Основной вопрос философии, его структура
Основной вопрос философии, его структура.
Существует два рода явлений: материальные и духовные. В человеке существует биологические и духовные процессы (2 вида реальности). Возникает вопрос о соотношении этих реальностей. Основной вопрос – вопрос о природе мира. Что лежит в основе мира, что от чего зависит, что причина, а что следствие?
Основной вопрос философии, по оценке Ф.Энгельса,- это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Современная формулировка: отношение сознания к материи. Основное содержание и смысл этого вопроса описан Энгельсом в сочинении “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” 1886 г..
В составе основного вопроса философии выделяется 3 уровня.
Первый уровень основного вопроса философии имеет две стороны:
1). Вопрос о первичности – материальное или духовное сознание;
Возможны три подхода к решению вопроса о первичности:
a) Монистический;
Монизм (от греч. monos- один, единственный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет одно начало.
б) Дуалистический;
Рекомендуемые материалы
Дуализм (от лат. dualis- двойственный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет два начала. (Рене Декарт)
в) Плюралистический;
Плюрализм (от лат. pluralis- множественный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет много начал. (Готфрид Вильгельм Лейбниц)
Монистическое воззрение делится на две основные философские концепции или направления:
Материализм - такое философское течение, которое в основу мира кладет материальное начало.
Материализм является реалистическим мировоззрением, которое возникает из здравого смысла. Основной принцип материализма - принцип объективности, который вытекает из самой жизни. Этот принцип является необходимостью в повседневной жизни людей. Материализм стремится понять материальный мир “ из него самого”, не вводя никаких посторонних для мира факторов - бога, идеи и т.д.
Согласно концепции материализма:
· Материя первична;
· Материя реально существует;
· Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто - либо или нет);
· Материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
· Сознание, дух, мышление есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя;
· Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
· Сознание определяется материей (бытием).
Идеализм - такое философское течение, которое в основу мира кладет духовное начало.
Идеализм возникает как результат ощущения слабости человека перед силами природы и как результат разделения труда на умственный и физический. Умственный труд – привилегия господствующего класса. Из чего следует, что определяющую роль играет сознание, т.е. произошла абсолютизация творческой роли сознания. А физический труд – труд рабов. Гносеологические корни идеализма – сознание, оторванное от носителя, обладает особой творческой силой. Идеалисты считают, что первичной была идея, так как вещи конечны.
Второй уровень основного вопроса философии – вопрос о трех сущностях: сущность мира, сущность сознания, сущность отношения сознания к материи.
Третий уровень основного вопроса философии – вопрос о сущности человека, о смысле человеческого существования, о месте его в нем, о сущности мира, о сущности места человека в этом мире.
Формы материализма и идеализма.
Формы материализма:
1. Античный материализм - Милетская школа, Атомисты (Демокрит);
2. Материализм XVII-XVIII века – механистический, метафизический материализм (Бэкон, Локк);
3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс);
4. Материализм русских революционеров “демократов” (Герцен, Чернышевский, Белинский);
5. Современный материализм XX века на современном естествознании.
Формы идеализма:
Объективный идеализм – такое философское течение, которое в основу мира кладет такое духовное начало, которое не завит от человека (Платон, Гегель);
Субъективный идеализм – такое философское течение, которое признает первичным духовное начало и существует только человеческое сознание, а существование других объектов вне человеческого сознания под вопросом (Беркли, махисты).
Субъективные идеалисты исходят из идеи о том, что свойства вещей мы познаем посредством ощущений, т.е. нам известны не сами ощущения, а их свойства, которые являются единственным свойством нашего познания.
Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой реально существует сознание только одного человека.
Исторические формы идеализма:
1. Античный (Платон);
2. Средневековый (Фома Аквинский);
3. Идеализм немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель);
4. Неотомизм – XX век.
Ещё посмотрите лекцию "5 Пероральные гипогликемические средства" по этой теме.
2). Вопрос о познаваемости: мир можно познать и мир познать невозможно.
Как относятся наши мысли о мире к самому миру? (Вопрос о тождестве мышления и бытия.)
Агностицизм (от греч. a – не, gnosis - знание)- такое философское течение, с точки зрения которого сущность мира и сущность вещей непознаваемы.
Агностицизм:
Скрытый (скептицизм, Д. Юм);
Открытый (И. Кант).