Ювелирное дело и другие художественные ремесла
Ювелирное дело и другие художественные ремесла эпохи классицизма в России второй половины XVIII века.
XVIII век в ювелирном искусстве дал много ценного и интересного. XVIII век – время начала расцвета портрета в России; это новое явление сразу же нашло отражение в ювелирном искусстве – уже в самом начале века появились первые миниатюрные портреты на эмали. Это были портреты Петра I и членов царской семьи, портреты Меншикова и других придворных. Эмалевые портреты царя в золотой оправе с алмазами служили почетной наградой за заслуги, которую носили на груди, как орден. Первые русские живописцы, писавшие эмали – Г.Мусикийский и А.Овсов.
В XVIII веке значительных размеров достигла гравировка на медных досках – с ростом интереса к точным наукам появляется спрос на книги по арифметике, архитектуре, военному делу, которые печатаются на Московском печатном дворе. Успехи в искусстве гравирования и расширение этого дела нашли отражение и в гравюре на серебре
Общий подъем русской художественной культуры во второй половине XVIII века повлек за собой подъем серебряного дела. Многочисленные серебряные предметы 1770-х, 80-х, 90-х гг. показывают большое разнообразие форм, сюжетов, и орнамента. Растительный орнамент, занимавший основное место в декоре конца XVII – начала XVIII вв. почти исчезает, вместо него вводятся сюжетные сцены и совсем новые мотивы: гербы, монограммы, картуши из завитков, крылатые гении, которые мастера вырезают и иногда покрывают чернью. Во второй половине XVIII века зарождается новый стиль – стиль русского классицизма. На серебряных чарках, стопах, кубках появляются изображения, отражающие эстетические идеалы и образы античной классики: архитектурные мотивы, руины, боги, амуры, фигуры в античных одеждах, чаши, вазы урны, которые изображались то в обрамлении завитков рококо, то среди тонких гирлянд из листьев и цветов, перевязанных бантами.
Ещё посмотрите лекцию "Роль истории в системе социально-гуманитарных дисциплин" по этой теме.
Развитие золотого и серебряного дела в Петербурге было, прежде всего, связано с новыми явлениями в архитектуре, игравшей ведущую роль в развитии как изобразительного, так и декоративного искусства того времени. Иное понимание объема, иное чувство пропорций, соотношения частей и предмета и распределения орнамента на нем говорило о рождении нового искусства, качественно отличного от средневекового. В связи с закрытием Золотой и Серебряной палат в Московском кремле, лучшие мастера были переведены в Петербург.
В начале XVIII века в серебряном, и особенно в золотом деле Петербурга заметен некоторый застой. Огромные расходы на военные нужды и строительство новой столицы оттеснили на задний план проблемы развития декоративно-прикладного искусства; к тому же не хватало материалов – непосредственно золота и серебра. В первой четверти XVIII века старые формы и орнаменты еще существовали наряду с новыми, но к середине века они понемногу исчезли, уступая место новым течениям.
Значительное число иностранных мастеров, вызванных для работы в Петербург, а также многочисленные петровские «пенсионеры», т.е. даровитые молодые люди, которых отправляли заграницу на обучение, привозили новые навыки и моду. В результате в Петербурге образовалось новое направление в серебряном и золотом деле, внесшее много западноевропейского в русское декоративное искусство. Резьба и чернь, плоскостной графический орнамент, игравший большую роль в XVI-XVII вв. уступил теперь место пышному растительному чеканному орнаменту, придававшему всей поверхности предмета живописный характер.
Интерес к эмалевой живописи не угасал на протяжении всего XVIII века. В Академии художеств был учрежден специальный «живописный на финифти миниатюрный класс»
В середине и второй половине века увлечение эмалевой живописью достигло больших размеров: живописные изображения стали помещать на самых разнообразных бытовых предметах – медальонах, кольцах, браслетах, табакерках, коробочках, шкатулках; они также продолжали бытовать в виде самостоятельных портретных изображений.
1. Березовая Л.Г. , Берлякова Н.П. История русской культуры. - М.: Владос, 2002.