Архаические культуры на территории Украины
2.3. Архаические культуры на территории Украины. Языческие представления древних славян
Впервые человек появляется на территории Украины в период палеолита (XII тыс. до н.э.). Найдены стоянки человека в Южном Крыму, Приазовье, Волыне, Житомирщине и в других местах. Люди занимались охотой и собирательством, открыли способ добывания огня. Основой социального устройства был матриархат.
В период мезолита (X-VIII тыс. до н.э.) развитие получило рыбо-ловство, изобрели лук и стрелы, была приручена собака. Началось формирование первобытной племенной организации.
В период неолита (VII-V тыс. до н.э.) активно развивалось земле-делие и скотоводство, гончарство и ткачество. Сеяли просо, яч-мень, пшеницу, овес. Одомашнили крупный рогатый скот: овец, коз, коней. Получило развитие художественное искусство. (Особый интерес пред-ставляют неолитические памятники, такие как Мариупольский Мо-гильник и наскальные рисунки Каменной Могилы возле Мелитополя).
В эпоху бронзового века наиболее исследованной является трипольская культура (V-III тыс. до н.э.). Представители трипольской культуры населяли Приднепровье, Правобережную Украину и Приднестровье. Данная культура принадлежала к наиболее развитой группе племен того времени и имела сложную социальную структуру. Трипольцам принадлежит создание первой в истории городской циви-лизации. Наличие уникальной городской инфраструктуры, прототи-пов письменных знаков, художественных ценностей, собственных техно-логий обработки металлов, гончарства, мифологии и обрядовости все это позволяет утверждать, что трипольское общество было в то время самым развитым и интеллектуально, и экономически. Их цивилизация стала основой культурного развития последующих поколений и в частности украинцев.
Начиная со второй половины III тыс. до н.э. и все II тыс. до н.э на землях нынешней Украины жили племена разных культур. Их специа-листы насчитали около двадцати, и хотя эти племена существовали сами по себе, вели собственные хозяйства, находились на разных уровнях развития, верили в своих богов, тем не менее, археологи находят между ними немало общего, что говорит о преемственности ценностей, харак-терных для этой территории.
В IX-VIII вв. до н.э. на юге Украины расселяются иранские племена киммерийцев. По мнению современных историков, они занимали всю территорию нынешней Украины – от Карпат до Донецкой области. На древнеиранском языке слово «киммерийцы» означает «подвижный отряд кочевого населения». Это первое племя на территории Украины, название которого сохранилось в письменных источниках (греческих и ассирийских хрониках). Киммерийцы занимались скотоводством и активно вели войны с другими племенами. Поэтому их быт был приспособлен к потребностям кочевой жизни и ведения войны. Материальные памятники этой культуры представлены керамикой, каменными надмогильными стелами, металлическими украшениями, оружием. Однако нарастающий натиск скифов с востока был причиной тому, что киммерийцы оставили степи Причерноморья.
В VIII в. до н.э. на юг Украины из Азии переселились скифские племена. Освоив огромные территории и создав новую систему хозяйства, скифы построили собственное культурное пространство, открытое для обмена и сотрудничества, но в тоже время, стойко сохраняяющее индоевропейское и ирано-арийское наследие. Этими обстоятельствами: традиционности (древние корни), новизны (кочевни-чество), открытости (межплеменные связи) и определяется самобыт-ность и длительное влияние скифской цивилизации. Ее наследие во многом определило военно-технический и духовный облик славянской культуры.
Следует отметить, что расцвет скифской культуры по времени и по историческому значению совпадает с другими выдающимися духовными достижениями человечества ─ с «греческим чудом» (расцветом древне-греческой культуры), эпохой иудейских пророков в Палестине, религии-озными реформами Заратуштры в Иране и Будды в Индии, распростра-нением учения Конфуция в Китае.
Рекомендуемые материалы
Следующая волна кочевой экспансии связана с сарматскими племенами (роксоланы, языги, аланы и др.), которые расселились на территории Северного Причерноморья и доминировали на территории Украины с III в. до н.э. по III в. н.э. Пришли они из южно-уральских степей, обосновались к северо-востоку от скифов. В середине III века н.э. их смели германские племена.
Особенностью сарматской культуры являлась гинекократия – высокое положение в обществе женщин, своего рода матриархат. Сарматские женщины были не только хозяйками и воспитателями детей, но и нередко занимали в иерархии племени самое высокое место. Они отличались воинственным характером, ездили верхом, владели оружием, наравне с мужчинами ходили в походы, не вступали в брак, пока не убьют первого врага. То есть своим поведением напоминали мифических амазонок. По легенде, пересказанной Геродотом, сарматы происходили именно от амазонок и скифов. Культура сарматов генетически была близка скифской, но не превзошла ее достижений. В то же время в военном деле сарматы существенно опередили не только скифов, но и другие народы.
