Популярные услуги

Главная » Лекции » Культурология » Конспект лекций по культурологии » Европейское возрождение и идеология гуманизма

Европейское возрождение и идеология гуманизма

2021-03-09СтудИзба

ЕВРОПЕЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА

Эпоха Возрождения (Ренессанс) – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, который знаменует переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального - к буржуазному.

Предпосылки появления культуры Возрождения:

1. Первоначальное накопление капитала. Появление капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развитие банковского дела и  международной торговли.

2. Зарожде­ние современного экспериментального естествознания. Формирование научной картины мира на основе гелиоцентрического взгляда (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей).

3. Великие географические открытия (Колумб, Магеллан), возвестившие эру океанической цивилизации. Открытие богатых континента западного полушария для освоения «старым миром».

Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Период XIII - начало XIV вв. - проторенессанс, во многом подготовил почву для Возрождения. Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы - в Италии ХIV-ХVI века, в других странах ХV-ХVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением - это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последовало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.

В эпоху Возрождения создавалось новое мировоззрение, шедшее на смену средневековому образу мыслей. Оно по-новому объясняло жизнь, и особенно - место и назначение в ней человека. В самом названии, которое получило это мировоззрение, отразилась переориентация человеческого мышления. Возрождение создало новое направление мысли, обращенное к человеку и творению его рук. От этого термина образовались названия «гуманист» и «гуманизм». Следует помнить, что понятия «гуманный человек» и «гуманист» имеют совершенно разное значение. Гуманистами были, например, знаменитый тиран Лоренцо Медичи, расчетливый и хитрый политик Никколо Макиавелли, коварный и жестокий Цезарь Борджиа. Гуманисты эпохи Возрождения - это по-новому мыслящие люди. В процессе их активной и разносторонней жизнедеятельности создавался новый особенный тип мышления - ренессансный гуманизм.

Гуманисты Возрождения не были профессиональными философами. Это поэты и художники, писатели и архи­текторы, политики и меценаты - новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором чело­век - только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации - формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и происхождение, ложились на благодатную почву. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев). Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность.

Рекомендуемые материалы

Гуманизм начал с решительного отказа от средневековой системы знания и метода схоластики. В средние века наука была частью теологии. Она была заперта в монастырях и университетах, и потому элитарна. Гуманисты считали, что наука должна быть открыта людям, чтобы приблизить их к познанию природы и самого человека. Гуманистическая наука не восстает против Бога, она изучает мир, созданный им, и главное его творение - человека. Наука перестает быть закрытым ремеслом, она становится явлением культуры XIV-XV вв. Мир открывается человеку через опыт жизни и созерцание красоты Вселенной.

Размышляя о состоянии культуры, гуманисты считали Средневековье варварским временем общего упадка культуры и образованности, вызванного отказом от античного наследия. Для возрождения истинной культуры, по их мнению, необходимо было обратиться к культурному опыту древних, к постижению высших проявлений человеческого духа. В это время в Италии были особые условия, которые стимулировали знакомство с философией, наукой и поэзией древнего мира. На исходе XIV века из Византии, остававшейся на протяжении всего Средневековья хранительницей античной культуры, стали приезжать ученые, художники, образованные люди. Спасаясь от турок-османов, они спасали и свои рукописные собрания - сочинения древних греков. Общение двух культур привело к обогащению итальянских университетов греческими рукописями, знакомству студентов с греческой философией и литературой. Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возвращение к античности, ибо его представители вовсе не отбрасывали достижения средневековой культуры и с известной долей критичности относились к античному наследию. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Как видим, такое понимание сути человека не только отличается от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой теологии.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери. Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него - «величайшее чудо».

К числу лидеров Ренессанса принадлежал Франческо Петрарка. Он создал новый род поэзии и новый стиль, заложил основы ренессансной классической филологии. Петрарка обнаружил в человеке те чувства, которые с тех пор в Европе стали называть любовью, и это было одним из самых великих открытий Возрождения. Его мировоззрение и его вера в Бога пронизаны индивидуализмом. Личная религиозность, непохожая на средневековую, присущая древнехристианским аскетам-пустынникам, оказалась воз­можной в XIV веке. Усилиями поэта был начат процесс восстановления преемственных связей с античностью. Петрарка открывал людям своего времени, что мир христианской и античной культуры не противостоят друг другу, что христианство может обогащаться, осваивая культурное наследие древних. По его мнению, именно культура призвана осуществить высшее единение человечес­кого общества.

