Эволюция классической политической экономии в первой половине хiх века
Глава 4. Эволюция классической политической экономии в первой половине хiх века
- Общая характеристика буржуазной политической экономии в первой половине ХIХ века.
На протяжении 1 половины ХIХ века вплоть до 70-х годов, когда на смену классической буржуазной политической экономии пришла теория маржинализма, развитие буржуазной экономической мысли осуществлялось на принципах экономического либерализма, разработанных классиками политической экономии.
Буржуазные экономисты, в отличие от представителей мелкобуржуазной политической экономии, утопического социализма и марксизма, основывающихся на положениях классиков об эксплуатации рабочего класса, трудовой теории стоимости, использовали другую сторону учения классиков – взаимосвязь и взаимообусловленность труда, капитала, земли как факторов общественного производства. Исследование категории стоимости осуществлялось ими не на основе труда, а на основе категории издержек. Стоимость, считали они, равна издержкам собственника предприятия в процессе производства на средства производства (фактор капитал), на заработную плату (фактор труд), на ренту (фактор земля). Представители буржуазной экономической науки отрицали положение о том, что единственным источником стоимости является труд, считали, что в рамках капитализма возможна гармония интересов, бескризисное развитие производства. Проблемы экономического развития общества они рассматривали с позиции интересов буржуазии.
Маркс назвал буржуазную политическую экономию вульгарной, так как он считал, что она является ненаучной и занимается апологетикой интересов буржуазии. Главный аргумент: если классическая школа стремиться проникнуть во внутреннюю сущность экономических явлений буржуазного общества, то вульгарная политическая экономия ограничивалась описанием чисто внешних связей в том виде, как они представляются буржуазным экономистам.
В настоящее время, в свете реалий сегодняшнего дня необходимо отказаться от термина “вульгарная политическая экономия”, ибо многие положения буржуазной экономической науки первой половины ХIХ в. вошли в современные учебники экономической теории (теория трех факторов, закон Сэя и др.).
Концепции представителей буржуазной политической экономии первой половины ХIХ века весьма разнообразны. Они изменяются в зависимости от исторических условий, особенностей отдельных стран, а также специфических интересов отдельных слоев самой буржуазии.
2. Экономическая теория во Франции (Ж.-Б.Сэй, Ф.Бастиа).
Жан Батист Сэй ( 1767-1832) один из известнейших экономистов Франции первой половины ХIХ в., выражавший интересы крупной французской буржуазии. Основные экономические взгляды Сэя изложены в “Трактате политической экономии”.
Рекомендуемые материалы
Сэй называл себя комментатором и популяризатором учения А.Смита, его заслуга перед французской экономической наукой состоит в том, что он смог преодолеть стереотипы физиократизма, господствующие в экономической мысли страны того времени. В экономическую науку Сэй вошел теорией трех факторов производства. Согласно этой теории, в процессе производства участвуют три фактора – труд, капитал и земля. Каждый фактор в создании стоимости оказывает свою услугу и создает свой специфический доход. Труд создает заработную плату, капитал – процент, земля – ренту. Взяв у А.Смита идеи о роли классовой структуры общества в происхождении и распределении различных видов доходов Ж.Б.Сэй считал, что факторы производства имеют самостоятельное значение в создании доходов рабочих, капиталистов и землевладельцев. Своей теорией трех факторов производства он не только отрицал эксплуатацию рабочих, но и считал, что в перспективе с ростом капиталов положение “низших классов” улучшается, и они все более пополняют “следующие за ними высшие классы”. Представляет интерес и трактовка Сэем предпринимательства и предпринимательского дохода как вознаграждения за организацию производства и руководства. Это объяснение предпринимательского дохода организующей ролью предпринимателя было использовано впоследствии А.Маршаллом, а идею о роли предпринимателя как новатора, носителя технического прогресса взял на вооружение И.Шумпетер.
При рассмотрении двух свойств товара Сэй обратил особое внимание на взаимосвязь полезности и ценности товара: “Ценность есть мерило полезности”.
Центральное место в теории Сэя занимает теория сбыта, вошедшая в экономическую науку как закон Сэя, или закон рынка. Эта теория была призвана обосновать гармоничность капиталистического воспроизводства, невозможность общих кризисов перепроизводства. Сэй утверждал, что при капитализме каждый продавец является покупателем, деньги при этом играют временную роль посредника. Обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей, в масштабе общества предложение и спрос уравновешиваются и общее перепроизводство становится невозможным. Он допускал лишь частичные кризисы перепроизводства. Беззаветно веря в гармонию интересов, свою концепцию о беспрепятственной и полной реализации общественного продукта и бескризисном развитии Сэй обосновывал такими аргументами:
- гибкость цен и заработной платы; взаимовыгодный обмен результатов труда всех субъектов рынка;
2) невмешательство государства в экономическую жизнь;
3) поступательное развитие общества на основе достижений научно-технического прогресса.
Закон Сэя дошел до наших дней, но отношение к нему в западной экономической литературе неоднозначно. Неоклассики, стоящие практически на позициях Сэя, считают, что рыночный механизм автоматически позволяет избежать серьезных кризисов перепроизводства. Последователи Кейнса подчеркивают неизбежность кризисов в свободно развивающейся рыночной экономике и критикуют закон Сэя.
В законе Сэя была и прогрессивная для того времени сторона, поскольку он был направлен против тезиса Сисмонди о невозможности поступательного развития капитализма. Используя аргументы Сэя, буржуазия выдвигала прогрессивные требования свободы предпринимательства и торговли, сокращения бюрократического государственного аппарата.
Идеи Сэя были восприняты и таким французским экономистом – Фредериком Бастиа (1801-1850), наиболее интересная его работа – “Экономические гармонии”. Бастиа прежде всего пытался опровергнуть социалистическое учение о социальных антагонизмах, противоречиях буржуазного общества и считал буржуазное общество “самой прекрасной, прочной, всемирной и справедливой из всех ассоциаций”.
В основе его теории гармонии лежит меновая концепция, источником гармонии Бастиа считал обмен и конкуренцию. Опираясь на теории услуг Сэя, обмен представлялся ему взаимным обменом равноценных услуг. Но в отличие от Сэя, у которого услуги оказывают и люди, и вещи, Бастиа ведет речь только об услугах людей: рабочего, капиталиста и землевладельца, его вывод: капиталистическое общество основано на гармонии, так как все получают доходы за свои услуги.
В качестве аргумента в пользу Бастиа используется закон распределения, заимствованный им у Г.Кэри, о нем речь будет идти ниже.
3. Экономические концепции в Англии (Т. Мальтус, У. Сениор, Дж. Милль).
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) – видный представитель буржуазной политической экономии Англии, современник, друг и соратник Д.Рикардо. В марксистской политической экономии его роль в экономической науке не признавалась, а его идеи подвергались беспощадной критике. Тем не менее, несмотря на то, что творчество этого ученого формировалось в основном в первой половине ХIХ в., многие положения его теории ценны для современной экономической теории.
Наибольшую известность принесла Мальтусу его работа “Опыт о законе народонаселения”. Центральной проблемой исследования служит влияние численности населения на его благосостояние. Для того, чтобы выяснить, каков будет будущий цивилизационный прогресс общества, необходимо исследовать, считал Мальтус, во-первых, каковы причины, задерживающие развитие человечества или возрастания благосостояния; во-вторых, какова вероятность благосостояния, вполне или отчасти, причины, препятствующие развитию? Отвечая на эти вопросы, Мальтус формулирует свой закон народонаселения: население имеет свойство увеличиваться в геометрической прогрессии в силу действия инстинкта к продолжению рода, средства существования растут только в арифметической прогрессии. Безграничность роста населения лимитируется ограниченностью средств существования, что ведет не к росту благосостояния общества, а росту бедности и нищеты в обществе. Итак, причиной бедствия народа служит перенаселение, следовательно можно предотвратить массовую бедность либо нравственным воспитанием населения, либо сокращением численности в результате войн, эпидемий и пр. Обратим внимание на три положения теории Мальтуса, которые определяют пределы экономического роста:
- биологические способности человека к продолжению рода превосходят его физические способности увеличивать продовольственные ресурсы;
2) ограничители роста действуют всегда;
3) конечный продукт воспроизводственных способностей населения определяется ограничением продовольственных ресурсов.
К счастью, грустные прогнозы Т.Мальтуса не сбылись, и население Европы, несмотря на значительный рост, питается намного лучше, чем во времена Мальтуса, массовая бедность изжита. Но проблемы, поставленные Мальтусом, его теорией народонаселения стоят перед развивающимися странами, в более широком смысле и перед всем человечеством стоит проблема оптимума населения, т.е. обеспечения такого роста населения, который максимизировал бы производство и потребление, в конечном счете – благосостояние.
Представляет интерес исследование Мальтусом проблем реализации совокупного общественного продукта. При исследовании проблем воспроизводства классиками буржуазной политической экономии А.Смитом и Д.Рикардо трудности в реализации общественного продукта рассматривались как частное приходящее явление, они отрицали экономические кризисы перепроизводства. Они считали, что ключевой проблемой для капитализма служат накопление, обеспечивающее рост производства, проблемы реализации они не рассматривали. Мальтус (одновременно с Сисмонди) выступил с критической точкой зрения и впервые в центр экономической теории поставил проблему реализации. Решение проблемы реализации и кризисов Мальтус нашел в своей теории “третьих лиц”, т.е. существовании общественных слоев (чиновники, духовенство, землевладельцы), которые покупают, ничего не продавая. Именно предъявляемый ими спрос, считал он, и обеспечивает реализацию всей массы производимых товаров. В этой теории в зачаточном виде заложено положение об участии промежуточных слоев в формировании ВНП, и неслучайно Дж.М.Кейнс считал, что именно Т.Мальтус вооружил его антикризисными идеями о факторах “эффективного спроса”.
