Популярные услуги

Все письменные КМ под ключ за 7 суток! (КМ-1 + КМ-2 + КМ-3 + КМ-4 + КМ-5)
Все 4 контрольные точки за 7 суток
Оба семинара по программированию под ключ! КМ-2. Разработка циклических алгоритмов + КМ-3. Функции и многофайловые программы в Си
КМ-3. Основы J⁣a⁣v⁣a⁣S⁣c⁣r⁣i⁣p⁣t - обработка событий, проверка ввода данных в форму
Сделаю ваше задание: Лабораторная работа на Pascal / Lazarus
Повышение уникальности твоей работе
Одно любое задание в mYsql
Все письменные КМ под ключ за 3 суток! (КМ-6 + КМ-7 + КМ-8 + КМ-9 + КМ-10)
Любой реферат по информатике
КМ-6. Передача параметров между сценариями (скриптами) PHP. Отправка данных на сервер с помощью форм. - Выполню за вас.

Лекция 2

2021-03-09СтудИзба

Лекция 2

Продолжение рассмотрения, начатого на предыдущей лекции, исторического очерка языков программирования.

Условная периодизация:

1. 1954 - 1960

2. 1960 - 1980

3. 1980 – 2000…

Рекомендуемые материалы

Период 1960 – 1980 правильно бы было охарактеризовать, как период экстенсивного роста языков программирования, который был наиболее плодотворный из всех в мире, в этот период были  разработаны основные концепции языков программирования, которые до сих пор развиваются. В некотором смысле, если анализировать как языки программирования, так и информатику (computer science) в целом, то иногда возникает такое ощущение, что все, что можно было придумать, было придумано в период с начала 70-х по 80-е г. Все остальное – это воспоминания и реализация, просто некоторые вещи тогда не могли быть использованы, во-первых, потому что не хватало мощности компьютеров, а во-вторых, не было потребности в такого рода чертах. В частности, само понятие «технология программирования» появилось одновременно с языком Ада, и как правильно сказал Е. А. Жоголев, что по Аде можно изучать технологию программирования в том виде, в котором она сложилась к 1980-му году.  Т.е. появилась сама концепция, и появилось много языков, которые поддерживали эту технологию.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) – это такие языки, как Симула 67 и SmallTalk 72,80 (последняя версия появилась как раз только к 1980-му году), эти языки считаются одними из самых чистых языков ООП. Терминология ООП во многом унаследована из языка SmallTalk, более того, существует мнение, что если каких-то черт нет в языке SmallTalk, то они с точки зрения ООП не интересны. Например, в нем нет множества наследования, значит множество наследования, в некотором смысле, от лукавого, но это, конечно, несколько странная точка зрения. Тем не менее основные концепции ООП были реализованы уже в языке SmallTalk. А сам период 80-х годов, это период развития языков ООП, есть период уточнения конкретизации и другая реализация того, что уже было.

 Интерактивное программирование.  Вообще говоря, идея удаленного доступа к компьютеру появилась уже в 60-е года, и первый язык, который ярко поддерживал эту концепцию, был язык BASIC, язык, который первоначально был изобретен для обучения программированию с использованием интерактивной системы доступа к компьютеру, и все это произошло в 1964 году.

Мы уже говорили, что знаковые языки, это, во-первых,  Паскаль и Си. Си – это Ассемблер высокого уровня, который позволил системным программистам почти забыть про язык Ассемблер (если посмотрим на практику программирования на компьютерах IBM все серьезные программы были написаны на языке Ассемблер, несмотря на то что там были реализованы и PLI  и FORTRAN, почти все, что было изобретено, было изобретено на них, поскольку они составляли большинство машинного парка во всем мире. Тут появился язык Си, на котором удалось написать почти 90% ОС UNIX, но и которую оказалось легко перенести на все существующие архитектуры, и с тех пор язык Си уверенно вытесняет язык Ассемблера, так что последний перестал быть необходимым атрибутом нормального системного программиста, какой-то Ассемблер надо знать для общего развития, но жесткая потребность в программистах на Ассемблере почти отпала.

 Паскаль продемонстрировал новые принцип разработки языка программирования. В Паскаль было включено только самое необходимое, получился очень компактный и простой ЯП, благодаря чему он быстро распространился без всякой финансовой поддержки за 70-е 80-е годы распространился по всему миру и стал  ЯП для обучения программированию номер 1, и на его базе были разработаны диалекты (сам Паскаль для индустриального развития не годился), которые приобрели серьезное промышленное значение.

Логическое программирование. Основные концепции появились в 1971 году, при появлении языка PROLOG. В 1971 на PROLOG особого внимания никто не обратил. Сейчас это несколько боковая ветвь развития технологии  программирования.

  Именно на этот период приходятся три попытки создания универсального ЯП, который покрывал бы практически все проблемные области, и был бы достаточно адекватен, чтобы программировать в этих проблемных областях.

1. PLI  Учитывая количество средств, которые были вложены в разработку и пропаганду этого языка и конечный результат, можно сказать, что этот проект провалился. Язык имел плохой дизайн. Взяли структуры данных из COBOL, синтаксис из Алгола и еще кое-чего из других ЯП. Программировать на нем было сложно, и как только вымерли компьютера IBM сразу же вымер и PLI.

2. Алгол-68  Он интересен прежде всего с теоретической точки зрения. Он тоже получился слишком большим. Кроме того имел очень сложное описание. Отсутствие реально работающих промышленных компиляторов для Алгола-68 только довершило ситуацию. Это остался язык для избранных. Но все-таки некоторые конструкции из Алгола просматриваются в более поздних ЯП.

3. Ада Как пишет Р. Сабеста, это величайший проект по созданию ЯП. Так до этого никто и никогда ЯП не создавал. Когда министерство обороны США стало анализировать, куда уходят деньги на разработку программного обеспечения, то выяснилось, что основные средства уходят на сопровождение и поиск ошибок. Надо было уменьшить затраты на сопровождение, для чего нужно было создать единую среду программирования. В то время в мин. Обороны использовалось около 450 ЯП, конечно, говорить о едином подходе к технологии программирования не приходилось.  Невозможно было найти программиста, который разбирался во всех этих языках, да и сами языки не очень подходили для данных областей. В середине 70-х годов была поставлена цель, создана специальная группа (около 100 человек), чтобы только понять, что это должен быть за язык. 1975-1978 били разработаны первые требования.   Была задача использовать 3-5 языков, чтобы покрывать все области, в которых ведутся разработки в Пентагоне.  Таким образом языки должны были быть универсальными. Решили, что можно создать один универсальный язык, покрывавший бы все эти требования. Решено было взять за основу PLI, Алгол-68 и Паскаль. На конкурс было подано сначала 12 заявок. После первого круга осталось только 4, и все они были на основе языка Паскаль. В 1979 году состоялся второй круг и его выиграла французская компания. Окончательная версия и первый компилятор языка Ада были готовы к 1980 году. К 1983 году был создан военный стандарт 1815, который был заморожен, начиная с 1983 года. К 1983 году были созданы первые промышленные компиляторы языка Ада. Все программы для мин.   обороны должны были писаться только на языке Ада. Они должны были создаваться только на сертифицированных, аттестованных компиляторах. Авторы языка поставили три главных требования:

· Надежность (Как можно меньше ошибок должен провоцировать)

· Эффективность

· Читабельность (Может быть, сложно писать, но должно быть легко читать)

Когда Страуструп создавал свой Си++, у него была лиши одна мысль: создать язык, на котором было бы удобно программировать программисту.

Казалось, что к 83-му году создали тот универсальный язык индустриального программирования. В нем все было. Но именно этот стандарт стали называть Ада 83, чтобы не путать с последующей версией Ада 95. Именно в 1983 г. появился Си++, который нарушал концепцию уникальности типов, которая лежала в основе языка Ада.  С 1983 г. стандарт заморозили, но каждые 2 года выходила книга, которая содержала толкование неясных мест в стандарте Ада 83. Следовательно язык получился чрезмерно сложный.

На протяжении 70-х годов Н. Вирт отстаивал совершенно другой подход к проектированию ЯП. В книге Гауфмана описаны 2 подхода к проектированию ЯП.

