. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий (В. Орта в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Г. Ж. Гимар во Франции, Ф. О. Шехтель в России). В Италии его называли растительным стилем, или «либерти», в Великобритании – стилем «модерн», в Испании – модернизмом, в Бельгии – стилем Велде, в Австрии – сецессионом, в Германии – югендстилем. Стиль «модерн» возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирование исторических стилей прошлого.
К наиболее значительным направлениям модернизма относятся импрессионизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм. Импрессионизм (франц. impression – впечатление) – направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей. Предвосхитил возникновение импрессионизма и стал одним из его основоположников французский живописец и график Эдуард Мане (1832 – 1883 гг.). Используя и переосмысливая сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции современного человека («Завтрак на траве», 1863 г.). Импрессионисты утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить «впечатление» от того, что глаз видит в конкретный момент. Название «Импрессионизм» возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце». «Импрессионистами» называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского импрессионизма (например, англичанин Ф. У. Стир).
Кубизм – модернистское течение в живописи (и в меньшей степени в скульптуре) первой четверти 20 века. Его возникновение относят к 1907 г. и связывают с творчеством Пикассо и Брака, в частности с картиной Пикассо «Авиньонские девицы». Кубизм означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры. Мощные объёмы как бы укладываются на холст, цвет усиливает объём (Пикассо «Три женщины», 1909 г.). Творчество Брака и Пикассо оказало большое влияние на другие течения, в том числе на футуризм, орфизм, пуризм и вортицизм.
Дадаизм (франц. dada – деревянная лошадка), в переносном смысле – бессвязный детский лепет, авангардистское литературно-художественное течение в европейском и американском искусстве, возникшее как протест против традиционных моральных и культурных ценностей. Впервые Дадаизм заявил о себе в 1915 г. в Цюрихе. Дадаисты не разрабатывали свой особый художественный стиль. Они бросались из одной крайности в другую, стараясь любыми способами (в том числе и вызывающим поведением) эпатировать самодовольного обывателя. Излюбленные жанры дадаизма – монтаж, коллаж и «реди-мейд» (обыденные предметы, представленные как произведения искусства). Дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан).
Сюрреализм – модернистское направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Теоретик и основоположник С. Андре Бретон утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. В основе сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод «свободных ассоциаций» для перехода из сознания в подсознание (С. Дали, М. Эрнст, Ж. Миро). Уже предыстория модерна определила ведущую роль Англии на раннем этапе его развития. Уильям Моррис (1834-1896) был первым художником, который почувствовал, как пагубно сказалась на художественных вкусах индустриализация. Основав в 1861г. фирму, Моррис стал первым художником-дизайнером, предметы труда которого – обои, ковры, изразцы, выполненные вручную, стали произведениями искусства. Деятельность Морриса положила начало новому движению в Англии – «modern style». Оно началось в тех областях художественного творчества, которые давали возможность соединиться ремеслу и искусству: оформление интерьеров, мелкая скульптура декоративного характера, декоративная живопись, мебель, посуда.
Если Англия выступила как зачинатель, то Франция стала распространителем нового стиля, называемого здесь «ар нуво» («новое искусство»). Одним из самых выдающихся художников декораторов модерна был Эмиль Галле (1846-1904). Изделия его являлись изысканной растительной стилизацией. Он создал так называемый флориальный стиль. Галле делал вазы из многослойного цветного стекла, при этом рисунок цветов и растений выглядел настолько натурально, что английский писатель О.Уайльд даже заметил, что в вазы Галле нельзя ставить цветы, так как в них они всегда выглядят увядшими. Галле создал технику эмалевой росписи «лунный свет», включая в стеклянную массу золотую и серебряную фольгу. Он воскресил технику маркетри и открыл мебельное производство.
Рекомендуемые материалы
Столь же плодотворной была разработка «ар нуво» художником по стеклу, ювелиром Луисом Комфортом Тиффани (1848-1933), получившим мировое признание за изобретение стекла с радужным, перламутровым отливом. Многослойное цветное стекло с мягкими переливами цвета широко использовалось в витражах при оформлении интерьеров. В Вене, Берлине и Мюнхене зачинателями нового стиля стала группа немецких художников, главным идеологом и руководителем которых был живописец Густав Климт (1862 – 1918), «чужеземец из Византии», как его называли за стилизацию живописи под технику мозаики с золотым фоном. Его изысканно-декоративный стиль в живописи характеризуется яркими цветами – синим, зеленым, красным, плоскостным рисунком, орнаментальностью и особой живописной фактурой, состоящей из множества мелких квадратов, кругов и прямоугольников.
Литература
1. Веремьев А. А. Введение в культурологию. Учебное пособие. – Брянск: Курсив, 2000. – 312 с.
2. Грибунова Н. Г. история мировой художественной культуры. – Тверь: Книга, 1993. – 254 с.
Вместе с этой лекцией читают "НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна".
3. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: высшая школа, 1993. – 487 с.
4. Калитина Н. Н. Французское изобразительное искусство конца XVI – XX вв. – Л.: Просвещение, 1990. – 346 с.
5. Калитина Н. Н. Эпоха реализма во французской живописи. – Л.: Просвещение, 1992. – 287 с.
6. Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2002. – 496 с.
7. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура. – Минск: Тетра-Системс, 1997. – 320 с.
8. Модернизм: Анализ и критика основных направлений / Под ред. И. М. Гончарова. –М.: Просвещение, 1987. – 345 с.