Возникновения государственности
Возникновения государственности
6. Государство
Изучая историю государственности различных сообществ мы должны выработать отношение к ее динамике и модель ее описания.
С 19 в. и до конца 20 в. ученые, изучая историю стран Древнего Востока и Средневековую историю стран Азии и Африки, исходили из того, что «государство» это крупное моноэтническое территориальное образование с едиными границами – естественным состоянием которого является целостность. Использовалось понятие «централизованное государство» (полеэтническое государство называлось «империей»).
Соответственно, его разрушение объяснялось как децентрализация, распад и воспринимались как время упадка, социального и экономического регресса, время усобицы в среде правящей элиты. Это время описывалось всегда со знаком минус. Напротив же, централизация и создание территориального государства или империи воспринималось как подъем, время социального и экономического прогресса, единения правящей элиты. Это время описывалось со знаком плюс.
На настоящем уровне развития исторической науки стало очевидным, что требуется иная модель описания государственности. Сейчас уже не у кого не вызывает сомнения, что складывание крупных территориальных образований с едиными границами происходит только в конце периода древности (1 тыс. до н.э.) и в конце периода средневековья (к 16 в. н.э.).
Еще до начала 90-х гг. ХХ в. в отечественной науке господствовало представление о линейном развитии человеческого общества, сформировавшееся в рамках парадигм советской науки, в основе которых лежали постулаты марксистко-ленинской теории. Основным являлся аспект экономического развития и классообразования. Считалось, что в своем развитии любое общество проходит через несколько обусловленных этапов – социально-экономических формаций: от «первобытного стада» до «государства» (рабовладельческого, феодального, социалистического), после чего государство отживает и начинается эра «коммунизма».
6.1. Возникновение государственности
Проблема возникновения такого социального устройства общества, которое принято называть «государственным» является одной из наиболее дискуссионных. Безусловно, что она связана с развитием общества, под которым принято понимать усложнение социальных структур. Но в то же время, историку постоянно приходится сталкиваться с обществами, развитие которых приостанавливалось и они архаизировались. Причиной могли быть, например, географические и, соответственно, хозяйственные – экологический кризис и перенос торговых путей. Или политические – завоевание и подчинение.
Рекомендуемые материалы
Возникновение государственности это очень сложный, до конца не изученный процесс. Оно возникает в результате целого ряда внутренних и внешних факторов. В настоящее время ученые пришли к выводу, что развитие обществ является вариативным и не всегда однозначно направленным во времени. При этом конечно есть общие универсальные тенденции и закономерности (например, возникновение института государства), но изучаются они с учетом конкретных особенностей, которые формируются рядом факторов.
В настоящее время большинством историков признано, что важнейшим фактором и условием развития общества является объективный фактор окружающей среды:
1. в целом – природно-климатический,
2. в частности – вмещающий ландшафт оказывает прямое влияние на скорость складывания государственности и на ее прочность. Кроме того следует учитывать еще один фактор:
3. влияние соседних социумов.
Обратим внимание, что схем развития социумов несколько. Если ранее видели и обсуждали в основном только одну:
«община – вождество – (сложное вождество) – раннее государство – развитое государство»
То для обществ горских народов ученые предлагают такую альтернативную модель развития:
«простая община – автономная община с развитой внутренней структурой – гражданская община».
При этом гражданская община по многим параметрам может выходить на уровень развития сопоставимый с характером вождеств или ранних государств (античный полис, политические организации горцев Евразии).
Племя и вождество – формы политической организации социумов, но тем не менее это еще не государства. Чтобы возникло государство – нужно, чтобы обособление фигуры носителя власти достигло определенной высокой степени и была осуществлена легитимизация носителя верховной власти, т.е. признание в качестве такового правителем другого государства или большей частью социума. Для этого, как правило, правитель такого образования присваивает или получает символы власти, характерные для уже существующего государства. Это выражается прежде всего в приеме титулатуры – так яванский рака становится раджей и т.п.
Важны и внешние факторы. Прежде всего не должно быть сильного соседа (часто это империя), который мог пресечь складывание государства. Так в 54 г. до н.э. Думнорикс был уничтожен Юлием Цезарем. Государство кельтов смогло возникнуть на этой территории только в 3 в. н.э., но просуществовало оно только 10 лет.
6.2. «Раннее государство»
«Ранние государства» (термин употреблялся К. Поланьи) – особая ранняя стадия развития института государственности.
Оно было впервые широко введено в научный оборот в 1978 г. как результат сравни. тельного анализа двадцати политических систем Азии, Африки, доколумбовой Америки и Европы периода государство образования (Кочакова Н.Б. М., 1986, с. 15).
«Ранние государства» могут быть описаны с точки зрения верховной власти. Основными понятиями при таком подходе является «носитель власти», обладавший соответствующими ее атрибутами – прежде всего «центром власти» или «стольным городом», и получившим необходимую инвеституру.
«Стольный центр» здесь противопоставлен «общинам», состоящим в определенных отношениях с носителем власти и друг с другом.
Охарактеризуем это понятие:
1. Очерченные границы вмещающего ландшафта и оптимальная для него численность населения (при возникновении государственности его, как правило, становится несколько больше, чем это требовалось в ранний период, когда требовалось поддержание равновесия. Избыточность – является условием усиленного хозяйственного преобразования вмещающего ландшафта, которое возглавляют надобщинные лидеры).
2. наличие центральной власти в лице какого-либо носителя власти а) способной поддерживать порядок и предотвращать распад, благодаря авторитету или угрозе применения силы; б) способной отражать внешнюю угрозу. Положение правителя как главы раннего государства обосновывается мифами и генеалогией, которые связывают его со сверхъестественными силами. Он также считается сакральной фигурой ответственной за контакт с высшими силами и благосостояние социума (он обеспечивает плодородие), является благотворящей личностью, источником даров, вознаграждений и пожалований.
3. наличие идеологии, которая узаконивает права правителя. Она связывает его со сверхъестественными силами. Он считается сакральной фигурой, от него зависит благополучие людей. Идеология поддерживается жречеством.
4. наличие лиц с высоким статусом – знати, из числа членов семьи правителя, глав кланов и высших должностных лиц. Занимают высокие должности. Их статус определяется родовой принадлежностью и близостью к линиджу правителя, а не собственность на землю как основное средство производства. Высокий статус могут получить и представители категории лично-зависимых (так называемые «привилегированные рабы»).
5. наличие органов управления – принуждения. Благодаря этому аппарату правитель способен предотвратить распад раннего государства.
6. наличие системы налогообложения в разных видах (подати, налог, дань и т.п.). Налог – это часть прибавочного продукта изымаемого в пользу центральной власти. Он обеспечивает существование государственных структур и используется для поддержания государственной организации.
7. Основу социальной структуры составляет общинная организация. Подавляющая масса населения – лично свободные общинники, владевшие основным средством производством в качестве членов кровнородственных коллективов (линиджей).
Для носителей власти «раннего государства» характерно стремление к обеспечению преемственности власти, т.е. переход властных полномочий от одного государя к другому. В раннем государстве существуют многочисленные должностные лица, выполняющие специализированные задачи. должностные лица общего характера, или полифункциональные администраторы, характерны главным образом для регионального и местного уровней управления. Что же касается центрального органа управления, то на этом уровне действуют в основном «специалисты». Хотя в идеале только правитель имеет право даровать законы, на деле государственные установления являются плодом деятельности многих людей.
Политическим, религиозным и культурным центром «стольного центра» является дворец правителя.
Х.Дж. Классен в зависимости от степени развития а) торговли и рынков, б) способа достижения высоких постов (наследованием или назначением), в) частной собственности на землю, г) судебной системы и системы налогообложения, д) способа вознаграждения должностных лиц разделил ранние государства на три группы: зародышевые, типичные, переходные [Claessen H.J.M. Specific Features of the African Early State. – The Study of the State. The Hague – Paris – New York, 1981, с. 60 – 61].
6.3. Государство как таковое
Закономерности возникновения государств – первичные и вторичные государственные образования
Применительно к истории возникновения государств в периоды древности и средних веков надо учитывать, образуется ли государство самостоятельно без активного влияния из вне – назовем его «первичным» или возникает при влиянии уже существующей на соседней территории государственности – назовем его «вторичным» .
Первичные государства характерны в основном для ранней и развитой древности (кон. 4 тыс до н.э. – сер. 2 тыс. до н.э.), когда между очагами государство образования лежали огромные пространства до-государственной периферии – это «номовые» центры (Шумер, Египет с конца 4 тыс. до н.э.).
Это общество техногенное (термин Д.В.Деопика), город сохраняет тесную связь с округой. Здесь город является центром сосредоточения сакральной и светской власти, которая мобилизует постоянных жителей округи на тяжелый труд, направленный на преобразование окружающего ландшафта. Возникновение города не всегда является признаком возникновения государственности, речь чаще всего идет о гармонических обществах, где город, населенный большим числом земледельцев, является самодостаточным (Восточное Средиземноморье с 10 тыс. до н.э.). Он сохраняет экономические связи с округой, но не влияет на нее с точки зрения управления.
Возникновение «первичных» государств происходил в древности крайне медленно. История на протяжении двух тысячелетий (3 – 2 тыс. до н.э.) как бы отрабатывала различные модели государственности. В средние века «первичных» государств не возникало, любое вновь возникшее государство было «вторичным». Процесс государствообразования проходил уже гораздо быстрее и занимал не более трех-четырех столетий.
Первоначальное состояние – это всегда наличие нескольких центров власти и носителей власти на определяемыми естественными границами вмещающего ландшафта территории. Определяющим является не столько этническая принадлежность, сколько факт занимания единого вмещающего ландшафта. Ранняя древность (конец 4 тыс. – первая половина 3 тыс. до н.э.) и раннее средневековье (2 – 7 вв. н.э. ) – это время формирования таких центров, которые в работах по «древней» истории принято называть «номами», а средневековой – «княжествами».
Объединение номов и создание «централизованных государств» – «царств» в древней истории (середина 3 тыс. – середина 1 тыс. до н.э.), «королевств» (царств) в истории средних веков (8 в. – 13 вв.) – это второй этап. Третий этап – создание «империй» – крупных территориальных полиэтнических образований, чьи территории распространяются за пределы одного вмещающего ландшафта. Древность (вторая половина 1 тыс. до н.э.), средние века – с 14 в.
Но возникнуть они могли там, где это позволял вмещающий ландшафт и отсутствие разрушающего внешнего фактора (степняк или горец, европеец). Например, в Бирме степняк – монгол и горец – шан, а затем европеец. Кроме того следует учитывать, что в силу действия Следствия 2 ко Второму историческому закону, разные общества могут проходить одни и те же этапы в разное абсолютное историческое время.
В период древности «первичные» государства зерноводов и «вторичные» государства рисоводов проходят путь от «общины» и «группы общин» к раннему (часто «номовому») государству.
В средние века «вторичные» государства зерноводов, просоводов и рисоводов проходят на пути к появлению государства через три этапа: 1. племя (община – у рисоводов) –– 2. племенные объединения (объединения общин) – 3. племенные союзы (союзы общин) – 4. ранние государства.
В силу специфики источников, исследуя возникновение государств в древности, мы больше знаем об экономических аспектах, несколько меньше о социальных и практически ничего – событийных.
Сначала рассмотрим древность, потом средневековье.
Возникновение первичного государства в древности
(Использован материал статьи И.М. Дьяконова, В.А. Якобсона «Номовые государства», «территориальные царства», «полисы», «империи». Проблемы типологии. ВДИ, № 2, 1982). В этой статье проблема рассматривается с точки зрения развития экономики и управления.
Обратите внимание на лекцию "Лекция 2".
Первые государства всегда невелики – они включают несколько тесно связанных между собой общин. Чтобы быть устойчивым оно должно было иметь естественные границы (защищен горами, рекой, пустыней и т.п.). Именно такие районы сложения государственности в науке принято называть «номом». У нома был центр, в котором находился храм главного божества нома, рядом с которым селилась администрация, сооружались склады продовольствия и оружия, устраивались мастерские – все это обносилось стеной. Так возникает город – центр «первичного» государства .
Ученые выделяют три пути развития раннего государства. Первый и второй – в техногенных обществах с интенсивным земледелием (возделывание зерновых культур) и ирригацией, третий – в гармоничных обществах (более широкий спектр земледелия и растениеводства, добыча металлов, ремесла и др.) почти не было ирригационных систем.
1. в экономике сосуществует два экономических сектора – государственный и общинно-частный при преобладании первого (Шумер в нижней части долины Ефрата, Элам). Здесь номы сохраняли свою автономность сравнительно долго.
2. государственный сектор сравнительно быстро поглощает общинно-частный, номы объединяются царями (Египет).
3. Общинно-частный сектор гораздо важнее государственного (государства Малой Азии и Восточного Средиземноморья). В 1 тыс. до н.э. этот путь развития переходит в античный путь, возникает особый тип общинно-частного сектора – полис (Греция, Италия), где роль государственного сектора ничтожна.
Первое и второе были крупные государственные объединения, размеры которых определялись н политической и экономической необходимостью унификации речного бассейна. Отмечается одна важная закономерность, характерная для техногенных государств – возникнув, оно развивается скачками – в начале происходит значительный прирост прибавочного продукта, а затем спад (из-за истощения почв и прироста населения).
Во втором тысячелетии возникают «вторичные» государства, которые представляли из себя конгломерат автономных политических единиц (Хеттское, Метаннийское, Средне-Ассирийское, Чжоуское государство). Но это еще не империя. Империями не обязательно становятся государства с развитым сельским хозяйством. Будущая империя должна обладать дополнительными ресурсами: средствами для ведения войн, ведения неэквивалентной торговли (путем захвата и контроля центров международной торговли), увеличения численности рабочей силы. Империи возникают в 1 тыс. до н.э. – первой империей была Новоассирийская 9 – 7 вв. н.э. Империя объединяла территории неоднородные во всех отношения (политические, экономические, культурные). Территории объединялись насильно, чтобы принудить их обеспечивать центр. Постепенно территории унифицировались (единое административное деление). Империи должны наилучшими армиями, а само государство должно занимать удобное стратегическое положение. Ассирия была исключительно выгодно расположенная. Империя не могла быть очень устойчивой.