Рождение индустриальной цивилизации и ее влияние на Беларусь
Тема 2.1.6 Рождение индустриальной цивилизации и ее влияние на Беларусь (первая половина XIX века).
1 Основные направления политики Российского самодержавия в Беларуси.
2 Особенности социально-экономического развития Беларуси в составе Российской империи.
3 Становление белорусской нации.
4 Культурная жизнь. Развитие научных знаний о белорусском народе.
1 Основные направления политики Российского самодержавия в Беларуси.
Рекомендуемые материалы
Беларусь из строя шляхетских вольностей вошла в состав строго централизованной монархической Российской империи. Поэтому все последующее развитие Беларуси надо рассматривать в тесной связи с историей России, ее огромного влияния на судьбу своего западного края. Вместе с тем, в значительной мере на территории Беларуси сохранились и традиции Речи Посполитой, влияние польской шляхты и культуры. Отсюда и многие особенности дальнейшего развития нашей Родины в составе России.
В первой половине XIX века в окружении императора сложились две группировки: пропольская и прорусская. Их влияние на государство во многом определили политику российских властей в западных губерниях. Но главная стратегическая линия царизма со времен Екатерины II неизменно оставалась одна: 1) русификация края и 2) превращение православия в основную церковь и религию на территории Беларуси. Учитывая ведущие позиции польских помещиков, до восстания 1830-31 гг. российская администрация старалась привлечь их к сотрудничеству, сделать их своей опорой. Вся политика царизма до 1830 г. сводилась к следующему: 1) вводилось новое территориально-административное деление: генерал-губернаторства (Белорусско-Витебская и Могилевская губернии), Литовская (Минская, Гродненская и Виленская губернии), уезды; 2) господствующее сословие –шляхта - после принятия соответствующей присяги сохраняло свои имения и получало сословные привилегии и права российского дворянства. В угоду шляхте сохранялось действие статута ВКЛ 1588 г. при рассмотрении гражданских дел и употреблении польского языка в местном делопроизводстве и в учебных заведениях; 3) для укрепления своей социальной опоры в белорусском крае со времен Екатерины II широко практиковалась раздача казенных земель с крестьянами российским генералам и крупным чиновникам (1 млн. человек – ¼ всего населения); 4) основывалась Белорусская католическая епархия и свобода католических культов; сохранилось и униатство, собственность католической церкви; 5) ликвидировано Магдебургское право. Жизнь города регламентировалась «Жалованной грамотой городам» 1785 г. что ухудшило положение «низов» в город. Вводилась российская система налогов (в России платили ассигнациями, а здесь серебром, то есть налог оказался значительно велик); 6) вводилась рекрутская повинность (1=125); 7) в крестьянском вопросе акцент был сделан на усиление феодальной эксплуатации. Со временем положение и быт белорусских крепостных мало чем отличалось от остальных крестьян на территории России; 7) в 1794 г. вводилась черта оседлости для еврейского населения – это привело к яркой специфике развития белорусского города и решения национального вопроса; 8) и проводилась политика насаждения русского землевладения. (Не получила развития)
Итак, «Золотые вольности» для местной шляхты кончились, но привилегии и собственность сохранились. После неудачного шляхетского восстания 1830-31 гг. царская администрация проводит жесткий курс на полную русификацию края: 1) местная администрация (польская шляхта) заменяется. Вся администрация комплектуется из числа русских представителей; 2) вся официальная документация переводится на русский язык; 3)преподавание переводилось на русский язык; 4) ликвидирован Виленский округ, вводилась четкая сословная система образования; 5) В 1936 г. закрыт Виленский университет – центр белорусской культуры, кузница национальной элиты; 6) под предлогом подготовки « Полного собрания законов Российской империи в 45 г.». В 1840 г. отменен Статут 1840 г.; 7) Указом от 18 июня 1840 г. были запрещены термины «литовские губернии», «белорусские губернии». Официально вводилось название «Северо-Западный» край»; 8) сильные гонения на католическую церковь, фактически она лишилась собственности. В 1841 г. всем церковным конференциям было запрещено иметь земли и крестьян. В 1839 г. по итогам работы Полоцкого церковного собора полагался процесс «воссоединения» униатов и православных; 9) завершился «разбор шляхты». Дворяне, которые не смогли документально подтвердить свое происхождение, переводились в разряд однодворцев, а часть из них с семьями были переселены на границы Империи. (Встречаются разные цифры – 12 тыс. человек).
