Живописная команда канцелярии от строений
Живописное искусство и графика в 30-50 гг. XVIII века. Живописная команда канцелярии от строений. Мозаика (М.В.Ломоносов и его мастерская).
Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства в XVIII веке была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н.Никитин и А.М.Матвеев.
И.Н.Никитин (1690–1742) родился в семье московского священника. С ранней юности он проявил способности к рисованию. Петр, узнав о его способностях, велел брать уроки живописи и рисунка, а для завершения образования отправил его на стажировку в Италию. Вернувшись, И.Н.Никитин был пожалован званием «гофмалера» (придворного художника). Работ, принадлежавших кисти Никитина, сохранилось немного. Наиболее известная из них – портрет канцлера графа Г. И. Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля.
А.М.Матвеев (1701–1739) учился в Амстердаме и антверпенской Академии художеств. Крупные работы Матвеева (росписи церквей, Сенатского зала Двенадцати коллегий и др.) не сохранились. Из нескольких известных теперь портретов наиболее выразителен автопортрет с женой, в котором замечательно переданы внутренняя близость обоих персонажей, их дружелюбие, внимание и нежность друг к другу. Лирическая одухотворенность работ Матвеева отличает его от нередко суровых и несколько аскетичных работ Никитина. А. М. Матвеев был учителем таких известных живописцев середины века, как И. Я. Вишняков и А. Г. Антропов. В I половине XVIII в. в России работало много иностранных художников. Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства. Среди них наибольшей известностью пользуются И. Г. Таннауэр, Л. Каравакк.
Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей – таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.
Большое значение для подготовки и творческого объединения русских художников в 30-40-х годах имели Архитектурная и Живописная «команды» Канцелярии от строений в Петербурге. Центром гравирования и обучения рисунку служили преимущественно художественные классы Академии наук в Петербурге, с деятельностью которых связаны в 40-50-х годах и развитие русской пейзажной живописи («видописи») и крупные достижения в области гравюры.
В Живописной «команде» Канцелярии от строений в течение 30-50-х годов, а также и позднее работали многочисленные художники, выполнявшие непрерывные заказы по росписи дворцов, триумфальных ворот, церквей. Основная деятельность «команды» была сосредоточена в области декоративной живописи. Видными мастерами-декораторами были братья А. и И. Вельские, И.Фирсов, Б.Суходольский и другие.
Несмотря на известную ограниченность творческих возможностей при работе лишь в одной этой области, существование Живописной «команды» Канцелярии от строений было плодотворно для сохранения и развития национальных особенностей русского искусства. «Команда» объединяла художников на постоянной совместной работе, заставляла их чувствовать свою силу именно в сплоченности. В Живописной «команде» формировалось чувство сотрудничества национальных художественных сил, вырабатывалось серьезное и трезвое отношение к художественному труду.
Ещё посмотрите лекцию "20.3 Противоречивое реформаторство Н.С. Хрущева" по этой теме.
Руководителем Живописной «команды» в 30-х годах был А.М.Матвеев. Под его руководством выполнялись большие ответственные росписи. Преемником Матвеева по Живописной «команде» стал И.Я.Вишняков - один из видных деятелей национальной художественной жизни середины XVIII века. Вишняков не только руководил «командой», участвовал в экспертизах и т. п., но работал и как портретист.
Изобразительное искусство было одной из сфер деятельности М.В.Ломоносова. Известна его мозаичная мастерская. Мозаики Ломоносова – не только замечательное техническое достижение, но и крупнейшее художественное событие мирового значения. Следуя традициям древнерусской мозаики, Ломоносов стремился к новому и яркому решению стоявших перед ним художественных задач. Ломоносов прекрасно понимал необходимость достигнуть в мозаике обобщённого художественного впечатления. И он шёл этим путём. Уже в 1754 году Ломоносов создаёт великолепный портрет Петра Великого.
Портретная мозаика Ломоносова и его учеников не имела себе равных в Европе, где мозаичисты обращались преимущественно к религиозным сюжетам. Ни одна европейская мастерская, не выполнила столько портретов, как Ломоносовская.
Ломоносов, руководящий этими работами и принимавший в них непосредственное участие, показал себя зрелым и проникновенным художником, сумевшим сочетать декоративную яркость и пышность официального придворного портрета с потрясающим реализмом изображения. Из мозаичной мастерской Ломоносова выходят одна за другой замечательные портретные мозаики (1756 – 1760): сестры Елизаветы – Анны Петровны, её сына – наследника престола - Петра Фёдоровича, графа Петра Ивановича Шувалова и, наконец, потрясающий по яркости и гармоничности красок овальный портрет Елизаветы Петровны. В течение почти четырёх лет (с июня 1761 по март 1764года) в Ломоносовской мастерской идут напряженные работы по изготовлению первой огромной картины для предполагаемого монумента Петру – «Полтавской баталии».
1. История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.
2. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.