Неолитическая революция
Неолитическая революция. Понятие «неолитическая революция» впервые введено в науку английским археологом Г. Чайлдом в 30-х гг. XX в. Содержание понятия определяли несколько важных характеристик – освоение земледелия и скотоводства, начало производства керамики (глиняная посуда), появление ткачества и более совершенная технология обработки камня (шлифование, пиление, сверление). Дальнейшие исследования показали более сложную картину периода. В некоторых культурах овладение земледельческими навыками происходит в период мезолита, шлифование и пиление камня также появляются в более раннее время. В некоторых районах мира существовал «докерамический неолит». Тем не менее переход к земледелию и животноводству (производящее хозяйство в противоположность охоте и собирательству как присваивающему хозяйству), зачатки ремесла являются яркой и наиболее важной чертой именно неолитического периода.
В современной научной литературе «неолитическая революция» определяется не только фактом технологических и производственных изменений, но важными экономическими и социальными последствиями, которые они повлекли за собой.
В ходе изучения данной темы необходимо рассмотреть ряд вопросов: предпосылки и причины перехода к производящему хозяйству, особенности процесса перехода, последовательность освоения отраслей, результаты и последствия «неолитической революции» в целом. В связи с перечисленными вопросами возникали различные теории происхождения земледелия и скотоводства, которые давали свое объяснение этим процессам.
Первые попытки проследить последовательность перехода к земледелию относятся к XVIII в., когда ученые-просветители считали, что охота после длительного накопления знаний приводит к освоению скотоводства, а затем из его потребностей появляется земледелие.
В XIX в. Г. Морган прямо связывал переход к земледелию с необходимостью снабжать кормом домашних животных. Г. Чайлд выдвинул «оазисную теорию», согласно которой в конце мезолита наступает засуха, поэтому люди и животные передвигаются в оазисы. Здесь возникает своеобразный симбиоз и происходит доместикация животных. Изучение особенностей климата в данный период и выявление основных районов доместикации не подтвердили предположения Чайлда.
Другой исследователь, Р. Брейдвуд, высказал идею о необходимости сочетания ряда факторов: достижение человеком определенного уровня культуры (технико-экономический фактор) и наложение его на благоприятные экологические условия, переход должен был состояться в районах, богатых дикими предками культурных растений и домашних животных. Правда, вскоре выяснилось, что хорошая обеспеченность ресурсами не стимулирует движение в сторону производящего хозяйства. Следовательно, доместикация должна была происходить в областях пограничных.
Благодаря исследованиям Н.И. Вавилова (20–30 гг. XX в.) удалось выявить основные районы-центры распространения диких предков культурных растений и, следовательно, основные центры доместикации. К ним отнесены Передняя Азия в широком смысле (Передняя Азия, кавказский район, среднеазиатский), Средиземноморский, Восточная Азия, Южная Азия (Индия), область к югу от Сахары, северо- и южно-американский очаги. Не случайно именно в районе Сирии и Палестины обнаружены наиболее древние культуры с достоверными следами одомашненного скота и занятия земледелием (культура Иерихон – IX–VIII тыс. до н.э.). (рис.14 – файл «Иерихон») Несколько позднее, в VII–VI тыс. до н.э. производящее хозяйство распространяется в соседних районах (Чатал-Гуюк в Южной Турции, Хассуна и Джармо в Ираке).
Выше мы упоминали, что важной предпосылкой для перехода к земледелию и животноводству являлся огромный объем знаний, накопленный людьми в процессе охотничьей и собирательской деятельности о растениях и животных.
В период мезолита появляются специализированные общины, которые занимаются либо собирательством определенных продуктов, либо охотой на определенных животных. Очевидно, это один из путей выживания в условиях кризиса охотничьего или собирательского хозяйства. Другой путь – это выработка в процессе опыта жестких дисциплинарных правил существования с соответствующей иерархией общины (возрастные классы, инициации). Третий путь, исторически более перспективный и прогрессивный, – освоение сезонного «культурного собирательства», «пленение» животных как резервного запаса пищи. Этот путь был характерен для общин с комплексным типом хозяйства, которые получали дополнительный импульс развития. Надо иметь в виду, что два последних варианта могли совмещаться.
Рекомендуемые материалы
Постепенное накопление опыта и осознание большей устойчивости земледелия и животноводства, трудности бродячего образа жизни, приводят к оседлости и изменению соотношения значимости присваивающего и производящего хозяйства. В зависимости от конкретных условий существования многие общины оставались на уровне «культурного собирательства» либо специализированными. В дальнейшем они или вытеснялись в окраинные области, или налаживали сотрудничество с оседлыми общинами, ведущими комплексное хозяйство. Другой вариант развития – также переход к оседлому производящему хозяйству под влиянием соседей.
Основные итоги «неолитической революции проявились в разных сферах жизни людей. В области технической появляются новые, более сложные орудия труда: топоры, мотыги, серпы, тесла; распространяются более совершенные способы обработки камня (шлифовка, сверление, заточка); идут поиск и использование новых видов материалов, пока каменных (диорит, нефрит, яшма); делаются попытки добычи кремня из глубины недр. Появляются зачатки первых ремесел (гончарное, прядение и ткачество), которые осваивают все общинники для домашних нужд.
Переход к производящему типу хозяйства в экономической сфере приводит к появлению устойчивого избыточного продукта. Это создает условия для более разнообразного и хорошего питания, а также накопления излишков с целью создания резервного фонда продуктов на случай недостаточного урожая.
Земледельческий характер труда, появление излишков, потребовали прочной оседлости и максимального освоения окружающей территории. Начинает формироваться более осознанное право на конкретную территорию и землю.
Оседлый образ жизни, более лучшее питание приводят к демографическим изменениям – растет население общин, семьи становятся многодетными, о новом поколении проявляют большую заботу, так как появляется дополнительная рабочая сила.
Начинаются изменения и в семейных отношениях. Когда главными источниками продукта становятся растениеводство и животноводство. С этим успешно может справиться женщина. Поэтому, женская половина становится привлекательной как важная рабочая сила. Возникает заинтересованность мужчин в совместном проживании и ведении хозяйства. Формируется унилокальный (совместное проживание супругов) брак. При этом, сохраняется матрилинейная система родства. Начинается строительство жилищ для отдельных семей. Но прочных семейных отношений еще не возникло, что проявлялось в таких формах брачных отношений, как сорорат (брак с несколькими сестрами) и левират (сожительство с женой брата). Практиковались внебрачные и добрачные формы связи (гостеприимный гетеризм, искупительный гетеризм).
Процесс труда долго продолжал оставаться коллективным, существовало общее поле. Распределение продукта находилось на уровне раздело-дележных отношений. При этом не существовало уравнительности. Больший количественный состав семьи предполагал и больший вклад в производство, следовательно, распределение происходило по едокам. Это был тот исторический момент, когда унилокальная парная семья сменяет очажную группу в качестве ячейки потребления. Хозяйственной ячейкой продолжает оставаться родовая община.
Вам также может быть полезна лекция "3.1. Общие сведения об Интернет".
Рост населения повлек за собой появление дочерних родов, которые объединялись во фратрию. Усложняется и внутриродовая структура. Появляются материнские семьи, которые претендуют на роль хозяйственных ячеек, линиджи – роды внутри рода. Происходит укрупнение и племенной организации. В связи с этим, формируется сложная иерархическая система родов и линиджей, у каждого из которых формируются свои интересы, иногда противоречащие интересам других родов. Начинается учет близости или прямой связи с центральным стержневым родом. Отслеживается генеалогия каждого рода и линиджа.
Усложнение хозяйственной и общественной жизни, необходимость регулирования отношений между представителями разных родов, фратрий и линиджей приводит к необходимости организации управления. Естественным образом этим занимались старейшины родов при участии всего взрослого населения, то есть роль социального организма переходит от родовой общины к племени.
Вопрос о преемственности власти старейшин до конца не ясен. По-видимому, в начале все определялось возрастом, а значит, жизненным опытом человека. Поскольку в родовой общине было несколько человек, близких по возрасту и опыту, то старейшин могло быть несколько. Очень вероятно, что старейшины (при смене умерших или одряхлевших) не избирались собранием членов рода, а высматривались и воспитывались старейшинами, то есть старшими из вождей, из наиболее смышленых детей.
При этом родовые вожди вступали в должность по старшинству. При отсутствии первого вождя командовал следующий по возрасту и т.д. Со смертью последнего вождя род распадался. В случае вымирания рода, но сохранения одного из вождей, род возрождался за счет родственных общин и даже родственных племен.
При сложной иерархической организации племени на лидерство претендуют в первую очередь представители главного рода. Здесь уже может теряться такой важный фактор, как личные качества вождя.
Таким образом, в ходе «неолитической революции» формируется позднеродовая община земледельцев и скотоводов.