1. Примером этого принципа служит язык Ада. Это принцип сундука.

2. Этот подход демонстрировал профессор Вирт и к 80-му году он придумал очень интересный язык – Модула 2. Этот принцип Гауфман назвал принципом чемоданчика.

Когда мы собираемся в дорогу,  у нас есть 2 альтернативы: взять все, что может понадобиться, и только то, без чего нельзя обойтись. Первый подход направлен на максимальное удовлетворение критичных технологических потребностей. Т.е., если есть осознанная технологическая потребность, то в языке должна содержаться конструкция, реализующая эту потребность.  Второй принцип – принцип минимизации языковых конструкций. Т.е., все языковые конструкции должны быть прочесаны с целью выяснить, и если такую конструкцию можно выкинуть, то давайте ее выкинем.

     Эти два принципа дизайна соперничали. Т.к. сложность ЯП переносится на ПС, написанные на этом языке, а сложность – это самая большая проблема программирования. В этом смысле нельзя использовать сложный ЯП для создания надежных ПС, язык должен быть достаточно простой.

Несмотря на отсутствие коммерческой поддержки, Модула 2 имела определенный успех. Было сообщество пользователей этого языка, была группа программистов на этом языке. От него отпочковались некоторые разновидности. Но сейчас все эти языки являются в некотором смысле тупиковыми. Это скорее из-за того, что ниша, которую пытался занять Модула 2, была уже занята реализациями языка Паскаль. Прежде всего это Турбо Паскаль. То, что фирма, которая была в то время законодателем мод области ЯП, выбрала язык Турбо Паскаль, а не Турбо Модула 2, сыграло очень большую роль в судьбе этого языка.

Но сама идея принципа  минимизации  сыграла свою большую роль.

Немножко еще об истории языка Ада. До 1988 года стандарт был полностью заморожен, а в 1988 году началась подготовка к разработке нового стандарта. Вообще планировалось менять стандарт раз в 12 лет. Новый стандарт Ада 95 полностью покрывал Ада 83, но имел ряд полезных расширений. Прежде всего, объектно-ориентированное расширение языка, и был еще рад полезных концепций таких, как понятие защищенных объектов, с помощью которых более удобно было программировать параллелизм, нежели с помощью обычного механизма, который был еще в Аде 83. Но, хотя существует только один язык Ада, в литературе появилось название Ада 83 – это ссылка на старый стандарт, и Ада 95 – это ссылка на новый стандарт. Мы будем рассматривать язык Ада, и если говорим просто Ада, то подразумеваем,  что это относится сразу и к Ада 83, и к Ада95.

    Можно ли сказать, что проект был удачен? Денег в него было вложено не

меньше, чем в язык PLI. Планировалось, что, по крайней мере, к 90-м годам все

программное обеспечение, которое приобретается Пентагоном, либо разрабатывается внутри должно быть написано на языке Ада и с помощью

сертифицированных программных средств. То, что несколько лет назад

Пентагон отказался от утверждения, что все программы должны быть на языке разрабатывается внутри должно быть написано на языке Ада и с помощью Пентагон отказался от утверждения, что все программы должны быть на языке Ада говорит о том, что этот язык, как универсальный ЯП, конечно провалился.

Конечно, как и язык FORTRAN, Ада занял свою экономическую нишу, но важность этой ниши постоянно обсуждается.

            В 80-90-е года пошла мода на ООЯП(объекнто-ориентированные языки программирования). Теперь уже никто не ставил перед собой задачу создать универсальный ЯП. Например Турбо Паскаль – это одна из разновидностей языка Паскаль, основанная на смешении Си и Модула 2 на основе синтаксиса языка Паскаль. Вся эта система потом превратилась в язык Delphi. И, конечно, развивался Си++. В настоящее время Си++ - это язык номер 1 для разработки системных программ. Си++ - это несколько иной подход к проектированию  ЯП. Т.е. взяли уже существующий язык и расширили его объектно-ориентированными чертами так, чтобы данный язык не уступал по мощности уже существующим, но был достаточно эффективный, именно из-за не эффективности реализации язык SmallTalk не получил промышленного развития. Язык Си был взят за основу. Как утверждает Страуструп все примеры на Си из книги Кернигана и Ритчи можно прогнать через компилятор Си++  и получить рабочие программы.  Сейчас Си++  в не конкуренции. Интересно, что другие ООЯП, которые появлялись в это же время не полуличили такого распространения. Язык Оберон, о нем будет сказано позже, и язык Eiffel, который создан был французом, интересен с той точки зрения, что он является чистым  ООЯП без всяких «родимых пятен», которые в Си++ остались от Си. О нем сейчас почти забили, потому что как и систему UNIX его распространяли почти без платно. К тому же сыграла роль переносимость и мобильность знаний.

