Религиозно-философские и художественные принципы
15. Религиозно-философские и художественные принципы древнерусской живописи. Основные музейные собрания.
Древнерусская живопись представлена практически исключительно произведениями на религиозные темы: иконы, фрески в монастырях и храмах и т.д. Это в значительной степени определяет религиозно-философские принципы древнерусской живописи – они соответствовали православной философии.
Древнерусская живопись имела специфические художественные принципы, выраженные в каноне.
Для иконописного канона характерны следующие художественные особенности:
- используется особая система изображения пространства (так называемая «обратная перспектива», некоторые лица или предметы, изображённые на первом плане, по размерам могут быть значительно меньше тех, которые изображены за ними, это объясняется тем, что на иконе самое главное всегда обозначается более крупными размерами.)
- в изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных местах или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия
- все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической традицией, святость изображенных людей и ангелов подчеркивается сиянием вокруг их голов - нимбами.
В лекции "5.3 Списки" также много полезной информации.
- нет определённого источника освещения (светоносно всё изображение), отсутствуют падающие тени (Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы), а светотеневая моделировка объёмов уплощена или сведена на нет, но объём в иконе есть, он создаётся с помощью особой штриховки или тона.
- стилизуются пропорции человеческого тела (удлиняются или иногда наоборот укорачиваются), стилизуются складки одежд, форма горок, архитектуры
- используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов
Драгоценными хранилищами памятников древнерусской живописи являются поэтому Музей Александра III в Петербурге, небольшое количественно собрание икон при Третьяковской галерее в Москве и замечательные частные собрания - И. С. Остроухова, Н. П. Лихачева, С. П. Рябушинского, Е. Е. Егорова и некоторых других лиц, указания на которых читатель встретит попутно. Собраниями опытнейших ценителей и бережливейших хранителей являются, в сущности, старообрядческие храмы Москвы - церкви на Рогожском и Преображенском кладбищах, церковь Успения y Покровской заставы и церкви Никольского единоверческого монастыря. Храмы эти можно назвать несравненными музеями древнерусской живописи, хранящими в своих стенах произведения высокого искусства.
1. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. - М.: АРТ-БМБ, 2002.
2. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.