Особенности художественного процесса и авангарда
Особенности художественного процесса и авангарда в искусстве 1910-х гг. Движение К.С.Малевича к беспредметности в искусстве. Его сподвижники и последователи И.В.Клюн и И.А.Пуни.
В начале ХХ в. заметным явлением не только российской, но и мировой культуры становится русский авангард (В.Кандинский, К.Малевич, П.Филонов, М.Шагал). Одной из целей авангарда было создание нового искусства, выявлявшего сферу импульсивного и подсознательного. К.Малевич был одним из теоретиков супрематизма, утверждавшего (под влиянием идей Шопенгауэра и А.Бергсона), что в основе мира лежит некое возбуждение, «беспокойство», управляющее состояниями природы и самим художником. Именно это «возбуждение» и должен был постигать художник в собственном внутреннем мире и передавать при помощи живописи (не придавая ему при этом никакого предметного выражения).
К.С.Малевич, разоблачая академические художественные стереотипы, проявил яркий темперамент критика-полемиста. В его работах первой половины 1910-х годов, все более задорно-новаторских, полуабстрактных, определился стиль кубофутуризма, соединивший кубистическую пластику форм с футуристической динамикой («Точильщик»). Важное значение в эти годы получил у Малевича и метод «заумного реализма», поэтика абсурда, алогичного гротеска («Англичанин в Москве», «Авиатор»).
Ключевой смысл для мастера имела работа над оформлением оперы «Победа над Солнцем»; из трагикомического бурлеска о крушении старого и рождении нового миров возник замысел знаменитого Черного квадрата, впервые показанного на выставке «0,10» в 1915 (хранится в Третьяковской галерее). Эта простая геометрическая фигура на белом фоне – и своего рода апокалиптический занавес над прежней историей человечества, и призыв к строительству будущего. Мотив всесильного художника-строителя, начинающего с нуля, доминирует и в «супрематизме» – новом методе, призванном, по замыслу Малевича, увенчать собою все предыдущие течения авангарда (отсюда само название – от лат. supremus, «высший»).
"Содержание" - тут тоже много полезного для Вас.
Неизменным сущностным ядром и содержанием любого настоящего искусства Малевич считал неутилитарную самоценную красоту, которая возникала на основе гармонии всех элементов, часто контрастирующих друг с другом. Истинным «содержанием» Искусства является оно «само как таковое», его «строй формовых элементов». В частности, для живописи - это сама живопись — соотношение цветовых масс и форм, живописная фактура, реальная жизнь и развитие цветовых пятен, их «энергийная» сила и динамика; «чистый элемент живописный» и т.п. Живописцу каждый предмет предстает «беспредметной комбинацией цветов», или «цветописью». «Чистый беспредметный контакт» с таким (т.е. истинным) искусством доставляет зрителю «приятные эмоциональные переживания».
В этом собственно и состоит художественно-эстетическое credo Mалевича, на основе которого он и пришел к супрематизму. Основу его составляет понятие «беспредметности». Согласно теории Малевича, весь «мир как факт суждения» является «предметным» миром, а «мир как факт вне суждения» - беспредметным. Суждение же у Малевича в данном случае тождественно осознанию, мышлению, разуму. Таким образом, неосознаваемый мир, мир вне познающего разума и является миром беспредметным. Искусство, основывающееся на эстетических (внеразумных) принципах, беспредметно в своей основе. При этом беспредметность (= сущность) искусства осмысливается основателем супрематизма как высшая ступень разумной деятельности человека.
Теорию иллюстрирует большой цикл беспредметно-геометрических композиций, который завершается в 1918 «белым супрематизмом», где краски и формы, парящие в космической пустоте, сведены к минимуму, почти к абсолютной белизне.
В.И.Клюн - русский художник и теоретик искусства, мастер русского авангарда первой половины XX века. Важнейшим моментом его биографии была встреча в 1907 с К. С. Малевичем, который оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие художника, ввел его в художественные круги русского авангарда. В 1900-е, подобно Малевичу, работает в традициях символизма и модерна. В 1913 сближается (через Малевича) с петербургским авангардом в лице членов «Союза молодежи» и участвует в их последней выставке. Как и Малевич, увлекается в это время кубофутуризмом, живописным и скульптурным, выставляется на всех авангардных выставках. В 1915 уже как последователь малевичевского супрематизма он участвует в «Последней футуристической выставке картин 0,10», публикует в ее каталоге манифест. С этого периода начинается период беспредметного творчества. В 1916 участвует в группе «Супремус», возглавляемой Малевичем, и в неизданном журнале того же названия.
И.Пуни - русский (после эмиграции - французский) художник-авангардист (супрематист, кубист). В 1915-1916 годах Иван Пуни был членом творческого союза художников-авангардистов «Супремус», создателем которого был Казимир Малевич. Вместе с другими художниками-супрематистами сотрудничал с кооперативами декоративно-прикладного искусства в деревнях Вербовка и Скопцы.
1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.