Руническая письменность
Руническая письменность. Есть данные, что прибывшие в Британию англосаксы владели древнейшим исконно германским письмом, так называемым руническим алфавитом. Руны - это буквы, вырезавшиеся на предметах, которые имели сакральный или магический смысл (на оружии, священных сосудах для питья, украшениях и т.п.). Форма рун - вертикаль с добавлением косых линий - приспособлена для резьбы на камне, дереве или кости. Руническая письменность связывалась с тайным магическим знанием, ею владели только посвященные. Англосаксонские руны - это разновидность старшего рунического алфавита, известного со II по VII вв. у всех германских племен. От старших рун следует отличать младшие руны, распространившиеся только у скандинавских племен в эпоху викингов с IX по XI вв.
Большинство старших рунических надписей, найденных на континенте или в Скандинавии - это отдельные предложения, трудно поддающиеся толкованию, или отдельные руны, иногда весь рунический алфавит. Старшие руны не использовались для записи текстов повествовательного характера - законов, грамот, эпических сказаний. Все эти сферы словесного творчества носили у германцев устный характер, и их переход на письмо был связан у всех древнегерманских народов с влиянием латинской книжности.
Два англосаксонских памятника с руническими надписями: “ларец Фрэнкса” и “Рутвельский крест”, оба памятника VII в. “Ларец Фрэнкса” - это шкатулка, на которой в одном предложении сообщается о ките (или морже), из чьей кости была сделана шкатулка, предназначенная для хранения реликвий - возможно, святых даров. Шкатулка украшена резными изображениями, которые представляют смешение античных, христианских и языческих германских сюжетов. Мифический кузнец Вёлунд, известный персонаж скандинавской мифологии, помещен здесь бок о бок с волхвами, приносящими дары младенцу Христу.
Рутвельский крест - это огромное каменное распятие из Нортумбрии, найденное в местечке Рутвел недалеко от границы с Шотландией. На нем рунами вырезано несколько строф поэмы, посвященной истории святого Креста (полный вариант поэмы сохранился в более поздней рукописи). Появление таких крестов связано с установлением культа Креста в VII в. после возвращения его в Константинополь. Отдельные рунические знаки встречаются также в конце некоторых из написанных по-древнеанглийски поэм англосаксонского поэта Кюневульфа (начало IX в.). Каждый из знаков заменяет в тексте слово, которым называлась руна. Последовательность их появления в тексте позволяет реконструировать имя Кюневульф.
Подобные данные свидетельствуют о том, что рунами продолжали пользоваться и некоторое время после введения христианства, и не только в целях языческой магии. По-видимому, их сохранение связано с попыткой усилить воздействие надписи на адресата, независимо от контекста, в котором появлялась надпись. Так, поэт Кюневульф не только вплетает свое имя рунами в текст, но и призывает читателя молиться о его душе. Однако в условиях борьбы с язычеством руны не могли сохраниться долгое время.