Популярные услуги

Главная » Лекции » Строительство » Архитектурное проектирование » Модель учебного творческого процесса и метод вариантного моделирования

Модель учебного творческого процесса и метод вариантного моделирования

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 3

Модель учебного творческого процесса и метод вариантного моделирования

Методика придает учебному проектированию характер единого творческого процесса, соответствующе­го специфике деятельности архитек­тора. Всякий раз, когда требуется перейти от одного состояния к другому, возникает проектная задача. Большин­ство проектных задач имеет огромное число решений. На этом основано обу­чение студентов в группе и курсе – одна программа получает столько индивидуальных решений, сколько сту­дентов. Одно и то же задание «на входе» дает различные ответы «на вы­ходе». Проектные задачи обычно фор­мулируются в виде общих требований, которые должны найти решение в про­цессе творческого поиска проектной модели.

Поскольку учебная архитектурно-проектная задача нечто большее, чем нахождение одного решения, то воз­никает необходимость найти предпоч­тительный метод достижения желаемо­го результата. Таким методом явля­ется метод моделирования в различ­ных формах.

Графическое моделирование за­ключается в создании набросков, ри­сунков, схем, эскизов и чертежей, отражающих состояние объекта на графических моделях в процессе про­ектирования по отдельным стадиям.

Предметное моделирование или ма­кетирование состоит в объемно-про­странственном выражении наших пред­ставлений об оригинале в материале макета и служит уточнению, развитию и проверке этих представлений.

Логико-математическое моделиро­вание служит созданию количествен­ных моделей, предполагает измерение компонентов объекта и наличие крите­риев оценки, отображает зависимости между компонентами в виде формул, уравнений и логических условий с целью оптимизации проектных реше­ний.

В соответствии с динамикой и за­кономерностями творческого процесса методикой предлагается структурная модель учебного проектного модели­рования, которая отражает процедуру моделирования, механизм развития проектной модели и временные отно­шения последовательного поэтапного решения проектной задачи.

В замкнутом цикле проектного мо­делирования вычленяются три основ­ных, качественно отличных и взаимо­действующих между собой этапа: под­готовительный, или предпроектный этап; этап творческого поиска и этап творческой разработки[1] (схема 3).

Рекомендуемые материалы

Схема 3.     Описание: 3

Каждому этапу разработки учебного проекта соответствует определенный структурный уровень организации мо­дели и ее упорядоченности: предпроектному этапу соответствует фаза формулирования целевой установки; этап творческого поиска содержит три структурных уровня – клаузуры, эскиза-идеи и первичного эскизиро-вания; этап творческой разработки – фазу упрочения эскиза и его разра­ботки. Между этапами установлены временные границы. Заключительный этап учебного процесса состоит в оцен­ке работ, подведении итогов и обсуж­дении результатов.

Фазы подразделяются на ступени, локальные и относительно самостоя­тельные операции, каждая из которых представляет собой дидактическую единицу процедуры проектного моде­лирования. Если для составления ра­бочего графика проектирования доста­точно определения сроков исполнения этапов и фаз, то для программирова­ния и управления проектной деятель­ностью следует определить цель каж­дого занятия в соответствии с разде­лением процесса на ступени (схема 4) или операции, логически и струк­турно связанные между собой.

Описание: 4 

Схема 4. Схематическая сеть операций проектирования

3.1. Метод вариантного моделирования

как творческий процесс

Архитектор осуществляет свою цель создания проектной модели методом вариантного моделирования. Сущность архитектурного проектирования за­ключается в воспроизведении харак­теристики будущего архитектурного объекта на специально создаваемой проектной модели в соответствии с об­щественной, социально-культурной, утилитарно-практической, градостроительно-экологической и эстетической функциями и закономерностями фор­мообразования.

В начальной стадии архитектур­ного моделирования складывается предположение о проектируемом объ­екте. Эта гипотеза с известной степенью вероятности предвосхищает ре­зультаты преобразований, осуществляющихся в творческом акте проект­ного моделирования. Архитектурное моделирование включает постановку творческой задачи, перевод ее в проб­лемную ситуацию, отбор вариантов ее решения, оптимизацию результатов, отвечающих основной цели создания проектной модели. Моделирова­ние проводится в графической форме, предметно-наглядном виде или в фор­ме мыслительного эксперимента и логико-математических описаний.

