Этноидентичность
Вопрос 3.Этноидентичность.
Культурная идентификация — самоощущение человека внутри конкретной культуры. Группы, которые сумели добиться какой-то сплоченности, возможно, выжили лучше, чем те, которые не сумели ее добиться. Исторические волны парадигмальных преобразований каждый раз изменяют индивидуальную групповую культурную идентичность. Групповая идентичность человека обычно оставалась постоянной на протяжении всей его жизни. Глубинная человеческая потребность в культурной идентификации сохранилась и после промышленной революции, но ее индивидуальная и групповая природа заметно изменилась. Классовое сознание служило еще одной формой идентификации и системы культурных предпочтений. Разделение труда породило совершенно новые культурные группировки. Сложился новый слой идентичности. Хотя многие из прежних форм идентификации сохранились, они были интегрированы с новым слоем того, что можно назвать идентифицирующими признаками. В результате промышленной революции семейные формы культурной идентификации заметно ослабли. Современная культурная идентификация также претерпевает определенные изменения. Расовые, этнические и религиозные подгруппы в каждом обществе сегментизируются на меньшие, более разнообразные мини-группы. Сегодня мы становимся свидетелями самоорганизации престарелых, ветеранов войны, людей, страдающих физическими недостатками, гомосексуалистов и т.п., которые считают, что массовое общество несправедливо обходится с ними. Возникают новые идентификационные группы, и этот бурный социальный процесс получит решающее ускорение благодаря средствам массовой информации с их специально адресованными публикациями и передачами, кабельному телевидению, спутникам связи и т.п. Национальное, или как теперь принято говорить, этническое сознание предполагает идентификацию индивида с историческим прошлым данной группы и акцентирует идею «корней». Миросозерцание этнической группы вырабатывается с помощью символов общего прошлого этноса — мифов, легенд, святынь, эмблем. Эта культурно-историческая преемственность в жизни этноса — величина динамическая и переменная. Так, американские ирландцы представляют собой более поздний, своеобразный вариант ирландского этноса, сформировавшийся в особых экономических и политических обстоятельствах. Этот этнос обладает некоторыми собственными символами и историческими воспоминаниями, что отнюдь не колеблет этнического единства ирландцев по обе стороны океана. Этносы обладают целой системой отличительных символов, эмблем, знаков, необходимых как для самих членов этнической группы, так и для посторонних. Поэтому символические аспекты территориальной и языковой общности подчас оказываются существеннее реальных: например, мечта черных мусульман о создании собственной страны на землях Миссисипи, Алабамы, или Иерусалим как символ исторической родины евреев. Этническая структура — это арена наглядного проявления и воплощения этнической культуры и текущей жизни. Ежедневный труд, соседские отношения, совместная религиозная практика, политическая активность, экономическое поведение, досуг и развлечения — все это может быть в той или иной степени основой для культурной идентификации.