Популярные услуги

Главная » Лекции » Культурология » Культурогенез » Западноевропейский постмодернизм

Западноевропейский постмодернизм

2021-03-09СтудИзба

Тема № 8. Западноевропейский постмодернизм.

Основные понятия и материалы.

В 60-70-х годах в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот в культурологии принято называть «постмо­дернизмом». Этот термин начал широко применяться с 1979 года, когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». Среди литераторов его впервые применил американский исследователь Ихаб Хасан в 1971 году. Он же и придал ему современный смысл.

Термин «постмодернизм» не может быть понят как обозначе­ние какого-либо стиля. Он подразумевает цитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, а может, в ма­нере намеренно бредового коллажа. По мнению И. Хасана, модер­низм остается детищем эпохи Гуманизма и Просвещения, постмодернизм же построен на развалах утраченных идеалов, и потому он – антиинтеллектуален по сути. Ж.-Ф. Лиотар считает, что постмо­дернизм «вспоминает» свой культурный анамнез подобно пациенту во время психоаналитического сеанса. Постмодернизм не занимает­ся ретроспекциями, но извлекает из культурной памяти обрывки сновидений, какими для него и являются былые стили и направле­ния, и строит на их основе разнородные эклектические образования.

Эклектика в сфере современной культуры вызревала в ходе всей европейской истории XX века. Уже в начале столетия культура перестает быть комфортным пространством. В одной точке сосредо­точиваются все духовные начала: Восток и Запад, африканская, азиатская, европейская культуры сталкиваются друг с другом и усиливают процессы ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличались чистотой (общий смысл искусства, назначение художника, художественный материал и проч.). Смеще­ние различных духовных пластов постоянно увеличивается и ставит человека на грань «хаоса», начала бытия. Человек начинает ощущать, что только он сам отвечает за свое бытие. Это, возможно, определяет главную ценность жизни.

В середине века испуганное человечество начинает пятиться назад. Целый ряд процессов характеризует этот возврат (ортодоксальное христианство, эстетизм, мощные государственные оболочки и проч.). И, как следствие этого, культура «убегает» от диалога в сто­рону передразнивания. Отражение этих явлений находит полное выражение в искусстве постмодернизма.

Передразнивание не лишает современный художественный процесс диалогичности, но показывает «диалог» в перевернутой фор­ме. Такая смещенность особенно важна, когда она связана с измене­нием ценностных ориентации общества. В данном случае – с отказом от гуманистических принципов и замещением их игровыми. Артис­тизм в контексте современности может означать разрыв с традицией, прекращение содержательного диалога культурных эпох. Он может стать символом внешней виртуозности или умелой имитацией.

Такой путь художественного развития ставит на одну грань с художником и зрителя, а это – грань варварства, точка отсчета. Ос­новные смысловые понятия получают смещение. И всякий раз при­ходится разрешать личностно культурные дихотомии: хаос или кос­мос, культура или антикультура, ответственность за свое начало или свобода произвола.

Рекомендуемые материалы

В эстетике и искусстве постмодерна и теоретик, и художник являются фигурами молчащими. В контексте традиционной культу­ры, художник – это мастер, творческий субъект, высокое ремесло которого сводится к выражению общечеловеческих ценностей в языке того или иного искусства. Мера талантливости здесь напря­мую связана с мерой овладения художником материалом искусства – словом, звуком, цветом, камнем. В контексте постмодернистской культуры не отменяются ни талант, ни интуиция художника, но обесценивается достаточно многое – годы труда, которые обычно тратит художник, овладевая ремеслом. Центральной становится проблема «дилетантизма в искусстве».

В своей основе постмодернизм антитоталитарен. Ценность человека определяется фактом его эмпирического существования, и постмодернисты не считают себя вправе предъявлять ему дальнейшие культурные тре­бования, вырабатывать в нем нормативное «я». Фактичность и есть ценность, это данное, а не заданное, наличествующее, а не долженст­вующее быть. Постмодерн как культура оказывается чисто количе­ственным феноменом – физическое приращение, возрастание бы­тия, «восстание масс».

В отличие от модернизма, постмодернизм часто воспринимает­ся как поток, письмо на надувных, электронных, газообразных под­держках, которое кажется слишком трудным и интеллектуальным для интеллектуалов, но доступным неграмотным, дебилам и шизо­френикам. Поэтому, считают постмодернисты, их искусство необхо­димо воспринимать как чистое экспериментаторство, освобожденное от лжеэстетических связей с любыми социальными структурами.

Постмодерн пришел в европейскую культуру на волне студен­ческих революций 1968 года и стал реакцией на искусство, которое к концу XX века вкусило уже все прелести общества потребления. Он попытался привнести в безыдейное к тому времени общество новую сверхидею: сегодня подлинного художника в мире окружают враги. Постмодерн насыщает его революционным потенциалом, создавая но­вую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую ци­вилизацию. Таким образом, постмодерн достаточно органично вписы­вается в леворадикальную концепцию эстетического бунтарства. Он созвучен идеям новой сексуальности и новой чувствительности.

Во всех своих разнообразных проявлениях модернизм не мо­жет претендовать на ши­рокую популярность. Его эстетика по природе своей не могла быть общедоступной. Модернизм экспериментировал, подготавливал нечто новое, чем и стал постмодерн, озабоченный идеей сверить свою эпоху с вечными ценностями.

Литература

1. Актуальные проблемы культуры XX века / Под ред. В. И. Добрыниной. – М.: Знание, 1993. – 192 с.

2. Батрикова С. А. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры XX века. – М.: Просвещение, 1990. – 204 с.

3. Бердяев Н. А. Кризис искусства. – М.: Центр, 1990. – 138 с.

4. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М.: Искусство, 1992. – 176 с.

5. Мамонтов С. П. Основы культурологии. Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ,

1996. – 272 с.

В лекции "Тема 17. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ" также много полезной информации.

6. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура. – Минск: Тетра-Системс, 1997. – 320 с.

7. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. М.. 1987.

8. Наков А. К. Русский авангард. – М.: Центр, 1991. – 278 с.

9. Самосознание европейской культуры XX века / Под ред. Р. О. Смирнова. – М.: Наука, 1991. – 415 с.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее