Традиции академизма в работах на темы античности
Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории: К.Флавицкий, Г.Семирадский, В.Смирнов, С.Бакалович
Ряд художников XIX века придерживались академических традиций и во второй половине XIX века.
Так, Константин Дмитриевич Флавицкий - русский исторический живописец, получил художественное образование в Императорской академии художеств и числился в ней учеником профессора Ф.А.Бруни. Получив от Академии установленные серебряные медали за рисунки и этюды с натуры, был в 1854 награждён малой золотой медалью за написанную по конкурсу картину «Суд Соломона». Через год после того окончил академический курс с званием художника XIV класса и с большой золотой медалью, присужденной ему за исполнение программы «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа», и отправился в Италию в качестве пенсионера Академии. По возвращении своём в Россию в 1862 в следующем году был признан почётным вольным общником Академии за исполненную в Риме колоссальную картину «Христианские мученики в Колизее» (находится в Русском музее в Санкт-Петербурге). На академической выставке 1864 находилась картина Флавицкого «Смерть княжны Таракановой» (теперь в Третьяковской галерее), доставившая ему звание профессора и обратившая на него внимание знатоков искусства и массы публики как на первоклассного художника.
Другой представитель академизма второй половины XIX века – Генрих Ипполитович Семирадский. В 1873 году Семирадский удостоился титула академика Академии Художеств. В России его наиболее значимые работы - участие в росписи хоров придела северного крыла храма Христа Спасителя в Москве, «Светочи христианства», «Христос и самаритянка», «Суд Париса». Роспись хоров Храма Христа Спасителя, получившая название «Светочи Нерона», была выставлена в Санкт-Петербург, она возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление её на парижской всемирной выставке 1878 г. За неё Императорская Академия Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское правительство наградило его кавалерским орденом Почетного легиона.
Василий Сергеевич Смирнов после прохождения курса обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-1879) у самого В.Г.Перова художник поступает в Академию художеств (1879-1883). Выпускная картина В. Смирнова «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя» приносит ему большую золотую медаль и право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу. В.С. Смирнов посещает большинство городов Европы. В конце пребывания в Риме пишет свою самую значительную картину «Смерть Нерона». По возвращении в Россию художник получает звание академика.
Вам также может быть полезна лекция "ТЕМА 2.1. Методология обеспечения безопасности".
Степан Владиславович Бакалович в 1876-1881 годах учился в петербургской Академии художеств. Писал на исторические, евангелические и античные темы в академической традиции.
Большую серебряную медаль получил за рисунок и Малую серебряную медаль за эскиз «Смерть Германика»; в 1880 году - Малую золотую медаль за программу «Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет». В 1881 году за программу «Св. Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков» он получил Большую золотую медаль, звание классного художника первой степени и право на пенсионерскую поездку за границу на пять лет.
С 1883 года живет в Риме, с этого времени сосредоточившись целиком на античной теме. Художник активно интересуется историей Италии, участвует в раскопках, путешествует по полуострову. Отправляет в Россию картины на академические выставки: «Римлянка у восточного купца и колдуна», «Весна», «Вечерний разговор», «Соседки», «Послание» и «Римский поэт Катулл, читающий друзьям свои произведения». За них ему присудили звание академика исторической живописи. Последнюю работу покупает для своей галереи П. М. Третьяков. Картины Бакаловича пользуются успехом, он становится одним из столпов позднего академизма.
1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.
2. История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.