Многие идеи Петрарки на­шли отражение в творчестве Джованни Боккаччо. Его поэзия устремлена к жизни. Все свои произведения Боккаччо писал на итальянском языке, пользуясь оборотами народной речи. Самое значительное его произведение - «Декамерон». В нем отражена реальная пестрота жизни во всем богатстве ее проявлений. Его персонажи - это люди разных характеров, профессий, общественного положения, которые ценят земные радости жизни. Боккаччо ввел новую литературную форму реалисти­ческого рассказа, новеллы, в которой переплетены традиции городской сатиры и куртуазной любви.

Манифестом Высокого Возрождения стал трактат Джованни Пико Делла Мирандолы, выдающегося философа, блестящего знатока античной мысли, «Речь о достоинстве человека». Мирандолла говорит о том, что Бог, возвышая человека над прочими творениями, наделяет его свободой воли, исключительной способностью форми­ровать самого себя. Человек сам определяет свое место в мире - либо возвышается над природой посредством интеллекта и нравственности, либо, отдавшись во власть плоти, опускается до животного.

Гражданский гуманизм (Леонардо Бруни, Колюччо Салютати) выдвинул новое понимание роли человека в жизни общества и государства. Если в политических учениях средних веков единство общества считалось невозможным без монархической власти, то в гражданском гуманизме утверждались идея личной свободы, равенства граждан перед законом, принцип общего блага, гарантом которого выступает республика. Только в хорошо устроенном государстве возможно нравственное совершенствование человека и общества, всестороннее развитие культуры. Идея гармоничного общества, которое, по мнению гуманистов, может существовать только в свободных городах-государствах, разрабатывалась в политических трактатах, архитектурных проектах идеального города, исторических сочинениях, поэтических панегириках.

Эпоха Возрождения не может рассматриваться только как одновекторный, исключительно поступательный социокультурный процесс. Прежде всего следует обратить внимание на противоречивость концепции неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию. Гуманистическая направленность ее не гарантировала вовсе от подмены понятия свободы личности на понятие вседозволенности, низменного своеволия - по сути на антиподы гуманизма. Примером этому могут служить взгляды итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, оправдывавшие любые средства для достижения власти, а также английского гуманиста Томаса Мора и итальянского философа Томмазо Кампанеллы, видевших идеал социальной гармонии в обществе, выстроенном по жесткой иерархической системе, регламентирующей все сферы жизни. Впоследствии эту модель назовут «казарменным коммунизмом». В основе этой метаморфозы лежит достаточно глубокое ощущение мыслителями Возрождения двойственного характера свободы.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Художественное творчество в культуре Возрождения особое значение приобрело как основной вид духовной деятельности: художник в выражении своих чувств уподоблялся богу, но ориентировался на человеческое понимание мира, обращая внимание, прежде всего, на его гармонию, симметрию, меру. Искусство призвано было постигать подлинную сущность природы, раскрывая ее красоту. Писатели, художники, мыслители стремились «очеловечить» эмпирическую реальность в своих произведениях. К человеку искусства предъявлялись высокие требования: знание техники своего мастерства, обладание широким кругозором, умение вызывать чувство наслаждения у тех, кому оно было адресовано. Идеи произведений черпались из античного искусства и раннего средневековья, явлений общественной жизни и христианских источников. Поэтому для художественной культуры Возрождения было характерным переплетение религиозных и светских мотивов, интерес к яркой личности.

У истоков живописи итальянского Возрождения стояли Джотто и Мазаччо (XIV-XV в.), впервые создав материальные образы на основе линейной перспективы и показе естественных переживаний своих героев. Вершина искусства раннего Возрождения – творчество Сандро Боттичелли («Весна», «Рождение Венеры»).

Высокое Возрождение освещает творчество трех великих титанов, гениальных художников – Леонардо да Винчи, Рафаэло Санти и Микеланджело Буанаротти.

Леонардо да Винчи (1452-1519)человек фантастического ума и художественного гения, был художником, скульптором, архитектором, философом, инженером, анатомом. Он возвёл живопись в абсолют художественного творчества, посредством которой запечатлел состояние человека как единение бога и природы, передал его «небесную» и «земную» красоту.

Синтез традиций античности и духа христианства нашёл воплощение в творениях Рафаэля Санти (1483-1520).