Вывод. Общее направление политики царизма на территории Беларуси определялось стратегической задачей – полное экономическое, политическое и культурное подчинение. Тактические решения по отдельным вопросам этой задачи были противоречивыми и определялись обстоятельствами, которые складывались на конкретный момент. Беларусь, которая сначала рассматривалась как недостаточно колонизированная часть Польши, после событий 1830-31 годов, начала рассматриваться как слишком колонизированная часть России. Вопрос об культурной и тем более этнической самобытности местного населения вообще не существовало.
Включение белорусских земель в Российскую Империю переориентировало всю жизнь на Восток. Положительно: 1) политические факторы – конец опустошительных войн и междоусобиц шляхты; 2) экономические – Беларусь включилась в общероссийскую хозяйственную систему, что во многом определило дальнейшую хозяйственную специализацию, открыло емкий рынок, стимулировало развитие транспортной системы.
2 Особенности социально-экономического развития Беларуси в составе Российской империи
В первой половине XIX в. в Беларуси происходили общие для Российской империи процессы, которые вели к распаду феодально-крепостной системы, возникновению новых – капиталистических отношений. Об этом свидетельствует:
1) развитие промышленности: а) увеличилось количество мануфактур – до 549, где почти половина рабочих были вольнонаемные; б) появились первые фабрики – в местечках Хомск и Косово Гродненской губернии, где применялись паровые двигатели [2; 165];
2) развитию экономики Беларуси способствовали пути сообщения – водные, сухопутные, что благоприятно сказывалось на вовлечение края во всероссийский рынок. В вывозе преобладали товары сельского хозяйства, а в возе – промышленные изделия;
3) развитие путей сообщения благотворствовало росту городских поселений. С 1825 по 1861 гг. население 42 городов увеличилось с 151тыс. до 320тыс. чел. В городах и местечках жило разноэтическое население: белорусы, евреи, поляки, русские, татары. Количественно преобладало еврейское население [2, 165];
4) новые явления ярко прослеживались в развитии сельского хозяйства: а) все больше продукции шло на рынок; б) расширились посевы технических культур; в) в отдельных помещичьих хозяйствах внедрялись машины; г) все больше крестьян занималось промыслом, извозами; д) заметнее становился процесс дифференциации среди крестьян.
Дальнейшее развитие прогрессивных явлений в экономике сдерживалось господством феодолизма, в первую очередь крепостным правом: 1) помещики для увеличения доходности имений расширяли собственные посевы за счет крестьянских наделов. Но подневольный труд не давал положительных результатов; 2) масса крестьян беднела и не могла выполнять все возрастающие повинности, ибо барщина доходила до 6 дней в неделю; 3) постоянно возрастала задолженность помещиков частным лицам и казне. К 185 г. в пяти белорусских губерниях около 60 % крепостных крестьян были заложены их владельцами; 4) заметный рост крестьянских волнений – в 2 раза больше с каждым годом [5, 95].
Социальная напряженность усиливалась антироссийской пропагандой католической церкви и пропольского дворянства. Это вынудило царизм осуществить на Беларуси более гибкую социально-экономическую политику и делать определенные шаги по решению аграрного вопроса. При этом царизм преследовал три цели: 1) снять социальную напряженность; 2) увеличить доходность в государственной деревне и 3) завоевать симпатии крестьянских масс против польскоязычного дворянства.
Для достижения этих целей следует остановиться на двух важнейших реформах царизма в белорусских губерниях.
