СУРИКОВ Василий Иванович
СУРИКОВ Василий Иванович (1848—1916) — русский живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1869—1875) у П.П. Чистякова. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1881 г.), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур. Суриков страстно любил русскую старину; обращаясь к сложным, переломным моментам в истории России, он искал в них созвучия волнующим вопросам современности. В 1880-х годах Суриков создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887; все в ГТТ). С глубиной и проницательностью истинною историка Суриков раскрыл в них истоки трагических противоречий в истории, логику ее движения, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола, в годы народных движений. В 1888 г., после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889—1890) тяжелое душевное состояние, Суриков создал полотно "Взятие снежного городка" (1891), запечатлевшее обобщенный образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. В исторических картинах 90-х годов. Суриков вновь обратился к национальной истории, останавливаясь, однако, не на периодах остродраматических социальных противоречий, а на событиях, в которых проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа. В картине "Покорение Сибири Ермаком" (1895) мысль Сурикова "две стихии встречаются" раскрыта в смелой удали казацкого поиска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сибирских племен. В картине "Переход Суворова через Альпы" (1899) воспето мужество русских воинов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа, характерное для исторической живописи Сурикова 1890-х годов, проявилось и в исполненных им в эти годы портрета ("Сибирская красавица Портрет Е. А. Рачковской" 1891). В годы реакции Суриков, верный демократическим традициям, писал (до 1910 г.) картину "Степан Разин" (начата в 1903 г.). Суриков также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи). Патриотическое, правдивое творчество Сурикова, впервые с такой силой показавшее народ как главную движущую силу истории, стало новым этапом в мировой исторической живописи.