В отличие от модели как теорети­ческого эквивалента анализируемого объекта с характерным для научного знания стремлением к точности . и строгой аргументированности  разработка проектной модели с повы­шенной требовательностью к нагляд­ности и образности опирается на соб­ственные принципы, определяемые ре­шением творческих, т. е. неформали­зуемых, задач и особенностями творче­ского метода архитектора, включаю­щего элементы интуитивного мышле­ния, композиторской, художественной и научно-исследовательской деятель­ности. Моделирование охватывает ма­нипуляции архитектора от первичного наброска и эскизного проекта до составления окончательного проекта как материала, достаточного для его реа­лизации в натуре. Моделирование фор­мирует профессиональные действия, когда преобразуется в метод вари­антного моделирования, раскрываю­щий механизм творческого процесса и динамику создания проектной мо­дели во времени. Вариантное архи­тектурное моделирование имеет своей целью поиск наиболее адекватной за­мыслу архитектурной композиции.

Вариантное моделирование – это экспериментирование с проектной мо­делью, способ развертывания во вре­мени архитектурного замысла, при­сутствующего в представлении архи­тектора «идеально» в начале творчес­кого процесса, когда в моделировании происходит перекодирование инфор­мации из идеальной формы в матери­альную. Архитектор, моделируя, ру­ководствуется определенной целью, которой подчинены все его варианты.

Вариантное моделирование как учебный метод программируется пла­ном проектирования ориентированным на исследовательские действия, со­путствует предпроектному этапу, когда изучаются заданные условия, привле­кается внимание к пространственно-временной характеристике организуе­мых в объекте социальных процессов, устанавливаются определенные огра­ничения и требования. Вариантное моделирование – процесс «поиска», представляющий собой процедуру при­нятия решения в условиях неопреде­ленности, отсюда – непредвиденные повороты, озарения, меняющие наме­ченный замысел. Многократное объемно-пространственное моделирование постепенно способствует сбли­жению проектной модели и вообра­жаемого объекта. Моделирование – активный процесс, позволяющий сту­денту дифференцированно подходить к получаемой информации, отбирать определенные свойства модели, про­никать в ситуацию, пересматривать отношение к исходным предпосылкам и следствиям, углублять представление о проектируемом объекте в широком градостроительном контексте, пере­формулировать проблему. В процессе разработки вариантов первоначальной операционной модели выделяются раз­личные содержательные слои, отража­ющие признаки искомого объекта: усо­-

вершенствуются внешние связи, гео­метрические и пространственные свой­ства задуманного трехмерного «ориги­нала»: тождество внутренней и внеш­ней структуры и формы, адекватной композиционному замыслу и художе­ственной идее; сходство предполагаемого сценария функционирования, «поведения» модели и несуществую­щего объекта; формируется целостное отражение «оригинала» в архитектур­ном образе модели. Любой вариант проекта в учебном процессе пред­назначается для его анализа, «прочте­ния».

Вариантное моделирование как творческое «проигрывание» композици­онных вариантов содержит процедуру сравнения и сопоставления вариантов, при этом акты наблюдения и конструи­рования часто идут одновременно, тем самым происходят двусторонний про­цесс созидания и прирост знания. В процессе вариантных модификаций производится сличение предваритель­ных гипотез с реальными результата­ми проб, Гипотезы корректируются, уточняются и оцениваются. Сравнение альтернативных вариантов – важная промежуточная цель созидательного и познавательного процесса: каждый вариант представляет собой нечто но­вое или видоизмененное повторение, дает материал для анализа и оценки, предшествующих принятию решения. Трансформация вариантов наиболее существенных свойств моделируемого объекта направлена на решение поставленных задач. Вариантное моде­лирование служит овладению навыка­ми критического сопоставления вари­антов с точки зрения множества не­уловимых и часто противоречивых кри­териев к способности выделять отно­сительно лучший, внутренне непротиворечивый вариант или принять ком­промиссное решение, более или менее удовлетворяющее требованиям. Сту­дент-архитектор от варианта к вари­анту совершенствует замысел модели за счет обогащения пространственной композиции, прогнозирует последую­щие действия. Как метод самовыра­жения вариантное моделирование вы­рабатывает важные для архитектора взаимопроникающие навыки эстети­ческого восприятия, эскизирования, логико-диалектического мышления, способности самостоятельного   поиска   нешаблонного   решения   и   его  крити­ческого

осмысления. Механизм сли­чения вариантов с ожидаемым – основа регуляции мыслительной дея­тельности.

Вариантный метод приобретает раз­личный смысл на разных этапах про­движения к цели – творческий поиск и разработка проходят ряд ступеней развития, связанных друг с другом. Между отдельными этапами существу­ют обратные связи. Методика стре­мится к такой организации творческой процедуры, чтобы взаимодействие и взаимопроникновение «понятийного» и «образного» происходило постоянно. В учебном процессе лишь условно можно вычленить: на этапе предпроектного анализа направляющим служит мысль – «понятийное», в ста­дии клаузуры превалирует интуитивный поиск образа. В процессе вариантного моделирования эскиза-идеи предва­рительные наброски решения носят импровизационный, свободный харак­тер, питаются ассоциативными пред­ставлениями в широкой зоне поиска сюжета. Этап содержит перебор произ­вольных и случайных вариантов ком­поновки темы по методу «проб и оши­бок». При этом желательно, чтобы варианты были контрастны и обла­дали «взаимоисключающими» разли­чиями. Предварительный фильтр – оценка вариантов типа «в этом что-то есть» – проводится с позиций потреб­ности новизны и ощущения красоты. Дальнейший поиск комбинаций осуществляется с целью снятия рассогласо­ваний и достижения соответствия модели условиям и требованиям. После -принятия эскиза-идеи, по эвристиче­ским правилам, варианты разрабатыва­ются в ограниченной области поиска избранной проблемы. Пространство пу­тей решения проектной модели на эта­пе эскизирования сужается, ставятся промежуточные подцели, привлекаются новые ассоциации, открываются ранее не замеченные стороны, грани моде­ли, сменяются одни качественные ва­рианты другими. В моделировании обнаруживается направленность, воз­никает доминанта, «руководящая идея», благодаря которой в композиционных вариантах отбираются решения, наи­более соответствующие основной ху­дожественной идее.

Варианты первичного эскизирова­ния – отправной пункт для следую­

щего этапа развития принципов орга­низации объемно-пространственной структуры, удовлетворяющих внутрен­ним и внешним связям решения внеш­ней оболочки, обладающим повышен­ной метафоричностью и субъективно­стью. В это время варианты представ­ляют собой своеобразное «наследова­ние» решения достигнутого на пред­шествующих этапах – один вариант порождает другой, побочный или па­раллельный, который видоизменяет предыдущие графические или макет­ные изложения замысла.

В вариантном моделировании про­является механизм сцепления образ­ных ассоциаций. Происходят «пересе­чение» и взаимное согласование старых и новых вариантов. «Наследование» последующими стадиями известных характеристик, повторяющих некото­рые особенности предшествующих ва­риантов, определяет поступательность развития, когда возникает альтерна­тива – необходимость выбора между двумя или несколькими возможными решениями, накладываются ограни­чения, привлекаются главные крите­рии и прежде всего эстетический.

После принятия эскиза вариантное моделирование становится процеду­рой углубления разработки темы, Структура вариантов сохраняется и вытекает из конкретизации художе­ственного замысла эскиза, происходит преемственное обогащение обладаю­щего устойчивостью эскиза – рас­крываются художественные возможно­сти темы и ее выразительных элемен­тов. Пространственная концепция за­крепляется выбором системы конструк­ций, решетки опор. Моделирование осуществляется методом «последова­тельных уступок и приближений». Вспомогательные планировочные эс­кизы сочетают вариантные и инвари­антные элементы, происходит поиск промежуточных звеньев между ни­ми – модификаций, обладающих коли­чественными различиями в рамках качественной однородности. Возникает потребность в дополнительной науч­ной и технической информации, в том числе области материально-техниче­ских средств реализации замысла. За­тем наступает фаза вариантного моде­лирования в рамках исполнения эски­зов в масштабах проекта, происходит уточнение художественного образа и детализация –

уменьшение или уве­личение отдельных частей, изменение ритмического рисунка, пропорций и графическое исполнение.

Итак, учебное вариантное модели­рование – один из важнейших и неотъемлемых методов проектирова­ния; процедура, целенаправленная на разрешение проблемной ситуации, со­путствует всему ходу проектирования во времени; имеет своим визуальным результатом наброски, кроки, эскизы, рабочие макеты, фиксирующие дина­мику творческого формирования и раз­вития первоначального композицион­ного замысла; представляет собой про­цесс, включающий личный и внешний опыт и интуитивный поиск студента, что позволяет ему выходить за пре­делы непосредственно получаемой информации. Вариантное моделирова­ние представляет собой не просто прямолинейное изменение, а поступательное движение с определенными «возвратами» со своеобразным вос­становлением некоторых черт исход­ной стадии в составе более сложно организованного, качественно иного целого, т, е. на более высокой основе. Вариантное моделирование – своего рода спиралевидный процесс. Учиты­вая сложность и противоречивость вариантного моделирования, необхо­димо на каждом «витке» производить оценку по критериям с учетом весо­мости их в зависимости от стадии структурного развития модели внача­ле преимущественно качественных определенностей – свойств объекта, а затем количественных параметров объ­екта (по М. Савченко). Анализ вари­антов композиции и выбор наиболее авторитетного из них, полнее всего выражающего замысел и относительно оптимального, – задача диалога меж­ду педагогом, наблюдающим и направ­ляющим процесс моделирования, и студентом-автором.

В вариантном моделировании по­следовательно происходят усложнение сопряжения и координация отдельных разработок пространственных реше­ний объекта в среде, выстраивание его объемно-пространственной струк­туры, сцепление компонентов через морфологические связи в целостную композицию, разработка архитектур­ной темы и достижение художествен­ной выразительности, архитектурного

формообразования, художественного образа. Анализ вариантного модели­-

рования показывает, во-первых, что существует не одно-единственное ре­шение, а многообразие конкретных вариантов решения проектной модели; во-вторых, внутри общих этапов эври­стического поиска наблюдаются инди­видуальные вариации в подходе, харак­тере и динамике решения в «стиле умственной деятельности» или интуитивного озарения; в-третьих, по­строение гипотез, их проверка и раз­работка весьма подвижны у различных студентов; в-четвертых, ход модели­рования зависит от конкретных обстоятельств, времени, отведенного на проектирование, и субъективных фак­торов – интуиции, опыта студента, творческого импульса, умений коорди­нировать различные уровни решений, творческой активности студента, его интеллектуального развития. В резуль­тате вариантного моделирования у студента формируется в первую оче­редь готовность воспринять новое, не­обычное. В-пятых, процесс вариант­ного моделирования включает иссле­дования познавательной информации и в то же время анализ собственно эмо­ционального отношения студента к проектному эскизу.

Вариантное моделирование – эффективный метод достижения желаемой цели; в процессе перебора вари­антов и самооценки результатов про­цесса происходит выбор лучшего из решений творческой задачи. Модели­рование способствует развитию эсте­тического восприятия, становлению творческой индивидуальности, вхо­дит в механизм функционирования творческого метода архитектора. Ме­тод вариантного моделирования – ин­струмент композиторской деятельности студента-архитектора, осваиваемый им в процессе курсового и дипломного
проектирования.

3.2. Метод управления и стратегия

проектной процедуры

С   целью управления проектной деятельностью строится график последовательности    операций,   охватывающий   весь    твор­ческий   цикл

Рекомендация для Вас - Рыцарский роман средневековья и его основные циклы.

Описание: 5

Схема 5. График последовательности операций

(схема 5).

Архитектур­но-проектная деятельность раскрыва­ется как совокупность взаимосвязан­ных операций, расположенных в необ­ходимой для разработки последова­тельности, во взаимосвязи эмпириче­ского и логического процессов. В схе­матической сети, построенной на ос­нове графика, различают операции верхней зоны, составляющие сферу творческого процесса, и операции ниж­ней зоны, составляющие сферу науч­ных исследований. Таким образом, метод управления проектным моде­лированием состоит в соединении познавательных и созидательных опе­раций. Творческая деятельность проте­кает во времени и характеризуется оп­ределенной последовательностью дей­ствий – стратегией. Стратегия проектного действия на этапах, уров­нях и ступенях моделирования приоб­ретает различный характер. Так, стратегия трансформации основных трех этапов последовательная. Сту­дент, получив от педагога на каждом из этапов рекомендации, «что надо делать», выполняет соответствующий этап.

Стратегия деятельности на струк­турных уровнях цикличная. Здесь ана­лиз студентом результатов на каждой фазе содержит вопрос, «продолжить или вернуться». Схема с возвраще­ниями к предыдущим уровням (с пет­лями) специфична для этапа творческого поиска. Стратегия деятельности на ступенях разветвленная. В сети ступе­ней проектирования параллельно под­ключаются «операции» из предпроектного анализа и творческого поиска, альтернативные события нуждаются в выборе.



[1] В Швейцарском федеральном институте технологии установлены следующие этапы проектирования: исследование и анализ, творческое проектирование и синтез, интенсивное проектирование и завершение.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее