Декоративно-прикладное искусство в интерьерах классицизма
Декоративно-прикладное искусство в интерьерах классицизма.
Процессы сложения сословного строя и упрочения светской культуры в значительной степени повлияли на развитие декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство эпохи классицизма отличалось многослойностью, неравномерность развития его отдельных сфер.
Развитию декоративно-прикладного искусства способствовали совершенствование техники ремесленного и мануфактурного производства, зарождение художественной промышленности (изготовление шпалер, художественного стекла, фаянса, гранение камня, производство шелка и сукна), мануфактурное производство модных вещей, предметов роскоши, открытие и разработка месторождений меди, олова, серебра, цветного камня, высококачественных глин.
Значительна роль Академии наук в «процветании вольных художеств и мануфактур», отражающих новые естественнонаучные и технические интересы в декоративно-прикладном искусстве. В первой половине XVIII века появляются новые формы обучения и подготовки мастеров на художественных мануфактурах; возникают цеховые организации ремесленников в России, что не отменяет широкого распространения иностранных мастеров в разных областях декоративно-прикладного искусства.
В декоративно-прикладном искусстве (предметах интерьера, мебели, декора) активно диктует стиль мода. В результате появляются новые типы предметов, обновляются эстетические представления в декоративно-прикладном искусстве. В декоративно-прикладном искусстве середины XVIII века намечается тенденция синтеза искусств, где архитектура, скульптура, живопись, прикладные ремесла оказываются слиты воедино в декоративном ансамбле.
Рекомендация для Вас - США в годы просперити.
В результате искусство оформления интерьера становится особым видом художественной деятельности в творчестве архитекторов XVIII века. Этот вид художественной деятельности обуславливает появление новых типов помещений (кабинеты, парадные, спальни, гостиные, «картинные залы») и их предметное наполнение (Летний дворец, дворец А.Д.Меншикова, Большой Петергофский дворец, Монплезир).
Все это способствует развитию мебельного дела, появляются новые типы и формы мебели, материалы и способы ее украшения. Здесь очень сильно влияние английской и голландской мебели. Под влиянием Европы в России складывается даже стиль барокко и рококо в мебели.
Мебель классицизма имеет характерные характер и формы. В значительной степени в формах и отделке мебели прослеживаются античные мотивы. В середине XVIII века в разработке новых видов мебели участвуют архитекторы, появляется мебельное искусство в России и авторская мебель (Бренна, Львов, Камерон, Воронихин). Во второй половине XVIII века появляются первые мебельные мастерские (мастерская Г.Гамбса и И.Отта). Для этого периода в мебельном искусстве характерен стиль «жакоб». Ко второй половине XVIII века меняются материалы в мебельном искусстве: здесь появляются красное дерево, золоченое дерево, тополь, карельская береза; все чаще в изготовлении мебели используются ткань и вышивка.
Особое место в декоративно-прикладном искусстве занимают керамика и фаянс. Это происходит вначале ввиду расширения импорта фаянсовых изделий из Англии и Голландии. Однако вскоре появляется первая частная мануфактура А. Гребенщикова в Москве, изготавливающая русский тонкий фаянс. Позднее формируется стиль парадной дворцовой посуды с матовой гравировкой и распространяется мода на хрусталь как предмет интерьера. Это влечет за собою открытие первой частной стекольной и хрустальной фабрики Мальцова в Можайском уезде.
В XVIII веке значительно в связи с ростом популярности декоративно-прикладного искусства, декора помещений, увеличивается потребление стекла, которое идет на создание разнообразных зеркал и осветительных приборов.
1. Березовая Л.Г. , Берлякова Н.П. История русской культуры. - М.: Владос, 2002.