 В 80-х годах появился язык Оберон, а потом его расширенная версия – Оберон-2. Оберон-2 – это наследник языка Модула-2, но он является языком ООП  все основные языковые конструкции в нем урезаны до минимума. Компилятор с языка Оберон занимал всего 4000 строк.

В книге Гауфмана один из разделов посвящен моделям или парадигмам программирования. Он выделяет 4 основные парадигмы:

1. Императивное

2. Функциональное

3. Логическое

4. Аппликативное

Практически все ЯП, которые мы рассматриваем в этом курсе, относятся к императивной парадигме (Алгол, Ада, Си, Паскаль и т. д.).

К функциональной  модели относятся языки Lisp (появился в 59-61 года и до сих пор успешно используются в научно-технических целях, прежде всего, это посимвольная обработка данных ) и Sheme (упрощенный вариант Lisp).

К логической парадигме относится язык PROLOG (логический Ассемблер).

Модель аппликативного программирования – это алгоритм Маркова, тогда как модель императивного программирования – это машина Тьюринга. Наиболее ярким представителем аппликативного программирования является язык REFAL. С коммерческой точки зрения этот язык не имел никакого значения. Его а 60-е годы разрабатывали энтузиасты. С научной стороны REFAL свое слово еще не сказал. Общие принципы, заложенные в основу REFAL, настолько гибкие, что они обязательно еще где-нибудь проявятся.

Два наиболее громких проекта 90-х годов, связанные с ООП. Это JAVA, который был опубликован в 1995 году ( про Delphi и Турбо Паскаль  уже говорилось) – это чистый язык ООП. По синтаксису он близок к Си++, но исключены все конструкции, которые тем или иным образом провоцируют ошибки (нет указателей). Язык JAVA не претендует на роль универсального ЯП, но определенную нишу он занял, и  в ближайшие 10 лет этот язык не уйдет, хотя производительность на нем оставляет желать лучшего. Семейство языков JAVA прекрасно добавляется языком С#. С# и JAVA генетически связаны, но кроме этого С# интересен и по тому,  хотя в нем и нет красивых языковых конструкций, что в период развития люди отказались от попытки создания универсального ЯП, в место этого сейчас много внимания уделяется системам, которые обеспечивают многоязыковое программирование. С# является частью  общего интегрируемого подхода к новому программированию, так называемого .NET. Там интересны так называемые CLR (common language run-time), т.е. единая среда времени выполнения. Т.е. создана некоторая унифицированная система типов и единая стандартная библиотека, которая позволяет производить манипуляции над этими типами.  И все языки, входящие в эту среду, а это C#, C++(контролируемое подмножество) , Visual Basic, имеют единый менеджер памяти, единую систему типов и единые стандартные библиотеки. Благодаря этому, объединение фрагментов программ, написанных на разных языках, становится все более и более легким. В 90-е годы на это было потрачено много усилий. Система CORBA, ее цель была наладить взаимодействие программ, находящихся на разных компьютерах. DCOM позволяет программам, написанным на разных ЯП, взаимодействовать в рамках одной операционной системы. В основе всех языков, которые входят в среду .NET лежит MIL – промежуточный язык. Сначала все эти языки компилируются в этот промежуточный код, а потом уже на Ассемблер. Этот подход очень похож на подход к созданию языка JAVA. JAVA – это, прежде всего JVM ( виртуальная машина  языка JAVA. Эта машина уметет компилировать промежуточный JAVA байт-код. А сам компилятор языка JAVA делает программу на этом промежуточном представлении. JVM – это чистый интерпретатор байт-кода, из-за чего производительность немного страдает.