В 1840 – 1857 гг. осуществлялась реформа среди государственных крестьян а это 1/5 всех крестьян Беларуси). Основные ее положения сводились к следующему: 1) увеличены наделы крестьян, уменьшены их повинности; 2) казенные крестьяне переводись с барщины на оброк; 3) прекращалась практика сдачи их в аренду; 4) создавались выборные органы крестьянского самоуправления, которым доверялось под контролем администрации) решение хозяйственных, административных и судебных дел; 5) признавалась «гражданская свобода» государственных крестьян, что выгодно отличало их от бесправия крепостных крестьян.
И вторая, инвентарная реформа в помещичьей деревне (Указ 15 апреля 1844г.). Суть ее сводилась к регулированию разделов наделов и фиксации повинностей крепостных крестьян. Обязательные инвентари были введены в Западной и Центральной части Беларуси. Реформа встретила ожесточенное сопротивление помещиков их самоуправство имело ограниченные рамки) и недовольство крестьян в тех случаях, когда повинности возрастали. Этим можно объяснить растянутые сроки проведения реформы до 1857 г.
В целом же аграрные реформы 40 – 50 х гг., хотя и создавали лучшие условия для развития товарно-денежных отношений в развитии хозяйственных инициатив, крестьянства, в первую очередь государственных, все же не затрагивало основ феодальных порядков, ликвидация которых оставалась жизненно необходимой экономической и политической задачей.
3 Становление белорусской нации
Нация (от латинского nation – племя, народ) – историческая общность людей, которая характеризуется устойчивыми экономическими и территориальными связями, общностью языка, культуры, характера, быта, традиций, самосознания. Нации возникают на базе феодальной народности в период становления капиталистического способа производства. Решающую роль в преобразовании народностей в нации играют капиталистические экономические связи, формирование внутреннего рынка. Непосредственно связан с экономическим фактором при консолидации наций социальный, политический, демографический. На территории Беларуси данный процесс начинается со второй половины XIX в.
Процесс формирования белорусской нации обуславливался:
1 Основная территория проживания белорусов входила в границы пяти губерний: Виленской, Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской. Количество населения, согласно переписи 1897 г. составляло в современных границах Беларуси 6, 887 тыс. чел. Удельный вес представителей коренной национальности превышал 73% [2, 214]. Значительная доля белорусов проживала на сопредельных территориях Республики Беларусь – Черниговской, Смоленской областях, в Литве, Латвии, Польше. Около 90% представителей белорусского этноса жили в сельской местности. Примерно 40-50% городского и местечкового населения составляли евреи, что было связано с существованием в пределах 10 западных губерний Российской империи черты оседлости евреев; около 20% горожан были русскими, белорусы же составляли 17,1 % [2, 215].
2 Ускорение после реформы 1861 г. темпов экономического развития: а) расширение капиталистического предпринимательства в промышленности; б) постепенная переориентация помещичьих хозяйств на рынок; в) увеличение бессословного землевладения, г) развитие торговли и путей сообщения; д) интенсивное железнодорожное строительство. Все это способствовало созданию на территории Беларуси единого экономического региона и в то же время становлению белорусской нации. 3 Продолжалось становление нового белорусского литературного языка. Формирование его в это время проходило преимущественно в жанрах художественной литературы и публицистики. После введения закона о свободе печати в 1905 г. и появления белорусскоязычных легальных изданий, особенно «Нашай Нiвы», формирование литературного языка, разработка его научной терминологии пошли быстрее.
4 Процесс созревания нации проявился в национальном движении. Белорусское движение взрастало в спорах российских и польских шовинистов за господство над территорией края. В 80-х гг. XIX в. в Петербурге действовал белорусский народнический кружок «Гомон», который дал обоснование существования самостоятельного белорусского этноса, определил задачи перед интеллигенцией по распространению национального самосознания. В начале 90-х гг. в Москве и Петербурге действовали организации белорусского студенчества под руководством А. Гуриновича, М. Абрамовича и др. В 1900 – 103 гг. в Петербурге возникли национальные организации В. Ивановского, братьев А. и И. Луцкевичей, которые стали началом создания первой белорусской политической партии – Белорусской социалистической громады.
5 Развитие белорусской национальной культуры – это показатель степени зрелости нации.
Становление буржуазного общества в Беларуси имело ряд специфических черт.
1 Запрещение евреям селиться вне городов и местечек.
2 Экономическая слабость городов, невозможность найти в них работу для большого количества малоземельных крестьян.
3 Искусственное сдерживание разложения помещичьего землевладения.
Все это деформировало социально-классовую структуру буржуазного общества, сдерживало формирование белорусской нации.
4 Белорусская национальная буржуазия находилась еще на стадии становления и представляла собой наиболее слабую прослойку местной многонациональной буржуазии – только 1,7 % [1, 386]. Основные капиталы края находились в руках польских и русских помещиков, еврейских купцов и промышленников. Слабость национальной экономической элиты - буржуазии и дворянства – стало причиной немногочисленности и замедленного созревания национальной интеллигенции.
5 Зажиточная часть, разделенная на православных и католиков, до конца не осознала своего национального единства и часто безразлично относилась к проявлению национального движения. В целом, разделение белорусского этноса на католиков и православных отрицательно сказалось на формировании белорусской нации.
6 Крестьянство, пролетариат и полупролетарские слои общества в Беларуси состояли преимущественно из представителей белорусского этноса – 76 % всего населения края этих социальных слоев [5, 173].
7 Абсолютное большинство белорусов проживало в сельской местности - более 90% [1, 387].
Процесс формирования белорусской нации сдерживался общим направлением политики правительства. После подавления восстания 1863 г. царизм окончательно избавился от иллюзий относительно польского культурно-политического влияния на территории Беларуси и перешел на путь интенсивной русификации:
1) основой стало создание социальной базы политики – расширение русского землевладения.
2) Благодатная почва для русификации края – наличие многочисленного православного крестьянства. По переписи 1897 г. православные среди белорусов составляли 81,2 % [1, 387].
3) Школа была целиком переведена на русский язык обучения.
4) В официальной пропаганде насаждалась мысль белорусам, что они русские и не имеют никаких отличий, кроме локально-диалектических.
5) Усиленно насаждалась идеология «западноруссизма»: белорусы не самостоятельный этнос, а ответвление русского народа. Соответственно писалась белорусская история.
Итак, процесс формирования белорусской нации обуславливался особенностями и характером социально-экономического развития, направлением политики российского правительства, традиционными чертами национально-культурного развития. Все это привело к замедленному характеру формирования белорусской нации, ее самобытным чертам. Конец XIX – начало ХХ вв. - период, когда начинается национальное возрождение белорусского народа.
4 Культурная жизнь. Развитие научных знаний о белорусском народе
Культура белорусских земель находилась под сильным влиянием польской и, в меньшей степени, русской культур, что объяснялось как общественными условиями нахождения их в составе Речи Посполитой, а потом Российской империи, так и сознательной политикой руководящих кругов этих государств, направленной на денационализацию белорусского этноса. Только после шляхстского восстания 1830 – 1831 гг. царское правительство всерьез принялось за вытеснение польского языка и культуры, поднимая здесь знамя православия и единой русской народности. Полонизация сменилась и дополнялась русификацией.В конце XVIII - начале XIX вв. Беларусь в научном отношении оставалась неизученным краем. Совсем не было исследований о языке, фольклоре, этнографических границах расселения белорусов, истории Беларуси. Не существовало даже единого названия народа и страны. Так название «Беларусь» в то время закрепилось только за восточными губерниями - Витебской и Могилевской. Минская, Гродненская, Виленская носили название «Литва». Преимущественно безграмотное в своем большинстве белорусское население не выявляло себя особым отдельным народом. Свою национальную принадлежность оно определяло не по этничным (национальным), а по конфессиональным (религиозным) или местным приметам, называя себя «Тутыйшымi». Православие воспринималось или как «русская вера», а католичество – как «польская».
Условия развития культуры Беларуси тесным образом связаны с процессом становления белорусской нации; формирование творческой, национальной интеллигенции, начавшей дело национально-культурного возрождения, возникновением нового научного направления – белорусоведения.
Для пробуждения национального самосознания важное значение имела деятельность собирателей и исследователей фольклора, лингвистов, историков, этнографов.
Со второй половины XIX века национально-культурное движение превращается в главный фактор сохранения этнической самобытности белорусского народа и выступает движущей силой консолидации и формирования патриотизма к своему краю:
1) борьба за возрождение белорусского языка (Ф.Богушевич);
2) на базе возрождения национальной культуры ставятся вопросы о национально-государственном будущем белорусского народа;
3) молодая интеллигенция конца XIX века начала разрабатывать национальную концепцию исторического пути Беларуси (первая попытка сформулировать белорусскую национальную идею);
4) всестороннее изучение быта и традиций края;
5) первая национальная печать, выступившая в роли координатора процесса национального возрождения.
В этом процессе огромную роль сыграли газеты «Наша доля» (1906) и «Наша Нiва» (1906-1915). Газета выступала за национальное равноправие белорусского народа, развитие его культуры, искусства и литературы. С её участием выходил популярный «Беларускi каляндар», журналы «Саха», «Крапiва», «Лучынка». В начале XX века возникли белорусские издательства «Загляне сонца i у наша аконца» (Петербург), «Наша хата» (Вильно), «Саха» (Минск) и др. Они выпустили первые учебники на белорусском языке, «Першае чытанне для дзетак беларусау» Тётки, «Першая навука чытання» К. Каганца, отдельные произведения белорусских писателей, научно-популярные брошюры.
Беларусь стала объектом исследования российских учёных. Уже в 1773 году. Академия наук послала сюда две экспедиции - астрономическую и физическую. Во второй половине XIX века велись научные исследования истории языка, культуры и быта белорусского народа:
1) отделение русского языка и словесности Российской А.Н.
2) общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при МГУ
3) вольное экономическое общество
4) в 1867 году в Вильно был создан Северо-Западный отдел Русского географического общества
5) в 1870 году в Петербурге был издан первый фундаментальный «Словарь белорусского наречия» И. Носовича
6) началась публикация исторических источников - «Акт ...»
7) большую роль в собирании белорусского фольклора и изучении этнографии Беларуси сыграли русские и польские учёные П.Владимиров, И. Срезневский, А. Соболевский, А. Потебня, М. Федеровский.
Обратите внимание на лекцию "74. Психология безопасности труда".
8) всесторонним исследованием края занимались белорусские учёные М. Довнар-Запольский, Н. Никифоровский, Е. Романов, М. Любавский, и др.
9) к 1914 году действовало более 50 научных и культурно-просветительских обществ;
10) развитие науки и техники в начале XX века связано с именами учёных-физиков А. Наркевича-Едки, Е.Сняткова, А.Садовского и талантливых инженеров М. Стульгинского, К.Павловского. Технические новшества - автомобиль, радио, теле фон, кинематограф - все в мире входили в повседневный обиход городского населения;
11) основатель белорусской трилогии У. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах "Беларусы", названную энциклопедией белорусоведения. В работе впервые доказывалась национальная самобытность белорусов как самостоятельного славянского этноса. Он составил карту расселения белорусов.
12) в литературе в начале XX века сложилось мощное реалистическое направление, которое является цветом белорусской национальной творческой мысли. Представлено произведениями Я.Купалы, Я.Коласа, Т.Гартного, М.Горецкого, А.Пашкевича и др. белорусов.
Итак, в условиях продолжительной колонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик и, несмотря на большие потери, отстоял свою национальную перспективу. Вторая половина XIX и начало ХХ вв. в истории белорусской культуры ознаменовались значительными достижениями.