Нассау Уильям Сениор (1790-1864) был ярким выразителем интересов буржуазии, его экономические взгляды изложены в работах “Основные начала политической экономии”, “Письма о фабричном законодательстве”. Во взглядах Сениора, обычно, рассматривают два момента:
а) теория воздержания;
б) последний час Сениора.
Сениор считал, что стоимость определяется издержками производства, куда включаются труд и капитал. Для него характерно субъективно психологическая трактовка этих факторов: труд рассматривается как жертва рабочего, который теряет свой покой, а капитал – как “воздержание” или жертва капиталиста. Вознаграждением “жертв” рабочего класса и капиталистов и служит заработная плата и прибыль.
В 30-е годы в Англии бурно обсуждался вопрос о необходимости установления десятичасового рабочего дня. Фабриканты нуждались в аргументах против сокращения рабочего дня, и Сениор в качестве аргумента предложил теорию, согласно которой прибыль создается только в последний час работы, все остальное время происходит возмещение стоимости авансированного капитала. Следовательно, считал он, сокращение рабочего дня до 10 часов недопустимо, так как это ведет к исчезновению прибыли.
Если Т.Мальтус, Н.Сениор в определенной степени были оппонентами теории трудовой стоимости Д.Рикардо и некоторых других сторон его учения, то Джон Стюарт Милль считал себя сторонником экономического учения Д.Рикардо.
Джон Стюарт Милль (1806-1873) английский буржуазный философ и экономист, который попытался согласовать теорию Рикардо с требованиями рабочего класса, подвести теоретическую базу под программу своих социальных реформ.
Взгляды Дж.Милля изложены в таких работах “Опыты по некоторым нерешенным вопросам политической экономии” и в пяти книгах “Основы политической экономии с некоторыми приложениями их к социальной философии”, по которым обучалось не одно поколение студентов. Остановимся на наиболее интересных моментах его теории, отличных от других представителей буржуазной экономической науки, несмотря на то, что Дж.Милль ставил своей целью систематизировать достижения экономической мысли (Рикардо, Сэй, Мальтус). Здесь следует обратить внимание на его методологию, для которой характерно противопоставление законов производства и распределения. Законы производства, считал он, “неизменны и заданы технологическими условиями”, законы распределения изменяются, поскольку ими управляет “человеческая интуиция”, отсюда обосновывается вывод о возможности социального реформирования общества.
Новым моментом является и попытка применить к анализу экономических процессов понятий “статика” (законы экономики “общества стационарного и неизменного”) и “динамика” (анализ исторических изменений).
Милль первый из буржуазных экономистов высказал суждения о социализме и социалистическом переустройстве общества. Однако он полагал, что “главной целью стремлений при нынешнем состоянии человеческого развития является не ниспровержение системы частной собственности, но ее улучшение и предоставление полного права каждому члену общества участвовать в приносимых ею выгодах”. Практически предвосхищая современных реформистов, Милль призывал к социальному партнерству, участию рабочих в прибылях и др.
На основе вывода о возможности улучшения положения пролетариата в рамках капитализма Милль предложил социальные реформы:
- уничтожение наемного труда при помощи кооперативной производительной ассоциации;
- социализация земельной ренты при помощи земельного налога;
- ограничение неравенства богатства при помощи ограничения прав наследования.
Представляет интерес и идея Милля об активном участии государства в экономической жизни. Используя принципы экономического либерализма, Милль тем не менее считает, что существуют сферы “бессилия рынка”, поэтому государство должно взять на себя расходы по созданию инфраструктуры, развитию науки. Много внимания он уделял государственной системе социального обеспечения и проблемам налогообложения. Таким образом, Дж.Милль был прогрессивным буржуазным ученым, которому были присущи идеалы всеобщего человеческого блага.
Индивидуальные задания
1. Опишите изменения, которые происходили в экономике по мере развития капитализма, назовите связанные с ними проблемы, которые потребовали теоретического разрешения.
2. Проанализируйте «закон народонаселения» Т.Р. Мальтуса. Используя статистические данные, подтвердите или опровергните его.
Тесты для самоконтроля
1. Согласно теории Т. Мальтуса главными причинами бедности являются:
а) несовершенство социального законодательства;
б) постоянно высокие темпы роста численности населения;
"Берлинские кризисы" - тут тоже много полезного для Вас.
в) чрезмерно высокие темпы НТП.
2. Основными постулатами «закон рынков» Ж.Б. Сэя являются;
а) спрос создает соответствующий ему уровень предложения;
б) предложение создает соответствующий ему спрос;
в) деньги нейтральны;
г) допускается вмешательство государства в экономику.