Надо отметить, что С# скорее всего, будет иметь коммерческий успех.

На сегодняшний день ЯП развиваются не в глубь (создание новых концепций), а в ширь.

Раньше была примерно следующая схема обучения:

1. Базисные алгоритмы (Машина Тьюринга, алгоритмы Маркова, и т.д.)

2. Алгол-60

3. Введение в структуру данных на Алгол-60

4. Язык FORTRAN  (самостоятельное изучение)

5.  Ассемблер

6. Численные методы

Этого было достаточно для того, чтобы стать программистом.

           Сейчас, чтобы работать необходимо знание API( интерфейс прикладного программиста). Чтобы написать программу на Cи++ под Windows, надо знать парадигму программирования под Windows, библиотеку классов, которая инкапсулирована в соответствующий API или знать напрямую API. Система

POSIX-1152 – это UNIX  вместе с API ( их число 1152). Сейчас очень важно разбираться в API и с этой точки зрения относительная важность изучения ЯП стала ниже. Поэтом ЯП, которые появились в 90-е годы ничего нового в себе не несут. В 90-е годы еще активно стали развиваться языки подготовки сценария (Script-языки ) Perl, Peton, Shell, Java-Script и т. д. В этих языках с концептуальной точки зрения ничего нового нет. Ани имеют коммерческое значение. Это удобная прикладная штука.

                   П.3 Концептуальная схема рассмотрения ЯП.

1.

Мы будем заниматься в основном интерактивными ЯП и производными от них. Это связанно прежде всего с направленностью курса. ЯП – это прежде всего инструмент программирования (планирование поведение исполнителя). Рассмотрим, какие виды программирования вообще есть.

1. Игровое или развлекательное. Человек программирует для себя, не планирует использовать эту программу в коммерческих целях и часто является единственным пользователем данной программы. Идеальным для игрового программирования был язык BASIC ( был вшит прямо в BIOS первых машин IBM). Рассматривать это программирование и языки для этого программирования мы не будем.

2. Научное программирование.  Это то же программирование одиночки, специалиста в какой-то проблемной области, например, обработки изображений. Он изобретает свой методы, свои математические модели, чтобы их проверить он пишет программы. Если этой программой и пользуются люди отличные от разработчика, то это, как правило, ближайшие коллеги. В конечном итоге использовать эту программу можно только при участии автора, потому что она не планировалась быть используемой отдельно от автора. Таким программированием занимается достаточно узкий круг людей, которые никогда не называют себя профессиональными программистами.

3. Индустриальное. Создаются программы, которые планируются использоваться отдельно от автора, т.е. отчуждаются. Программа превращается в продукт ( это программа, которая используется без участия автора).

Метода и инструменты 3 (индустриальное программирование) значительно отличаются от методов и инструментов 2 и 1. Для 1 и 2 используются языки разных парадигм, тогда как для 3 в основном – интерактивные. Мы с инженерной точки зрения будем заниматься вопросами индустриального программирования, следовательно нас будут интересовать индустриальные ЯП.

2.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 3.7. Глобальная компьютерная сеть Internet.

 Точки зрения рассмотрения ЯП.

1. Технологическая. Есть какая-то осознанная технологическая потребность, например, в индустриальном программирование, как правило, программирует не один человек, а целая команда. Какими чертами должен обладать ЯП, чтобы поддерживать совместную работу над проектом? Это технологическая потребность. Нужны модульность и раздельная компиляция, чему мы будем уделять огромное внимание, когда будем рассматривать ЯП, потому что эта технологическая потребность является критичной, ели язык не поддерживает раздельную работу, значит он не может быть использован в индустриальном программирование.

2.  Реализаторская.

3. Авторская.

4. Семиотическая. ЕЕ мы касаться практически не будем. Любой язык есть знаковая система, а семиотика – наука о знаках.

5. Социальная. С этой точки зрения можно объяснить, почему не получил широкого распространения язык Модула-2. С этой же точки зрения язык Visual BASIC стал более популярен нежели Delphi, хотя с первых 4-х точек зрения Delphi лучше.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5076
Авторов
на СтудИзбе
455
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее