Часть 25
Но именно на Дону - в древнем сарматском центре, татарская орда получила мощный контрудар: Русь показала, что она способна вести боевые действия не только в своей пограничной зоне, но и непосредственно в лесостепной. Русь встала на борьбу с монголами, создавшими на огромном евразийском пространстве рабовладельческую империю (монголы не только лишили Русь двух ее торговых дорог : «из варяг в греки» и «из варяг в Иран», но и «свили» на одной из них свое «золотое гнездо» прим. авт.). Столица золотоордынского ханства (Сарай - прим. авт.) создавалась не для защиты народов, находившихся под властью монголов, а с целью их ограбления. Поэтому она и располагалась в верховьях Волги, так как именно туда могли в короткий срок прийти войска из Средней Азии, Кавказа и Крыма. Русь вынуждена была в суровых условиях жизни, которую вполне можно было бы назвать войной, усиливать государственную власть и укреплять вооруженные силы. При этом армия становилась гарантом национальной безопасности.
Говоря о составе русской рати, военные историки отмечают, что «преобладающим родом оружия была конница».[1]Именно с Куликовской битвы начинается процесс реформирования и развития русской конницы, столь грозной в эпоху сарматского величия…И опасность усиления военного могущества русского государства почувствовал не только Мамай, но и хан Золотой орды.
Тохтамыш, после смерти Мамая, убитого генуэзцами в 1381 году, на некоторое время объединил татарские улусы, а в 1382 году совершил неожиданное нападение на Москву и сжег ее. В огне погибло 24 тысячи человек.[2] Овладев Москвой, хан золотой орды распустил по волостям татарские отряды. И татары сразу же ограбили Юрьев, Дмитров и Можайск. Но под Волоколамском ордынцы столкнулись с войском, которое собрал Владимир Андреевич. Крупный отряд татар был изрублен в беспощадной схватке. Узнав о том, что князь Дмитрий ведет войско из Костромы, и, получив известие о победе князя Владимира Андреевича, Тохтамыш поспешил убраться с Московской земли. Татарский поход напоминал скорее набег, чем карательную операцию с целью «казнить рабов строптивых». Орда в 1380 году получила такой удар, после которого освобождение Руси стало делом времени.
И поэтому в этнической истории России Куликовская битва считается той рубежной датой, после которой новая этническая общность – Московская Русь выступила реальностью всемирно – исторического значения.
Главным итогом Куликовской битвы по Л.Н.Гумилеву надо считать то, что на Дон ушли суздальцы, ростовцы, владимирцы, псковичи как представители своих княжеств, но вернулись от туда русскими, хотя и живущими в разных.
Вам также может быть полезна лекция "7 Графика в Web".
Москва после Куликовской битвы стала безусловным лидером, вождем в деле объединения русских земель. Умирая, (19 мая 1389) Дмитрий передал великое княжение своему старшему сыну Василию I (1389- 1425гг.) без согласования с ханом Золотой орды. Уже в 1391 году, Тохтамыш жестоко жалел о своем « московском походе», так как все время был вынужден «оглядываться» на Русь, ведя кровавую войну с ордами Тимура, который перенес боевые действия из Ирана на Кавказ, в связи с попыткой Тохтамыша захватить у него эти владения. В 1392 году, воспользовавшись тяжелым положением Тохтамыша, втянувшегося в тяжелую войну с Тимуром, Василий I добился от него согласия на передачу Москве Муромского и Нижегородского княжеств. (иначе русские могли и «вспомнить» 1382 г.) С присоединением к Москве Муромского и Нижегородского княжеств у московских правителей появилась возможность приступить к созданию общерусской системы оборонительных границ с Ордой. Всего семь лет потребовалось после этого Москве для того, чтобы Псков стал постоянно «принимать князей» от руки великого князя, а еще через три года рязанский князь по договору 1402 года отказался без согласия Москвы вступать в какие-либо отношения с Литвой. В начале ХУ в. появился и знаменитый символ власти московских князей - шапка Мономаха, и первый общероссийский летописный свод - Троицкая летопись 1408 года.[3] Возвышение Москвы и объединение русских земель вокруг нее имело огромное значение для формирования российской цивилизации. В Киевской Руси была мощная тенденция движения к рыночной экономике. Монгольское нашествие прервало этот процесс. Московская Русь развивалась в русле служебно-домашней цивилизации, активно «ломая» в дальнейшем остатки рыночной цивилизации, сохранившиеся на Руси только в Новгороде и Пскове. Признаками служебно-домашней цивилизации, по П.И.Смирнову являются: 1). Служба - преобладающая разновидность деятельности, 2) народное хозяйство близко по типу к домашнему. 3).основная ценность - Отечество, 4). Высшие модусы-власть, слава, святость. 5) ведущая процедура социального признания - личная экспертиза и т.п. Главной причиной возникновения этой цивилизации в стране, отмечает П.И.Смирнов, была внешняя опасность.[4] Отметим, что с течением времени на территории Евразии произошла полная замена татарской (рыночной) цивилизации русской –(служебно –домашней) с сохранением некоторых заимствований русским языком ряда слов из татарского языка, например из сферы управления и финансов ( деньги, казна, таможня и т. д.)., еще одна группа заимствований связана с торговлей и бизнесом ( базар, балаган, бакалея, барыш, кумач и т.д.) Среди заимствований, обозначающих одежду, головные уборы и обувь, можно назвать следующие: армяк, башлык, башмак и т. д.. Большая группа слов связана с лошадьми, их мастями и разведением: аргамак, буланый, табун и т.д. Много и других слов, обозначающих утварь, еду и питье. Роль живших на Руси, и принявших православие татар и их потомков на Руси также нельзя недооценивать, так например Царевич Петр Ордынский стал основателем монастыря в Ростове. Выдающийся русский религиозный деятель Св. Пафнутий Боровский, был внуком баскака. В ХУI в. боярский сын татарского происхождения по имени Булгак был посвящен в духовный сан, и после этого кто- либо из членов семьи всегда становился священником, вплоть до о. Сергия Булгакова, широко известного русского богослова ХХ века.[5] И т. д. Следовательно, для того чтобы Русь стала Россией один вектор – вектор борьбы с монголо – татарами, направленный на борьбу за национальную независимость, должен был совпадать с другим, включающим в формирование русской культуры и русской государственности часть самого татарского этноса («блудного сына» Великой Скифии – прим. авт.) Александр Невский заложил основы русской политики. Дмитрий Донской стал активно претворять ее в жизнь. Иоанн III и Иоанн IУ осуществили то, что было заложено во времена Дмитрия Донского.
[1] Цит. по: Бычков, А.Ю. Низовский, П. Ю.Черносвитов. Загадки Древней Руси –М.,2000.С.414.
[2]Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».- М.,1988, с. 366.
[3] История России. Под ред. М.Н.Зуева и А. А. Чернобаева.- М.,2002. С.64
[4]См. Смирнов П.И. Признаки служебно-домашней цивилизации в России. Слово о России. Беседы о российской цивилизации.-С-Пб.,2004, с.152.
[5] См. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. - М., 2000.