Саги
Саги - наиболее значительные произведения древнеисландской литературы и выдающиеся памятники средневековой культуры.
Слово “сага” того же корня, что и глагол segia “говорить” - рассказ, повествование. Письменность появилась в Исландии в XII в. Саги были записаны в XIII-XIV вв. Все попытки установить авторов оказались неубедительными. Саги создавались в эпоху “неосознанного авторства”, которое возникло в традиции устного рассказа, но сохранялось долгое время и после появления письменности.
Саги - всегда повествования о прошлом, которые принималось за правду несмотря на наличие в них художественного вымысла. Пример последнего - высказывания персонажей. Но это скрытый вымысел, который не осознавался как таковой. В сагах нет разграничения “исторической” и “художественной” правды, а есть единая синкретическая правда. Повествования какого-либо другого рода для древней Исландии были невозможны. Различия между отдельными группами саг определяются не тем, какие цели ставили себе их авторы или к какому жанру они относили свои произведения, а прежде всего расстоянием между описываемыми в саге событиями и временем ее написания. Чем дальше в прошлом события, тем больше в саге скрытого вымысла.
Четыре группы:
1) Родовые саги, или саги об исландцах. В них рассказывается о людях Исландии, живших в X-XI вв (век саг 930-1030): “Сага о Ньяле”, “Сага об Эгиле”, “Сага о Людях из Лососьей Долины”, “Сага о Греттире”. Всего их около 60 и столько же “прядей об исландцах”, то есть фрагменты из саг о норвежских королях. До сих пор саги об исландцах - излюбленное чтение исландского народа. Их отличает реализм, яркость и драматичность, точный и немногословный стиль.
Люди также интересуются этой лекцией: 1 Теоретическое введение в источниковедение.
2) Королевские саги - исторические рассказы о норвежских королях и Норвегии, принадлежащие перу знаменитого исландского ученого и политического деятеля Снорри Стурлусона - “Круг Земной” (Хеймскрингла), ок. 1230. История Норвегии с древнейших времен до конца XII в.
1) Саги, написанные в XIII в. о событиях в Норвегии и Исландии 12-13 вв. Саги о епископах, о междоусобицах в Исландии в XII-XIII вв., приведших к потере страной независимости. “Сага о Стурлунгах”. Сага о норвежском короле Хаконе Старом (1217-1263), написанная Стурлой Тордарсоном сразу после его смерти. «Сага о Сверрире» рисует “гражданские войны” конца XII - начала XII вв.: период глубокой внутренней распри между конунгом Магнусом, ставленником знати, и самозванцем Сверриром, которого поддерживали низы. Сверрир завоевал престол и явился родоначальником династии Сверрира. Он принял прямое участие в создании саги. Эта панорама жизни средневековых норвежцев выявляет многие черты их сознания и культуры. В борьбу были втянуты широкие слои крестьянского и городского населения, причем крестьяне - свободные бонды - упорно сопротивлялись возраставшему гнету государства. Активную роль играло духовенство, высший слой которого - епископат - пользовался поддержкой папы римского (Норвегия оказалась втянутой в общеевропейский конфликт между светской и церковной властями).
4) саги о древних временах, действие в которых происходит в скандинавских странах до IX в. и в которых много фантастических элементов – например, “Сага о Вёльсунгах”, которая воспроизводит континентальное предание эпохи великого переселения народов, положенное также в основу героических песней «Старшей Эдды» и немецкой «Песни о Нибелунгах».
Не всякое повествование - сага. Сагой нельзя назвать «Младшую Эдду», учебник поэтического искусства, составленный в 1222-25 известным исландским историком, поэтом и политическим деятелем Снорри Стурлусоном.
“Младшая Эдда” Снорри состоит из четырех частей: Пролога, “Видения Гюльви”, “Языка поэзии” и “Перечня размеров”.
В “Видении Гюльви” дается обзор древнескандинавской мифологии, другие части объясняют устройство скальдического стиха и языка. «Видение Гюльви» пересказывает в прозе и цитирует в отдельных поэтических строфах многие сюжеты о богах и героях, которые содержатся также в песнях «Старшей Эдды» . Неясно, почему Снорри назвал свою книгу «Эддой». Это наименование возводят к названию хутора Одди, где воспитывался Снорри и считают либо производным от наименования поэзии (древнеисланд. othr) либо отождествляют со словом edda «прабабка». Сложилjcь представление о том, что Снорри основывался в своем сочинении на некоей книге исландского ученого Сэмунда Мудрого. Поэтому когда в 1643 г. была найдена древняя рукопись с песнями о богах и героях, авторство ее было приписано Сэмунду, и она стала именоваться «Старшей Эддой», а «Эдда» Снорри получила название «Младшей Эдды». И хотя впоследствии было установлено, что найденная рукопись не имеет отношения ни к Сэмунду, ни к «Эдде» Снорри, названия закрепились.