В его творчестве получили решение две важнейших проблемы изобразительного искусства: изображение пластического совершенства человеческого тела, выражавшего духовное богатство и гармонию внутреннего мира человека, и построение сложной многофигурной композиции.

Микеланджело Буанаротти (1475-1564) превзошел всех силой и насыщенностью художественных образов, гражданским пафосом, страстью. Статуя «Давид», работы мастера представляет собой гимн человеку, его совершенству, силе, мужеству и красоте.

Величайший художник итальянского Возрождения Тициан (1480-1576), мастер композиции. Его кисти принадлежат творения на мифологические и христианские сюжеты, произведения в жанре портрета.

Архитектура Возрождения связана с такими именами, как Ф. Брунеллески, Л. Альберти, Д. Браманте. Характерными ее особенностями становятся: увеличение масштабов светского строительства, масштабной мерой сооружения становится человек, присутствует красота объема и форм. Из античной архитектуры наследуется ордерная система, главными элементами которой становятся – архитрав, колонна, свод, пилястра. Активно строятся как соборы (собор св. Петра в Риме), так и дворцовая архитектура – палаццо. В позднем Возрождении усиливается декоративность отделки зданий, эмоциональная выразительность авторов – выразившаяся в стиле «барокко».

Обратите внимание на лекцию "8 Эволюция общественной мысли России".

Самостоятельным художественным произведением становится скульптура. В раннее Возрождение она представлена станковой и монументальной скульптурой и рельефом. Реалистическое изображение человеческой натуры одним из первых создал Донателло. Светская интерпретация библейских сюжетов была выражена в статуях Микеланджело («Давид»).

В художественной литературе Возрождения нашли свое выражение идеи гуманистической идеологии. Данте Алигьери (1256-1321), Джованни Боккаччо (1313-1375) и Франческо Петрарка (1304-1374) – крупнейшие его представители. В их произведениях прослеживается проблема человеческой этики («Божественная комедия»), критики церковного аскетизма и феодальной сословной системы («Декамерон»), права на земное бытие (любовного лирика Петрарки).

В XVI-XVII вв. Возрождение из Италии приходит в другие страны Европы. В Германии, Испании и Нидерландах в художественной культуре ведущее направление занимает живопись. Мастеров привлекает психологическая глубина и внутренняя интимная красота человека самого по себе. Портретная живопись Яна Ван Эйка (1390-1441) утверждает раскрытие индивидуальности и выступает против средневекового изобразительного канона. Иероним Босх (1450-1516) поражает объединением мрачных средневековых фантазий и символов с элементами фольклора и точной реалистичной деталировкой. Аллегорические образы затрагивают подсознание человека. Альбрехт Дюрер (1471-1528) гениальный график. В фантастических образах воплотил страдания и надежды передовых людей Германии, ожидание ими исторических перемен. События, завершающие эпоху Возрождения, отражены в творчестве испанца Эль Греко (1541-1616). Образ человека у него лишен героического начала, но наделен повышенной одухотворенностью. Кризис Возрождения отображен показом ирреального мира и реальной действительности посредством контраста цвета, нарушением пропорций, судорожной жестикуляцией.

Архитектура северного Возрождения индивидуальна для отдельных стран и выражала характерные черты – асимметрия построения, расчленение фасадов, поэтажная ордерная система, наследие готики и античности. Главный тип здания воплощен в строительстве ратуш, муниципалитетов, цеховых домов, дворцов для знати.

Литература северного Возрождения объединяет гуманизм Италии и национальную самобытность. Возникает огромное количество новых жанров. Произведения создаются на родных национальных языках. В Германии Эразм Роттердамский (1469-1536) иронически выступил против теологического феодализма, воспевая волю человека, его разум в формировании собственного характера, и нравственное совершенство («Похвала глупости»). Во Франции Франсуа Рабле (1494-1553) в своих произведениях («Гаргантюа и Пантагрюэль») поднимал вопросы воспитания народа, его свободного развития, уничтожения феодального гнета. В Англии вершиной литературной эпохи Возрождения стало творчество В. Шекспира (1564-1616), показавшее противоречия между избавлением от средневековой регламентации и неготовностью народных масс получить соответствующее нравственное воспитание и образование.

Свобода художественного творчества эпохи Возрождения рождала веру в победу добра, но утверждение этой веры и ее воплощение должно было пройти долгий путь.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее