Половозрастное разделение
Половозрастное разделение. Инициации. По-видимому, в период мезолита происходит половозрастное разделение деятельности в родовых общинах с комплексным типом хозяйства. Взрослое мужское население занимается преимущественно охотой, в случае необходимости участвует и в собирательской деятельности. Женщины главным образом занимаются собирательством. Дети помогают, как правило, в собирательстве и домашнем хозяйстве (девочки). Мальчики наблюдают за подготовкой к охоте, разделкой туш, по возможности включаются в эту деятельность, как помощники. Появляются мужские и женские дома. Мужчины и женщины живут отдельно друг от друга (питаются, спят). У них существуют свои праздники, иногда даже свой язык. Дети с определенного возраста также живут в домах со взрослыми. Таким образом происходил процесс передачи жизненного опыта, обучения необходимым навыкам. С другой стороны, разделение по домам подчеркивало различие в происхождении мужчин и женщин (разные роды). Возможно, именно это раздельное существование было внешним проявлением дислокального брака (раздельного проживания супругов) и при дополнительных условиях могло послужить толчком для последующего формирования индивидуальной парной семьи.
Многие общины существовали в условиях, близких к экстремальным. Определенный дефицит ресурсов кормовой территории, необходимость высокой степени организации деятельности по добыче пищи, сложные отношения с соседями требовали крепкой дисциплины, послушания младших старшим. Это послужило основой постепенного складывания системы возрастных классов с определенными правами и обязанностями. Правильное овладение необходимыми навыками, знание обычаев, позволяло человеку перейти в следующую возрастную группу. Чаще всего переход сопровождался инициациями, специальными испытаниями, празднествами.
Тысячелетия наблюдений за животными и растениями позволили накопиться огромному багажу знаний о поведении и свойствах потенциальных объектов доместикации.
На позднем этапе мезолита в дополнение к охотничьей добыче человек начинает ловить животных и держать как резервный запас пищи. Иногда это требовало эпизодического ухаживания.
Кроме того, начинается зарождение «культурного собирательства». Люди заботятся о необходимых диких растениях: пропалывают, вырубают мешающий кустарник, подводят небольшие каналы для полива и т.д. Главная черта «культурного собирательства» – это эпизодичность и сезонность. Оно выполняло роль подсобного, не основного хозяйства. Тем не менее как в охотничьей, так и собирательской сфере формируются предпосылки для дальнейшего перехода к производящему хозяйству.