Часть 26
Первый царь
Иван IV Грозный
Шестнадцатое столетие стало эпохой формирования имперской идеологии и выхода России на международную арену. А фигура царя Иоанна Грозного, полвека занимавшего трон стала символом этой эпохи. Именно при нём было закончено построение национального государства и превращение его в мощную державу, не считаться с которой Европа при всем желании уже не могла.
XIV век—это век самоотверженного служения московского боярства общенациональным идеалам и целям. Отношения с великим князем Московским складывались, поэтому самые полюбовные. Святой благоверный князь Дмитрий Донской в своём обращении к детям завещал им самое задушевное обращение к боярам: «Боярство их любите, честь им достойную воздавайте по их службе, без воли их ничего не делайте».[1]
Однако к середине XV века положение изменилось. В боярстве, пополнявшемся титулованной удельной знатью, принесшей в Москву былое понятие о наследственных правах, установился взгляд на своё руководящее положение как на законное дело— привилегию, независимую от воли государя. Это грозило разрушением гармонии народного бытия, основанного на иерархическом сослужении сословий в общем деле, на их взаимном равенстве перед Богом и царём и одновременной подчинённости им.
Иоанн III
Чтобы понять эпоху и личность царя Иоанна Грозного, необходимо понять сначала особенность времени царствования его деда Великого Государя Иоанна III. С юных лет Государь Иоанн III видел зло удельной княжеской системы: одним своим видом отец, ослеплённый своими же родственниками в борьбе за великокняжескую власть, напоминал Иоанну о злобе и коварстве рвущихся к власти бояр. Боярская междоусобица приводила к ослаблению Руси, к грабительским набегам татар, уводивших через Казань тысячи россиян для продажи на невольничьих рынках в Крыму и Стамбуле.
Рекомендуемые материалы
Чтобы изменить положение и одновременно упрочить свою власть, Иоанн III приступил к решению трёх важных для государственного строительства задач:
1.)К разработке идеологических основ укрепления русского государства.
2.)Укрепление самодержавной власти для борьбы с удельной
системой, новгородским сепаратизмом и ересью инородца Схарии, серьёзно подрывавшей православную веру, отрицавшей Божественность Христа, склонявшей маловерных бояр и часть священства жить по закону Моисея и получившей в церковной истории наименование «ереси жидовствующих».
3.)К борьбе с остатками Золотоордынского ханства.
В1469 году, после смерти первой супруги Марии, началось сватовство Великого князя Иоанна к греческой царевне красавице Софье Палеолог, племяннице византийского императора Константина XII.
Папа римский Павел I поддержал сватовство Иоанна III, считая, что Софья в благодарность позволит папе утвердить свою власть над русской церковью. Летом 1472 года Софья выехала из Рима в Москву. Её сопровождал кардинал Антоний и большая свита из греков. В Пскове Софья пошла в Троицкий собор, где усердно молилась и прикладывалась к иконам. Это очень понравилось народу. 12 ноября 1472 года Софья въехала в Москву. В тот же день было совершено таинство брака. Почти три месяца пробыло в Москве римское посольство. Государь щедро одарил их подарками. Но цель свою посольство не достигло. Когда кардинал Антоний заговорил о соединении церквей, государь Иоанн III отослал его к митрополиту Филиппу, а последний выставил против кардинала книжника Никиту Поповича. Никита выдвинул такие доводы в истинности Православия и в ереси католичества, что кардинал Антоний сам прекратил спор о вере, отговариваясь тем, что с ним нет его книг. Женитьба на Софье Палеолог позволила Иоанну III заявить о том, что Россия является наследницей Византии, а он—наследником Византийских императоров. Такое заявление ставило Рим в зависимое от России положение и сводило на нет все его планы.[2]
Если католическая подрывная акция в России провалилась, то ересь Схарии, апологеты которого, как отмечал С.М. Соловьёв, отличались учёностью, так как имели книги, каких не было у православного духовенства, с 1470 по 1490 год глубоко проникла в среду русского священства и боярства. По сути, была создана подпольная организация, руководимая из-за рубежа. Иоанн III ни о чём не подозревал, так как на поверхности проявлялся только новгородский сепаратизм, приведший, в конце концов, к падению Новгородского государства. Не только отдельные лица священного сана, секретари, тогдашняя знать, но и сам Государь Иоанн III не избежал оккультного влияния еретиков, целью которых было ниспровержение православия и захват высшей власти. Роль наследника трона—Иоанна Молодого, сына Государя от первого брака, в этой тёмной истории сводилась к роли пассивного участника в устранении отца. Возможно, сектанты действовали и через жену Иоанна Молодого, и через его тверских родственников, выдвигая самый основательный довод: либо они возводят Иоанна Молодого на трон, либо трон достанется Василию—сыну Иоанна III и Софьи Палеолог. Но или через жену, или через родственников матери княжич дал понять, что против отца не пойдёт. И сразу же (1490) разболелся ломотою в ногах и вскоре умер 32 лет от роду.[3]
Вполне можно предположить, что Иоанн Молодой слишком много знал о планах оккультистов. Знал, но не поднял руку на отца—и стал опасен, так как мог выдать заговорщиков. Параллельно с ликвидацией Иоанна Молодого сектантам удалось «бросить тень» на Софью Палеолог как на лицо, заинтересованное в том, чтобы княжич Иоанн не выжил. Русская царица была брошена в тюрьму вместе с малолетним сыном Василием.
Ересь, спрятавшись за бояр Патрикеевых, наносила удары агрессивно и молниеносно. Не сразу Государь понял, что Софья к смерти старшего сына непричастна. А когда разобрался, то не только повинился перед женой, но и принял самые строгие меры и к боярам, и к еретикам. В 1504 году был созван духовный собор, на котором ересь была предана анафеме. Многих еретиков казнили, но десятки их успели бежать из пределов Московского княжества. Заслуга Софьи в разгроме еретиков на Руси огромна. Только благодаря ей и святым преподобным Иосифу Волоцкому, Нилу Сорскому, святителю Геннадию Новгородскому—светильникам монашества того времени—удалось победить оккультизм и ересь в среде русского духовенства. Имела Софья влияние и на государственные дела Иоанна III.
"3.4 Отсечение невыпуклым многоугольником" - тут тоже много полезного для Вас.
Иван III топчет ханскую грамоту
«Великую княгиню,—писал С.М.Соловьёв,—оскорбляла зависимость её мужа от степных варваров, зависимость, выражавшаяся платежом дани, и племянница византийского императора так уговаривала Иоанна прервать эту зависимость: «Отец мой и я захотели лучше вотчины лишиться, чем дань давать; я отказала в руке богатым и сильным князьям и королям для веры, вышла за тебя, а ты теперь хочешь и моих детей сделать данниками, разве у тебя мало войска? Зачем слушаешь рабов своих и не хочешь стоять за честь свою и за веру святую?»[4]
[1] Цит. по: Иоанн Снычев. Самодержавие духа. – С-Пб., 1994,с. 165.
[2] См. Иоанн III Васильевич (1462 -1505 гг.). Иллюстрированная история России до Петра Великого. – С-Пб., 1993
[3] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Соч. в 18 кн. Кн. 3. т. 5-6. т.5.- М., 1993, с.65.
[4] Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Соч. В 18 кн. Т. 5-6. М.,1993, с.84.