Классовая теория (марксистская)
КЛАССОВАЯ ТЕОРИЯ (марксистская)
Наиболее распространена в учебных изданиях.
Ее суть сводится к постулату, что государство – это орудие господствующего класса, обеспечивающее и защищающее его доминирующее положение.
Государство, по Марксу, появилось не сразу, не с возникновением человеческого общества. При первобытнообщинном строе государства не было, так как не было разделения человечества на классы. Но постепенно развитие материального производства приводило к возникновению излишков, которые стали присваиваться племенной верхушкой. В результате возникло и укрепилось социальное расслоение общества, появились антагонистические классы и частная собственность. Перед господствующими классами встала необходимость сохранения своей собственности и своего могущества. Для этого, считает марксистская теория, они создали особый аппарат принуждения по отношению к социально низшим слоям – государство.
Совершенно ясно, что если государство – орудие в руках господствующего класса, то предпосылки его появления будут связаны с образованием классов. А поскольку их возникновение увязывается, в свою очередь, с социально-экономическим развитием, то акцент в деле образования государства делается именно на социально-экономических предпосылках.
Все это вполне четко отразилось в трактовке процесса образования Древнерусского государства.
Согласно классовой теории процесс государствообразования у восточных славян происходил следующим образом.
Восточные славяне жили родовыми общинами, что прежде всего обусловливалось природно-климатическими и экономическими факторами. Занятие земледелием в лесистой местности носило подсечно-огневой характер и требовало огромных трудовых затрат. Что такое подсечно-огневая система земледелия? Почему ее иначе называют «кочевым земледелием»?
Однако с развитием производительных сил и появлением старопахотных земель (земли, ранее освобожденные от лесов) обрабатывать участок становилось значительно легче. Вырастало и количество произведенной продукции. Начался процесс распада родовых общинных отношений и переход к общине соседской. Укажите характерные отличия родовой и соседской общин.
Рекомендуемые материалы
Одновременно и в связи с этим процессом наблюдается имущественная и социальная дифференциации общества. Зарождается классовое расслоение и развитие эксплуататорских тенденций. У формирующихся социально высших слоев возникает потребность в инструменте обеспечения своего господства и охранения экономических и политических привилегий. Возникает государство. Объясните связь между переходом к соседской общине и процессом классовой дифференциации. Какие вы можете привести примеры, подтверждающие развитие данного процесса в восточнославянском обществе? Вспомните, как назывались категории зависимого населения.
Внешние запоминающие устройства - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
«Период с VII по IX в. в истории восточных славян был временем разложения первобытнообщинных отношений и перехода к классовому, феодальному обществу. Этот переход был результатом совершенствования человеком орудий своего труда, что способствовало развитию производства.
Новые орудия труда – рало с полозом, соха с сошником, плуг с железным лемехом – позволили перейти от подсеки и перелога к дву- и трехпольной системе земледелия. В результате отпала необходимость в сохранении такого большого производственного коллектива, каким прежде была родовая община...
Результатом роста производительных сил общества стал распад родовой общины. Ей на смену пришла территориальная, или соседская сельская община, составной частью которой стала малая семья... На этапе формирования соседской общины у восточных славян происходит важный социально-экономический процесс – общественное разделение труда. Сначала от земледелия отделяется скотоводство, а затем – ремесло...
Рост городов, развитие ремесла и торговли способствовали накоплению излишков у родоплеменной верхушки и отдельных членов общества. Историки полагают, что с VIII по IX в. у восточных славян утвердился институт частной собственности.
Если прежде родоплеменная верхушка (князь со своей дружиной, старейшины) довольствовались той частью урожая, скота и т. д., которую им отдавала община за выполнение охранительных, судебных, культовых функций, то теперь они сами устанавливали норму отчуждения общественного богатства в свою пользу... Княжеско-дружинная власть становилась верховным регулятором социальных отношений».
(История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / И.Ю. Заорская, М.В. Зотова, А.В. Демидов и др. М., 2004. С.11-12)