За 600 лет сарматы довольно внушительно повлияли на мировоз-зрение народностей в ареале своего обитания. В украинском языке сохранилось много сарматских слов. Например: дбати, тримати, катувати. Названия рек: Дунай, Днепр, Днестр, Дон и другие. Специфическое укра-инское «Ґ», которого нет ни русском, ни в других славянских языках – сарматское.
На рубеже III-II тыс. до н.э. с индоевропейской общности племен выделилась германо-балто-славянская этнокультурная группа, а во II тыс. до н.э. от нее отделилась праславянская ветвь (венеды, анты, склавины). В результате «Великого переселения народов» в V-VI вв. н.э., племена, которые остались на территории Украины, создали крупные союзы, заложив основу украинского этноса.
В VI-VIII вв. н.э. сформировалась группа восточнославянских племен, территория расселения которых располагалась между Балтий-ским и Черным морями. Этническую основу древнерусской народности составляли кроме славян ─ тюркские, балтийские, финно-угорские, древнескандинавские и пр. Они внесли элементы своей материальной и духовной культуры.
К числу племен, впоследствии образовавших древнеславянское государство – Киевскую Русь, принадлежали: поляне, древляне, дрего-вичи, радимичи, кривичи, уличи, северяне. Славяне вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, разведением скота, охотой, бортни-чеством. Для защиты от врагов строили городища – убежища, которые постепенно превращались в города. К VI в. относится возникновение Киева.
Однако, несмотря на имеющиеся предпосылки для создания государства: большую численность населения, огромную территорию, социально-экономические связи, процесс становления и развития древнерусской культуры был сложным и длительным. Она складывалась под воздействием христианской Византии, исламского Хазарского кагана-та и языческих варягов (норманнов). Взаимодействие этих исторических сил и этнических культур породило своеобразную культурную структуру – Евразию.
Языческие представления древних славян
В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия. Язычество – это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религии представляют собой многобожие. Как и у других наро-дов, формирование религиозных представлений древнеславянского наро-да, прошло определенную эволюцию.
На первом этапе главными объектами были Мать-Земля, вода, леса, рощи, злые (упыри) и добрые (берегини) духи, управляющие стихиями (водными источниками, лесами и т. п.). Почитали и боялись домовых, леших, водяных, русалок. Защитить себя пытались с помощью оберегов, амулетов, заговоров.
На втором этапе сложился культ предков, семьи и домашнего очага. Почитали Рода – творца Вселенной и Рожаниц – богинь плодородия. Верили в потусторонний мир.
На третьем – сложился большой пантеон божеств, в разной степени популярных в различных местностях. Особым почетались: Перун – громо-вержец; Сварог – небесного огня; Даждьбог – света и солнца, податель всех благ; Стрибог – ветра; Волос (Велес) – домашних животных и богатства; Мокошь – женское божество плодородия и домашнего хозяйства; солнечные боги – Ярило, Хоре, Кострома, Купала. Местом исполнения культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы (жрецы языческой религии) приносили жертвы богам и совершали обряды. Храмы строили деревянные, многокупольные. Поклонение идо-лам и жертвоприношения сопровождались языческими ритуалами, кото-рые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздей-ствии на психику.
Мир славяне представляли в виде трех сфер:
Навь – подземное царство, где обитали души умерших;
Бесплатная лекция: "8. Противопожарные клапаны и люки" также доступна.
Явь – земля, где существовал одушевленный мир людей, животных, растений;
Правь – небо, где обитали высшие боги.
Все три мира соединялись священным деревом: березой, сосной или дубом.
Непрерывная борьба светлых и темных сил природы была отражена в представлениях славян. Смена времен года и сельскохозяйственные работы сопровождались торжественными праздниками. В декабре встре-чали бога Зимы – Коляду. Весна начиналась циклом праздников, посвя-щенных солнцу. На Масленицу жгли соломенное чучело зимы, пекли блины, устраивали пляски и кулачные бои. Прилет птиц отмечали приго-товлением обрядового печенья («жаворонки»). Лето встречали в русальную неделю веселыми свадьбами с песнями в честь Лады и Леля – покровителей любви. Для гаданья о новом урожае использовались особые сосуды – чары. На них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг – символ 12 месяцев.
Языческие верования и традиции нашли свое выражение в прикладном искусстве и в фольклоре. До наших дней дошли поговорки, скороговорки, загадки, сказки, пословицы, некоторые заговоры и закли-нания. Особое место в фольклоре занимали былины, среди которых наибольшей известностью пользовались былины, связанные с деятель-ностью князя Владимира и подвигами трех богатырей (Добрыни Никити-ча, Алеши Поповича и Ильи Муромца).
Первую попытку реформировать язычество и придать ему вид монотеистической религии, князь Владимир предпринял в 980 году, стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии.