Популярные услуги

Главная » Лекции » Юриспруденция » Теория государства и права » Происхождение государства и права

Происхождение государства и права

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 2. Происхождение государства и права

План учебного занятия:

1. Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества.

а) Общая характеристика ПОС (первобытно-общественный строй).

б) Особенности социальной власти, социальной организации, социальных норм в ПОС.

2. Возникновение государства как естественно-исторического процесса.

а) Причины разложения ПОС и возникновение государства. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти.

б) Восточный (азиатский) и Западный (европейский) пути формирования государства.

в) Понятие и основные признаки государства.

Рекомендуемые материалы

3. Происхождение права.

а) Регулятивная роль социальных норм в ПОС.

б) Причины и способы возникновения права. Признаки, отличающие право от социальных норм.

в) Пути формирования правовых норм (источника права).

4. Характеристика теорий происхождения государства и права.

Актуальность темы:

Происхождение государства – это длительный, сложный, многоплановый и многоаспектный путь. До возникновения государственной организации общества человечество прошло длительный период развития, именуемый первобытно-общинным строем. ПОС – исторически первая, целостная формация. Будучи самой продолжительной, не имела развитых социальных предпосылок для своего возникновения. Становление ПОС означает прежде всего возникновение и развитие новых социальных отношений. В соответствии с этим, важным является характеристика ПОС.

Также в данной лекции будут рассмотрены общие закономерности возникновения государства, его признаки, пути формирования; основные теории происхождения государства.

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов – так называемые нормы поведения. В данном контексте нами будут рассмотрены социальные нормы (мононормы) ПОС и пути формирования правовых норм (правил поведения, устанавливаемых государством).

1. Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества

а) Общая характеристика ПОС

История развития человеческого общества прошло два основных этапа:

- первобытный строй (ПОС);

- цивилизации (характеризуются появлением государства и права).

Как было сказано выше, до образования государства существовал ПОС.

Характерные черты ПОС:

1) малая населенность территории;

2) отсутствие четких границ между районами проживания первобытного коллектива;

3) низкий уровень производительных сил, малый объем производственного продукта;

4) наличие коллективной собственности;

5) отсутствие товарообмена и присутствие дарообмена;

6) объединение людей в малочисленные социальные замкнутые группы (несколько десятков человек).

Догосударственные формы социального управления:

1) Материнский род - матриархат. Характеризуется большим хозяйственным значением женщины, обусловленным разделением труда между женщиной и мужчиной. Родственная связь определялась по материнской линии. Матриархат длился 40 тыс.лет. Отношения имели эгалитарные связи - уравнительные (равное распределение между собой продовольственных ресурсов).

2) Возникновение семьи как отдельной экономической ячейки. Переход к патриархату. Возникновение моногамного брака. Семейная собственность была уже обособленной от родовой (коллективной) собственности. Изменение счета родства и порядка наследования (по отцовской линии).

3) Родовая община – объединение на основе родственных связей (кровное родство), общности имущества и труда. Род формировался в период возникновения семьи.

4) Образование межобщинных структур - племен – объединений близких родов; союзов племен. В этот период происходят главные общественные разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; ремесла от скотоводства и земледелия; появления купцов, не участвующих в процессе производства). Рост излишков в родовом обществе привел к накоплению богатства, что стало предпосылкой появления имущественного неравенства как между отдельными семьями, так и между родовыми общинами

5) Образование протогосударства. Наряду с другими видами общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия, появления ремесла и т.д.) происходит выделение управленческой деятельности, которая постепенно превращается в профессиональную. Люди делятся на две неравные категории – управляемые и управляющие – такое разделение является последней ступенью в создании раннего государства. Управленческие посты для верхушки власти дают определенные материальные выгоды, а также дают возможность навязывать свою волю коллективу.

Таким образом, происходит распад ПОС и кризис родовой демократии.

б) Особенности социальной власти, социальной организации,
социальных норм в ПОС

Каким же образом происходило управление (социальная организация) в ПОС, какова была власть (социальная власть) и какова была система регулирования поведением людей в ПОС (социальные нормы).

Особенности социальной власти в ПОС:

1) Власть носила общественный характер. Общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины. В осуществлении общественной (социальной) власти участвовали все взрослые члены рода (мужчины, женщины), т.е. все важные дела решались общим собрание рода.

2) Власть строилась на началах первобытной (родовой) демократии, на функциях самоуправления. Черты родовой демократии:

- суверенитет коллектива рода

- равенство личных прав и обязанностей

- свобода выхода из общины

- выборность вождя (старейшины) с правом его смещения

- гласность управленческого процесса и судопроизводства

- отсутствие фиксированных норм

- совпадение личного и общественного интереса

3) Отсутствие особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от труда (другими словами, не были отделены от общества)).

4) Власть опиралась на авторитете, уважениях, традициях члена рода. На занятие должности вождя или старейшины не влияли социальное, экономическое положение претендента (т.е. авторитет власти). Наоборот, большое влияние оказывали уважение, почет, мудрость, опыт (т.е. власть авторитета).

5) Выполнение управленческих функций не давало привилегий.

6) Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т.е. мононорм.

Особенности социальной организации ПОС:

1) Род – главный элемент социальной структуры – это объединение людей по признаку родства, а не по признаку проживания на единой территории.

2) Существование органа общественного самоуправления.

Выборные органы управления

Народное собрание

Жрецы

1) Совет старейшин:

- разрешал все основные вопросы управления

- разрешал конфликты

- сочетал функции государственного управления и судебных органов

- Избирало вождей и военачальников

- определяло наиболее важные вопросы жизни рода (войны и мира, массовых переселений, наиболее крупных конфликтов)

- Определяли магические ритуалы

- формировали нормы поведения религиозного типа

- осуществляли религиозный суд

2) Военачальник:

- военная подготовка подрастающего поколения

- формирование дружины

- главнокомандующий в случае войны

Существовало ли принуждение в родовой организации? Да. Как и во всяком обществе, в родовой организации существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было аппарата принуждения ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие (ополчение).

Особенности социальных норм в ПОС:

В ПОС социальное регулирование осуществлялось за счет:

1) Первобытных обычаев. Обычай – это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения. Особенности первобытных обычаев:

- выражали волю и интерес всего рода

- их творцом был сам род, осуществлявший такую функцию через народное собрание

- действовали в силу привычки, исполнялись добровольно

- не фиксировались письменно, а передавались от поколения к поколению

- формировались лишь в тех сферах, где были жизненно необходимы и обусловлены жизненной потребностью

- в случае нарушения обычаев применялись санкции неправового характера

- члены рода по обычаю были равны перед лицом ответственности

тесным образом переплетались и взаимно дополняли традиции, ритуалы, табу

2) Табу – непререкаемые запреты

3) Традиции. Обычаи нужно отличать от традиций. Традиция – передача. Это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения  к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Наиболее распространены традиции в религии.

4) Ритуалы – обряды. Это исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (например, этикет).

5) Прото-религиозные нормы (прото – первый) – это поклонение первобытным богам

6) Мифы, которые создавали образцы для подражания героям (стремление к идеалам).

Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин – мононормы. Моно – единый. Обычаи носили синкретический – слитный характер, другими словами мононормы нельзя было разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т.д., как это делается в современном праве.

Характерные особенности социальных норм:

1) отсутствие письменных форм закрепления

2) не проводится различие между правами и обязанностями субъектов (существующие правила были единственным вариантом поведения, были одновременно и правом и обязанностью лица).

3) Они обеспечивались силой привычки, общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением

4) Исполнялись добровольно и не имели особых средств обеспечения

2. Возникновение государства как естественно-исторического процесса

а) Причины разложения ПОС и возникновение государства. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти

Развитие общественного производства в силу объективных причин не могло оставаться на первобытном уровне.

Причины разложения ПОС и возникновения государства:

1) Переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание) к производящему хозяйству – скотоводству и земледелию. Этот процесс получил название неолитической революции (эпоха нового каменного века). Неолитическая революция приводит к регулярному появлению прибавочного продукта. Увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно.

2) Функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Следовательно, возникают реальные условия имущественной и социальной дифференциации. Это ведет к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены общественным разделением труда:

А) первое разделение – мужского и женского труда

Б) второе разделение – отделение скотоводства от земледелия. Такое появление двух видов производства дает возможность осуществлять обмен. А обмен – это уже товарные отношения. Проникновение товарных отношений в общину способствует ее разложению, т.к. обмен является средством обособления индивидов, и делает стадное (родовое) существование ненужным

В) третье разделение – отделение ремесла от скотоводства и земледелия. Такому разделению способствовала имущественная и производительная разобщенность, соответственно имущественное расслоение первобытного общества

Г) четвертое разделение – для того, чтобы осуществлять товарные отношения требуются люди, специально занимающиеся обменом продуктами между общинами – появление класса купцов, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства.

3) Увеличение объема избыточного продукта и появления частной собственности – материального выражения обособленности членов рода. Все это приводит к имущественному неравенству, к эксплуатации человека человеком.

4) Образование территориальной (соседской) общины (межобщинных связей). Т.е. люди расселялись уже не по принципу кровного родства. Состав территориальной общины определялся расселением в одной местности людей по интересам, по производству и пр. С образованием территориальных общин начал развиваться центр племенной жизни – укрепленные города.

5) Кризис социальной властиот социальной власти (родовой демократии) к военной демократии. Если при ПОС индивидуальные и общие интересы совпадали, то при возникновении частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы ПОС постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами (появление надощинных связей).

6) Образование протогосударства (или чифдом – от англ. – чиф - начальник, руководитель; дом – владение, господство). Наряду с другими видами общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия, появления ремесла и т.д.) происходит выделение управленческой деятельности, которая постепенно превращается в профессиональную. Люди делятся на две неравные категории – управляемые и управляющие. Управленческие посты для верхушки власти дают определенные материальные выгоды, а также дают возможность навязывать свою волю коллективу. Верхушка власти закрепляет власть за своими семьями и кланами (выборность, которая была раньше, сходит «на нет») – власть переходит по наследству. Организационная деятельность верхушки приобретала политическую окраску, а управленцы (вождь, помощники вождя) превращались в государственную «верхушку» власти.

Создаются условия для возникновения государства.

Общие закономерности возникновения государства

1) Необходимость в едином руководстве обществом, управление обществом. Замена потестарной власти (догосударственной) политической властью. Необходимость в управляющей единице, которая смогла бы организовать огромные людские массы – такой единицей со временем выступило государство со своим государственно-чиновничьим аппаратом.

2) Необходимость поддержания общественного порядка. Государство выступает как главный элемент урегулирования конфликтных отношений, прежде всего между богатыми и бедными.

3) Необходимость ведения военных действий и организации защиты. Лишь государство в лице специальных органов могло организовать все население на определенной территории на ведение военных действий (нападение, защита)

4) Совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта

5) Изменения в нормативном регулировании. Что способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех общественных отношений, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти

Первобытное общество

Государственно-организованное общество

Субъект и объект совпадают

1) Субъект – любой орган власти (человек, государственный аппарат)

2) Объект – человек или общество в целом

Власть авторитета (особое положение человека, который пользуется уважением за счет своих личных качеств (опыт, возраст, мудрость, отвага и пр.)

Авторитет власти (авторитет зависит от занимаемой должности)

Отсутствие привилегий (труд совместный, распределение долей в зависимости от добычи)

Привилегии преимущества (сбор налогов от населения в пользу поддержания госаппарата)

Кровнородственный принцип (власть распространяется на всех членов рода)

Территориальный принцип (власть государства распространяется на определенную территорию (территорию данного государства). Под действие власти государства подпадают все те, кто проживает на данной территории

б) Восточный (азиатский) и западный (европейский) пути формирования государства

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел различными путями. Но все же выделяют два главных пути формирования государства. Восточный (азиатский) и западный (европейский) пути.

Надо сказать, что государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Потому не случайно, что главным считает восточный (азиатский) путь формирования государства (Древний Восток: Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай; затем Африка, Америка, Океания). Также многие ученые считают, что к Восточному (азиатскому) пути формирования государства можно причислить и возникновение СССР, а также страны Восточной Европы (после Второй Мировой войны).

Этот способ производства представляет собой своеобразную систему земледельческих общин, объединенных государством, которое имеет своим базисом общественную собственность на землю и коллективный труд. Взимая налоги (натуральную ренту) государство присваивало прибавочный продукт, фактически захватывая всю собственность на землю, воду. Господствующий класс совпадал с иерархией, осуществляющей управление и возглавлявшейся деспотом-правителем. Государство – это аппарат принуждения. Государство (в лице аппарата) само господствовало над подданными. В процессе государствообразования создавалось общество, построенное по образцу пирамиды: наверху – монарх-деспот (царь, фараон, хан и т.д.). Ниже – круг его ближайших советников (министров, визирей). Далее чиновники – более низкого ранга. В основании пирамиды – сельскохозяйственные общины – это и есть объект эксплуатации, отдавали государству в виде налогов значительную часть общественного продукта.

Основные черты восточного пути формирования государства:

1) Влияние географических условий – необходимость выполнения крупно-масштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация, защита ирригационных систем). Особо засушливый район, особый режим рек Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Хуанхэ.

2) Важнейшая функция родоплеменной знати – управление общественной собственностью. Исполняла общественные должности, которые постепенно трансформировались в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат).

3) Само государство выступало организатором производства, т.е. государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников и управляло ими. Государство создает классы.

4) Устойчивость структуры родового строя – сохранена земельная община, коллективная собственность. Но со временем общественная (коллективная) собственность превращается в государственную.

5) Частная собственность не имеет существенного значения.

6) Отношение к рабовладению – патриархальное рабство

Характеристика восточных государств:

1) по форме правления: абсолютные, деспотические монархии

2) мощный чиновничий аппарат

3) экономическая основа государства – государственная собственность

4) отчетливо выраженной классовой дифференциации не наблюдается.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы (восточной и западной). Но первыми государствами считают – Афины, Рим. Государство – орудие управления в руках частных собственников. Особенность – захват одним народом другого народа. Обычно захватчиков было в несколько раз меньше чем захваченных. Поэтому захватчики постоянно должны были контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местным населением, но и с урегулированием конфликтов между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегированного положения. Для удержания власти в своих руках и подавления сопротивления порабощенных народов было создано орудие – государство. Именно в условиях Европы произошла быстрая смена типов государства (от рабовладельческого к капиталистическому).

Основные черты западного пути формирования государства:

1) Классовое расслоение общества. Классы создают государство.

2) Частная собственность на землю, скот, рабов имеет существенное значение

3) Ведение захватнических войн. И для того, чтобы управлять захваченной территорией и ее жителями требовался специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, народное достояние – в королевскую собственность; органы родового строя – в государственный аппарат

4) Форма правления – военная демократия

5) Отношение к рабовладению – на начальных этапах – классическое рабство (раб – объект права, «говорящее орудие труда»)

Синтезный путь возникновения государства. Примером является Россия. Ранее особенность возникновения Руси оговаривалось в рамках западного пути. При синтезном пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путем военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается зависимой. Идет активное заимствование государственности у других народов (Русь – Византия, Германия – Рим).

в) Понятие и основные признаки государства

Что касается возникновения конкретных государств, то этот вопрос будет рассматриваться в курсах История отечественного государства и права, История государства и права зарубежных стран.

Таким образом, государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, обладает наличием определенных сборов и налогов для материального поддержания управленческого аппарата, издает обязательные для всех веления, обладает суверенитетом и наличием государственных символов.

Признаки государства:

1) Наличие публичной власти в виде аппарата управления и принуждения. Аппарат управления – это особая группа людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда. В аппарат управления входят чиновники, армия, полиция, суды, тюрьмы и другие учреждения. Все то, что поддерживает порядок в обществе и организует данное общество.

2) Территориальный принцип организации власти в обществе. Это означает, что государственная власть распространяется на определенную территорию, на тех, кто проживает на данной территории, находятся под защитой государства.

3) Право (обязательные для всех веления). Государство не может жить без права, так как право юридически оформляет государственную власть и делает ее легитимной.

4) Монопольное право государства на правотворчество. Неразрывная связь государства и позитивного права (законы, принимаемые государством). Естественное право (право на жизнь, свободу, семью и пр.) выступает критерием позитивного права.

5) Монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей (жизнь, свобода)) – определяется особой действенностью государственной власти.

6) Устойчивые правовые связи с населением, проживающим на территории государства (гражданство, подданство).

7) Обладание материальными средствами для проведения своей политики. Аппарат управления содержится и поддерживается с помощью системы налогов, податей, займов, сборов, которые составляют основную доходную часть бюджета и необходимы для проведения политики (государственная собственность, бюджет, валюта).

8) Монополия на официальное представительство всего общества (никакая структура не вправе представлять всю страну кроме государства).

9) Суверенитет, т.е. государственная власть независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами. Государственный суверенитет это единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ, невмешательство во внутренние дела.

3. Происхождение права

а) Регулятивная роль социальных норм в ПОС

Если при изучении процессов происхождения государства мы уделяем внимание обобщению истории организационных форм и социальных структур, существовавших в ПОС, то при изучении возникновения права мы уделяем внимание регулятивным началам в жизни таких обществ, т.е. как, каким образом регулировались (и регулировались вообще?) отношения между членами семьи, родами, кланами.

Элементы системы социальных норм (период производящей экономики):

1) Содержание, т.е. ЧТО (круг вопросов) регулировали социальные нормы.

- закрепление за группой, кланом определенной территории;

- тотемная система (идеализированное существо, которое в силу определенных обстоятельств нельзя было убивать, т.к. оно являлась покровителем определенной группы, клана);

- регулирование брачно-семейных отношений (способы приобретения женщин в других группах). Цель – сотрудничество, взаимопомощь, коллективизм;

- организация дележа пищи – делили пищу поровну;

- передача навыков поколению (изобретали орудия труда и охоты и передавали знания своим детям).

2) Способы регулирования

- запреты – табу - закрепленная религиозными верованиями недопустимость определенного поведения (например, брак между кровными родственниками – инцестов);

- дозволения – разрешение охоты на определенные виды животных, растений, на пользование определенной территорией, источником воды;

- позитивное обязывание. Например, необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, поддержания огня, изготовление орудий и средств передвижения. Не было направлено на изменение природных условий и выделение человека из природы, обеспечивало эффективные формы присвоения предметов природы, их переработки для удовлетворения потребностей человека.

3) Формы выражения: мифы, традиции, обычаи, ритуалы, обряды и пр.

4) Процедуры – сознательное, творческое создание норм. Существовали специальные люди, органы, которые вырабатывали нормы (жрецы, старейшины, народное собрание). Например, нарушение разбиралось и наказание назначалось самим коллективом, причем не только в лице старейшин, но и ближайшими родственниками виновного или пострадавшего

5) Санкции. Т.е., то, что следует за нарушением поведения. В большинстве своем в ПОС выполнение правил поведения было добровольным. Но общество знает и нарушения (в брачно-семейных отношениях, пользование чужим участком). К нарушителям применялись суровые меры наказания. Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.

Но можно данную структуру регулятивной системы назвать правом? На этот вопрос существует очень много мнений. Что же об этом говорит наука ТГП?

Нельзя. Мы говорим о двух разных обществах – догосударственном (доклассовом, ПОС) и государственном (в классическом понимании). Социальные нормы, как было сказано выше имеют синкретический характер слитный – мононормы: они не расчленены на моральные, религиозные, правовые, процессуальные. А право (в классическом понимании) появляется лишь на следующем этапе развития общества (с появлением государства).

Но при этом нельзя отрицать некоторую формальную преемственность мононорм к правовым нормам. Например, мононормы также как и правовые нормы, многократно применяемы, неперсонифицированы, обязательны, имеется возможность принудительного исполнения.

Таким образом, мы можем говорить о том, что право формировалось одновременно и параллельно с государством. Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию права, и наоборот.

б) причины и способы возникновения права, правовых норм.
Признаки, отличающие право от социальных норм

Как возникло право?

Причины и условия возникновения права во многом аналогичны причинам, породившим государство. Хотя между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.

Причины возникновения права:

1. Появление обычного права. Вековые обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда» (Русская правда). Наиболее ценные обычаи санкционировались государством и являлись источниками права (обычным правом).

2. Отделение индивида от коллектива. Осознание свободы, обособленность. У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется сознание собственной независимости от членов рода, также появляются притязания к другим индивидам. Соответственно, частные, собственнические интересы не совпадают с интересами общества в целом. Мононормы уже не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе, не способны разрешать появившиеся коллизии развивающегося общества.

3. Установление определенных формализованных общеобязательных норм, которые стоят на защите личных прав и интересов. Частные собственники стремятся устанавливать определенные правила, защищающие только лишь их интересы, оберегали собственников от нарушений их интересов.

4. Деление общества на антагонистические классы (эксплуататоры и эксплуатируемые). Государство защищает класс эксплуататоров (экономически господствующего класса), соответственно создает нормы защиты интересов именного этого класса. Государство – машина эксплуатации (Марксистская теория). Право – орудие этой машины, служит интересам определенных социальных групп.

5. Изменение формы выражения регулирования отношений в обществе. Четкое фиксирование в письменных источниках норм, регулирующих производственную деятельность общества (начиная с агрокалендарей и заканчивая системой запретов, дозволений, обязывания). Данная форма носит доступную информационную, всеобщую форму (законы, кодексы, возникает систематизация законодательства, судебной практики) – например, Законы Ману, Драконта, Хаммурапи, Русская правда, XII Таблиц и пр.

6. Появление способов социального контроля за выполнение норм (институциональный характер). Если раньше контроль осуществляло общество в целом, общественные лидеры и пр. То теперь это специально назначенные люди – должностные лица, а также специально созданные социальные институты – полиция, армия, государственный суд.

Таким образом, право объективно возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников. Образуются специальные правила, регламентирующих организацию и процесс сельскохозяйственного труда и распределения его результатов.

Признаки, отличающие право от социальных норм ПОС

Право

Социальные нормы родовой организации общества

1. Персонифицированность

Распространение на все население, находящееся на территории данного государства

Только на членов рода

2. Формальность

Издание нормативных актов в письменной форме. Каждая правовая норма приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений

Устная форма

3. Разграничение на права, обязанности

Четкое разграничение на права и обязанности, ответственность

Мононормы (синкретический характер). Выступают в качестве императива и являются одновременно и правами и обязанностями.

3. Обязательность

Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения. Создается аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меру к нарушителям

Власть общественная (позитивное принуждение) – добровольное выполнение

4. Институциональность

Определенный процесс создания норм права (правотворчество). Данный процесс осуществляют определенные органы государства

В создании правил поведения принимает участие все общество

5. Объективность

Объективный процесс появления, естественный процесс внутреннего развития регулятивной системы

Субъективный процесс

в) Пути формирования правовых норм (источника права)

В процессе возникновения права можно выделить 3 способа которые приводят к формированию правовых норм (источников права).

1) Санкционирование обычаев. Государство санкционирует, т.е. разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные господствующему классу или лицам, состоящим у власти. В результате формируется такой источник права как санкционированный обычай – это сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения. Но государство санкционирует не все обычаи, а только те, которые объективно необходимы, угодны правящему классу.

2) Юридическая (судебная практика). При решении конкретных споров, конфликтов, судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости. На эти решения ориентируются в дальнейшем при решении аналогичных конфликтов. Так формируется юридическая практика. В результате этого способа формирования права складывается такой источник права как правовой (судебный, административный) прецедент, т.е. формируется прецедентное право. Правовой прецедент – это решение суда по конкретном делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел. Этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.

3) Прямое нормотворчество государства. Для достижения своих целей государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы, постановления и пр.). Эти акты обязательны для исполнения в данном государстве и поддерживаются силой государственного принуждения. В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт – это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.

4. Характеристика теорий происхождения государства и права


Название теории возникновения государства

Основоположники

Суть теории

Достоинства

Недостатки

Ирригационная

К. Виттфогель (современный немецкий ученый. Соч. «Восточный демпотизм»

Географическое расположение (юг, Африка) и климатические условия (периодическая засуха).

Цель: проведение огромной работы по снабжению водой для засушливой территории.

Каким образом: строительство ирригационных систем.

Данные ирригационные системы надо было держать в порядке, защищать каналы от заливания, обеспечивать по ним судоходство.

Для этого был создан огромный аппарат управления – управленцев-чиновников, которые осуществляли данную деятельность исключительно в этой области. Соответственно, главная их функция – управление, которая давала возможность не участвовать в материальном производстве.

Основана на конкретных исторических фактах (появление первых государств в Египет)

1) уже существовали люди, обладающие определенными организационными качествами, потому как регулированию подлежало не только строительство ирригационных систем, но и обработка земли, распределение продуктов и пр.)

2) автор концентрирует внимание лишь на отдельной стороне жизни данного общества - строительство ирригационных путей, - которые являются в большей степени не ЦЕЛЬЮ, а СРЕДСТВОМ для получения  прибавочного продукта, повышения благосостояния общества (а это было и раньше)

3) теория носит локальный характер – т.е. служит для объяснения процесса происхождения государства в регионах с жарким климатом, но не объясняет протекания данного процесса в других регионах земного шара

Патриархальная

Платон (428-348 гг.до н.э.) – древнегреческий философ-идеалист. Соч.»Государство»

Аристотель (384-322 гг.до н.э.) – древнегреческий философ и ученый. Соц. «Политика»

Фильмер – английский ученый, XVII в. Соч. «Патриарх»

Географическое расположение: Древняя Греция, Древний Рим – холмистая местность (менее развито земледелие, более развито скотоводство). Новый источник питания – морской промысел.

Следствие: развитие мореплавания, морская торговля с соседями.

Управлением данной деятельностью изначально занимались старейшины, затем вожди, которые по мере увеличения населения, становились царями.

Процесс создания государства шел по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, где царь – отец (патриарх) всего народа.

Таким образом, государство – это продукт разросшейся семьи:

- семья – первоначальная форма организованного общения;

- потребность в общении заставляет семьи объединяться в роды, в племена, союзы племен, народности, которые уже объединены общностью исторического прошлого;

- происходит утрата чувства кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы;

- появляется власть, которая от отцовской переходит к власти государя, власть монарха

1) понятия «семья» и «государство» - взаимосвязаны. Вождь, правитель – «отец» своих детей, т.е. относится к подданным не как к чужим, а как к своим, осуществляет свою власть во благо общества. Власть в государстве как в семье передается по наследству – сыну после смерти отца (наследуется)

2) Цель – установить в обществе как и в семье порядок. С помощью подчинения воле царя, отца.

3) Поддерживает веру в нерушимость государства, семьи с помощью компромисса и на учете взаимных интересов

4) Обуславливает потребность общества в главы человеческого сообщества, аккумулирующем весь жизненный опыт

1) нельзя объяснить таким путем образование всех государств в различных частях мира

2) постоянные распри, междоусобицы, происходящие внутри государств (борьба за власть), возникновение революций в обществе противоречат понятию государства как единой семьи

3) противоречивость законов (регулируют и защищают интересы лишь одного, господствующего, класса – рабовладельцев, феодалов))

4) жестокость и несправедливость законов по отношению к другому классу (рабов, зависимых крестьян)

5) оправдание с помощью этой теории монархической власти. Не берется во внимание другая форма правления – республика, как вовлечение инициативы народа в управление делами общества.

Теологическая

Религиозные деятели Древнего Востока, Средневековой Европы (например, Фома Аквинский (1226-1274 гг.) – философ, теолог. Соч. «О правлении властителей»

Распространение получила в средние века.

Государство – это результат «божественного промысла». Оно вечно как и сам Бог.

Государь как наместник Бога на земле наделяется Церковью правом повелевать людьми, которые, в свою очередь беспрекословно подчиняются воле Государя.

Государственная власть в лице царя – единственное объединяющее начало: без такой власти государство бы распалось.

В соответствии с этим, определяется необходимость повиновения всем обществом такой власти, как повиновение самому Богу.

Наследование власти – совершается по благовению Христа.

 Государственный аппарат – оружие для отражения неприятелей, усмирения крамольников, для разрешения внутренних и внешних споров.

С уничтожением такой власти исчезнет порядок.

Царь отвечает только перед Богом за вверенное ему попечительство царство, наказывает творящих зло врагов, распространяет учение Божье, создает условия для благочестивой жизни людей.

1) была создана в средневековый период, во времена , когда все мироздание объяснялось на уровне религиозных текстов

2) в данный период была необходима, потому как позволяла установить в обществе порядок

3) отражала объективные реалии того времени, т.к. первые государства были теократическими (сосредоточение в одних ругах одновременно и светской и духовной власти)

1) Оправдывает неограниченную власть монарха

2) является ненаучной – посколько с помощью данной теории нельзя доказать то, что ею провозглашается, но также и нельзя ее опровергнуть (это вопросы больше философии)

Теория насилия

I) Теория внешнего насилия

К. Каутский (1854-1938) – немецкий философ, Л.Г. Гумплович (1838-1909) – австрийский ученый. Соч. «Общее учение о государстве»

Основа общественного развития – формы политических отношений

Государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после.

Государство – сила, навязанная в обществе извне (по принципу слабый подчиняется сильному).

Для порабощения народов создаются государственные органы и принимаются для регулирования таких отношений специальные законы. Потому как государство необходимо слабым племенам, нежели сильным.

В своем развитии такое государство проходит следующие этапы:

- покорение одного народа другим

- возникновение классов

- постепенное смягчение неравенства классов

- замена военного господства господством права

- происхождение государства и права

- соединение людей в народ

- образование нации

1) основана на исторических фактах

2) завоевание как одна из форм возникновения нового общества

3) государственный аппарат в таком государстве – это всегда завоеватели (сильные люди, умеющие организовать общество, подчинить общество в соответствии с определенными правилами)

1) не является универсальной, т.к. не может объяснить процесс образования государства во всем мире (Египет, Китай – вост.путь)

2) факты завоевания носили вторичный характер к процессу создания государства (например, завоевание германцами римлян, нашествие Золотой Орды, которая даже после завоевания Древнерусского государства продолжала использовать протогосударственную форму объединения (вождество, кочевой образ жизни)

II) Теория внутреннего насилия

Дюринг (1833-1921) – немецкий философ. Соч. «Ценность жизни»

Основа общественного развития – экономические отношения, как следствие политического регулирования.

Главная идея: общество состоит из равных друг другу, соответственно, неравенство и рабы невозможны. Но люди не всегда имеют одинаковую точку зрения и могут спорить по определенным вопросам.

Выход из такой ситуации: предложение привлечь третью сторону, которая дала бы возможность принять решение большинством голосов.

Вывод: без господства большинства на меньшинством не может возникнуть государство. Собственность, классы, государство возникают в результате насилия одной части общества над другой

1) подчинение меньшинства большинству – явление в обществе распространенное.

2) Можно согласиться также и с тем, что люди живущие в обществе, не всегда имеют одну и туже точку зрения на происходящие явления. Потому государство вполне может претендовать на роль третьей стороны, как структура выражающая общественные интересы, обладающая прерогативой применять насилие к  той группе, которая не желает подчиняться воле большинства

1) в качестве аксиомы данную теории принять нельзя (не всегда (исторический факт) государство стоит на стороне большинства (например, опричнина во времена правления Ивана Грозного и пр.).

2) В обществе изначально заложено генетическое неравенство, особенно это сказывается в социальной жизни (кто сильнее, умнее, успешнее). И не известно, в чью именно сторону – меньшинства или большинства? Встает вопрос: третья сила кого должна поддерживать: меньшинство или большинство?

Расовая

Ж. Гобино (1816-1882) – французский социолог и писатель, один из основоположников расизма. Соч. «Опыт о неравенстве человеческих рас»

Ф. Ницше (1844-1900) – немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма. Соц. «Воля к власти»

Постулат: человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и др.отношениях. Их можно разделить на:

- высшие – субъекты господства (отличаются от других в вышеперечисленных отношениях. А потому могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать над всеми, навязывать волю остальным). А для этого им необходимо государство – организации власти постоянного господства

-  и низшие – объекты господства – не способны к созданию цивилизации.

Выделяют три типа (расы):

1) гениальные люди – немногие

2) исполнители идей гениев, их правая рука, лучшие ученики – стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, судьи и пр.)

3) прочая масса непосредственных людей

Государство – средство возникновения и продолжения насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

(распространена была в средневековье – период колонизации, появление фашизма)

1) Разница людей носит биологический характер (априори мы не можем быть одинаковыми)

2) Действительно, общество развивалось и развивается до сих пор неравномерно (например, развитость Европы и Северной Америки (в промышленности, в науке, экономике, кибернетике) не достигнута пока в странах Азии, Африки.

3) с точки зрения психологии люди тоже разные:

- по характеру: например, северные народы характеризуются спокойным, уравновешенным нравом, рациональным отношением к жизни; в отличие от южан – которым свойственна импульсивность, эмоциональность, вспыльчивость,

- по возрасту (нации делятся на молодые, средневозрастные и старые)

1) отвергает другие теории происхождения государства

2) С позиций ценностей сегодняшнего дня нет никаких оснований производить деление рас на высшие и низшие (потому как в большинстве государств в качестве основ, неотъемлемых принципов развития общества ставятся на первое место права и свободы человека (как основные ценности), приобретаемые с рождения

Инцестная (половая)

К. Леви-Стросс (современный французский этнограф и социолог) соч. «Антропология», «Первобытно мышление»

Именно введение в ПОС запрета инцеста (кровосмешения) – исходный социальный факт в выделении человека из мира природы, который привел к возникновению государства.

Запрет на инцест способствует развитию человеческого рода. Отказ права на женщину из своего рода дал возможность развивать отношения с соседскими общинами, производить товарообмен (обмен женщинами (брачный договор), обмен имуществом, пищей, словами-знаками, символами. Это заложило такую структурную основу общества как культура, которая дала возможность на своей основе заложить общие ритуалы, нормы, правила, запреты. Т.е. с помощью культуры появились социальные регуляторы.

Поддержание запрета на инцест потребовало выделение из ПОС особой группы людей, которые бы контролировали соблюдение запрета, а также применяли принуждение за неисполнение запрета. В дальнейшим к основным функциям добавились другие общественные функции. Именно так происходит образование государства

1) автор исходит из непреложного исторического факта, который имел место в развитии  ПОС (от эндогамных к  экзогамным отношениям)

2) запрет на инцест - выход общества из длительного исторического периода – недопущение вырождения человеческого рода

3) запрет на инцест оказал многоплановое воздействие на развитие общественных отношений между различными отрядами первобытного общества – начиная с военных контрактов, и постепенного перехода в разряд мирных договоров (которые являлись созидательными, имели прогрессивный характер)

1) Прогресс человечества заключается не только в запрете на инцест (например, переход от присваивающего к производящему хозяйству – который является главным рубежом, отделившим человека от животных)

2) переход общества к запрещению инцеста нельзя назвать сознательным (вряд ли люди того времени имели возможность осознавать негативные последствия кровосмешения

3) инцестная теория не может дать полное представление о причинах возникновения государства, это всего лишь маленькая толика фактов, способствовавших дальнейшему изменению в ПОС

Спортивная

Ортега-И-Гассет (1883-1955) – испанский философ и публицист. Соч. «Восстание масс», «История как система»

История возникновения государства как организации политической власти напрямую связана с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом.

Изначально – это охотничьи и военные танцы, которые исполнялись перед отправлением в военный поход или на охоту (носили физкультурно-тренировочный характер). Успехи походов и охоты напрямую зависели от силы и здоровья человека. Осознание важности физической силы, необходимость ее тренировки приводило к развитию сознания человека.

Развитие производительных сил, расширение трудового опыта привели к усложнению воспитанию людей и появлению физического воспитания, которые выполняли функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу.

Переход от одной возрастной группы к другой – инициация (посвящение) – важный момент приема в род, племя (усиленная подготовка юношей (тренировка, закалка, участие в охоте и пр.) К инициации юношей готовили выделенные специально для такой деятельности старшие члены рода, которые имели большую физическую подготовку, опыт проведения испытаний.

Таким образом, создавалась организация, в которую входили организаторы инициаций (авторитеты, подготавливающие молодежь к жизни) – родовая и военная аристократия. В этой организации каждый ее член имел определенные функции. Такая организация явилась в последствии прообразом государства.

Таким образом, родовая и военная аристократия своим появлением обязана военно-физической подготовке. Но постепенно родовая и военная аристократия отстраняются от учстия в общественной жизни, связь между физическим трудом и воспитанием теряется, общество разделяется на 2 группы: управляющие и управляемые.

1) Опирается на достоверные факты. Данная теория очень хорошо объясняла систему физического воспитания в Спарте, при помощи которого была создана сильная армия, позволившая утвердить гегемонию (предводительство, господство) в Греции. Олимпийские игры способствовали объединению греческих полисов и образованию единого Греческого государства

1) Древняя Греция, пожалуй, единственное государство, где мы можем наблюдать проведение столь масштабных спортивных состязаний. Но данная теория не может объяснить процесс возникновения государств во всех регионах земного шара.

2) Теория не может объяснить всех глубинных процессов образования государства (а всего лишь одну сторону жизни человечества). Ведь более важное значение имеет все же материальное воспроизводство, о котором умалчивает эта теория

Патримониальная

Галлер (1768-1854) – французский ученый. Соч. «Реставрация политической науки

Государство произошло из поземельной собственности (инстинкт территории). Издавна между общинами, племенами происходили стычки за территорию, которая являлась основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. В эпоху производящей экономики (общественное разделение труда: разделение труда на скотоводство, земледелие, ремесло) человек вообще оказывается привязанным накрепко к территории (оседлость).

В ПОС земля принадлежала общине (находилась в коллективной собственности). Разделение общества на классы (управляющие и управляемые) обуславливает сосредоточение земли в руках вождей (главная функция – распоряжение землей по своему усмотрению). Что дает право утверждать, о том, что власть переходит государству и собственником земли объявляется государь (король, царь и т.п.).

Право владения землей (первооснова господства над территорией) определяет статус власти, которая распространяется и на всех людей, проживающих на данной территории.

Государь – патрон всей земли, что давало ему право распоряжения этой землей

Является исторически обоснованной. Появление государств в Германии, Франции, Англии, России.

1) Оправдание монархической власти и феодального строя, которые дают возможность монарху создавать «собственное право» (Русская Правда, Салическая правда и пр.). Автор жил в XIX веке, в реакционное время после французской революции, был противником революции и пытался своей идеей восстановить монархическую власть

2) проигнорированы многие исторические события (факты военного завоевания), ведь государство возникает не когда территория объявляется чьей-то собственностью, а тогда, когда реально осуществляется ее защита, что можно сделать, если уже имеется соответствующий государственный механизм

Органическая

Г. Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог. Соч. «Позитивная политика

Возникновение данной теории обусловлено успехами в развитии естествознания в XIX веке.

Общество – своеобразный организм, который развивается по общему закону эволюции. Появление государства – результат эволюции.

Идет сравнение общества с биологическим организмом (например, человеческий организм).

Государство – «живое тело», в котором все его части имеют определенные функции:

- правительство – функция мозга (регулирующая система в общественном организме, где право – импульсы, передаваемые мозгом по всему телу)

- низшие классы (земледельцы, ремесленники) – система органов пищеварения, основной функцией которых – обеспечение жизнедеятельности организма

- торговля, транспорт, иные средства сообщения – кровеносная (распределительная) система

- господствующие классы – внешняя функция, т.е. обеспечение обороны

1) Являлась популярной в XIX веке

2) Действительно, законы социальной жизни (законы общества) предопределяются законами естественными (потому как человек – сначала это биологически сформированный индивид, который обладает волей и сознанием; но потом, объединяясь в определенные группы, сообщества, становится существом социальным (общественным). Т.е. человек – творец природы – член общества – гражданин государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида будет означать гибель всего общества и государства.

3) Справедливое замечание, что все в мире взаимосвязано и находится в системе, т.е. автор выводит принцип системности на уровень всеобщего, универсального закона окружающего мира

4) Несомненно государство – это не продукт, навязанный обществу извне, а результат его постепенного развития (т.е. эволюции)

1) Не объясняет глубинные процессы образования государства. Сравнивать общественную систему и биологическую систему между собой можно, но затруднительно, потому как каждая из них имеет свои законы, которые являются определяющими (это как сравнить продукты питания и «духовную пищу» людей: общее только одно, они позволяют человеку удовлетворять свои потребности (но эта мысль поверхностная), а если копнуть глубже, то мы найдем больше различий, чем сходств.

2) теория, по мнению многих ученых-правоведов является ненаучной (умозрительной)

Экономическая

Платон, Сен-Симон (1760-1825) – французский мыслитель, социолог-утопист. Соч. «Новое христианство»

Платон: причины возникновения государства – общественное разделение труда.

Сен-Симон: человеческий прогресс это прогресс в средствах производства (экономические продвижения общества):

- Начальная стадия развития (господство принадлежит старейшинам и вождям) сменяется теологической (античность, феодализм: господство принадлежит священникам и феодалам),

- потом наступает стадия метафизическая (период буржуазного миропорядка: господство принадлежит юристам и метафизикам, потом переходит к промышленникам),

- вслед за ней – стадия позитивная (строй, который сделает жизнь людей, составляющих большинство, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения важнейших потребностей: господство принадлежит ученым

Данную концепцию взяли на вооружение классики марксизма-ленинизма (концепция о социально-экономической формации – классовая теория). Подтверждается многими историческими фактами

Экономическое развитие общества – не единственная характеристика человеческого развития (отрицание духовных, политических, идеологических, религиозных, психологических факторов, которые оказали прямое воздействие на процесс образования государства)

Классовая

К.Маркс (1818-1883) – немецкий ученый, основоположник последовательного научного мировоззрения – диалектического и исторического материализма. Соц. «Капитал»

Ф. Энгельс (1820-1895) – немецкий ученый, один из основоположников научного коммунизма. Соч. «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

Учение о социально-экономической (общественно-экономической) формации, т.е. историческом типе общества, основанном на определенном способе производства.

Экономические отношения (способ производства, орудия труда, производственные отношения и пр.) – это экономический базис всех отношений в обществе.

Государство и право (политическая надстройка) – целиком и полностью зависят от экономической структуры общества, ею определяются, ей соответствуют. Государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта (излишки), частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами (антагонистическими классами: класс господствующих и класс гнетенных). Чтобы эти классы «не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе», была создана сила, которая поддерживала с помощью определенных средств правопорядок в данном обществе – эта сила – государство, как «машина для подавления угнетенного класса, классом господствующим».

Итог такого развития: когда роль государства будет исчерпана (государство перестанет быть необходимостью, которая является помехой производству), классы исчезнут так же неизбежно, как и появились. С исчезновением классов исчезнет и потребность в государстве. Общество по-новому организует производство, но уже на основе свободы и равенства производителей. А государственная машина займет «место в музее древности, рядом с прялкой и бронзовым топором»

1) Классовую теорию безоговорочно поддерживал и пытался развить дальше В.И. Ленин

2) материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль. Поэтому на появление государства действительно повлияло: изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственность, общественное разделение труда и пр.

3) Благодаря такому научному труду Ф. Энгельса «Появление семьи, частной собственности и государства» мы имеем достаточно полное представление о жизни людей в первобытном обществе

4) правильно было отмечено, что с развитием производства (перехода от присваивающего хозяйства к производящему) происходит дифференциация людей (имущественная и социальная)

1) Ошибочно представление о том, что экономическое развитие общества – не единственная характеристика человеческого развития (отрицание духовных, политических, идеологических, религиозных, психологических факторов, которые оказали прямое воздействие на процесс образования государства) – ошибка, которая повторяется вслед за Сен-Симоном

2) Тезис о том, что борьба – это неизбежный спутник общества, овладевшего производством – не верен (исторический факт – борьба идет в большинстве своем не внутри общества, а между племенами, союзами племен, народностями). Да и вообще: восстания, бунты внутри первобытного общества – невозможны, потому как пока делить было нечего, труд был совместным, собственность коллективная.

3) Государство – это не только машина подавления одних классов другими, оно охраняло прежде всего интересы всех проживающих на его территории

4) в теории защищается право на жизнь только азиатского (восточного) способа возникновения государства, а западный просто игнорируется

Психологическая

Г.Тард (1843-1904) – французский социолог. Соч. «Социальные законы»

Л.И. Петражицкий (1867-1931) – русский юрист

Обращает внимание на то, что человек по своей природе имеет психологическую потребность жить в рамках организованного общества, нуждается в чувстве коллективного взаимодействия (т.е. человек – существо общественное, коллективное).

Для достижения таких целей человек создает государство – организацию, объединяющую общество, создающую различные объединения (группы, коллективы, сообщества), т.е. то, в чем человек всегда нуждался по своей психической природе.

Однако люди по своим психологическим качествам не равны. Не равны люди и по своей физической силе (слабые, сильные). Поэтому одни стремятся быть авторитетом, другие – подчиняться этому авторитету. Такое распределение психологических ролей дает людям состояние стабильности, уверенности в их поведении. Сильные, авторитетные становятся в последствии лидерами в обществе (представители публичной власти, служащие государственного аппарата - старейшины, вожди, потом монархи и пр.). А желающие подчиняться воле последних – население, принимающее данную власть и регулирующее свое поведение по законам, которые эта власть издает.

1) Возникновение психологической теории в конце XIX века – большой прорыв в юридической науке, когда психология стала формироваться как самостоятельная наука, отрасль знаний (стали применяться экспериментальные методы, складываться крупные научные школы)

2) авторы теории справедливо замечают отличие психики человека (солидарность, чувство коллективизма) от психики животных (чувство стадности, рефлексы)

3) помимо основных причин возникновения государства (экономических, политических, социальных, культурных, бытовых и пр.), выделяют и психологические факторы. Именно основой вышеуказанных интересов является психика человека

1) не дали развернутого учения о роли психики человека в образовании государства. Т.е., не видели разницы между такими психологическими качествами (сферами) людей как эмоциональная, мыслительная, волевая сферы. Ведь именно такие качества очень важны во взаимоотношениях между людьми (благодаря им выстраивается социальная «пирамида», разновидностью которой является государство, где сильные становятся естественными лидерами, стоят у «руля» государства и пр.)

2) цель создания государства – стремление к солидарности, которое присуще людям с рождения. Исторические факты говорят об обратном – люди с момента своего существования на земле воюют друг с другом постоянно, война – больше правило, чем исключение.

3) психологический фактор выделяют как основополагающий в создании государства (не учитывают другие важные факторы: социальный, культурный, религиозный, экономический и пр.) – ошибка многих предыдущих теорий.

Договорная

Г. Гроций (1583-1645) – голландский юрист. Соч. «О праве войны и мира»

Т. Гоббс (1588-1679) – английский философ. Соч. «Левиафан»

Дж.Локк (1632-1704) – английский философ-материалист (создатель идеи либерализма). Соч. «Два трактата о правлении»

Ж.Ж.Руссо (1712-1778) – французский писатель и философ. Соч. «Общественный договор»

П.Гольбах (1723-1789) – французский философ-материалист. Соч. «Естественная политика»

По мнению всех указанных мыслителей, люди в силу объективных причин вынуждены были заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Они взаимно отказались от свободы (от свободы самосохранения) ради общественного порядка (ради спокойствия и стабильности). Ограничив себя в правах, ввели запрет делать то, что пагубно для жизни. Д.Дидро назвал такое соглашение – первичным договором (договором-объединением).

Но кому люди отдали часть своих прав? Население заключило договор с публичной властью - Государством – которое стало иметь право издавать законы, которым должно было безоговорочно подчиняться все общество. Государство было снабжено санкциями и методами принуждения для реализации этих законов, а также вступать от имени народа в отношения между другими государствами. Такие договорные отношения (т.е. правящих с подвластными) можно назвать договором вторичным (договором-подчинением).

Таким образом, в соответствии с данными договорами государство становится порождением разумной воли народа, человеческим учреждением.

Если условия договора будут нарушены, то люди этот договор могут пересмотреть.

1) выдвинули очень правильную идею: в основу положили самую важную человеческую черту – страх, чувство самосохранения. Именно такие чувства толкают людей к объединению, к достижению компромиссов с другими людьми

2) теория носит демократический характер – человек ценен сам по себе, а потому с рождения имеет права и свободы. Права и свободы настолько важны для человека, что он за них должен бороться вплоть до свержения публичной власти, которая злоупотребляет его доверием

3) благодаря этой теории были подточены феодальные устои. Именно на рубеже 17-18 веков постепенно возникло понимание того, что люди сами, а не монарх (феодал) должны распоряжаться судьбой человека, который само по себе ценен для общества (один из определяющих факторов отмены крепостного права)

4) теория порывала с религиозным представлением о происхождении государства и государственной власти

5) опиралась на общественную практику, а не носила умозрительный характер (т.е. доказана на практике, имеет под собой настоящие исторические примеры – например, договоры населения с князьями в Древней Руси), чем не могли похвастаться вышеуказанные теории

1) Противоречие: с одной стороны указывается, что человек в своем «естественном состоянии» чувствует за собой право на свободу и собственность, хочет, чтобы они были защищены. Но с другой стороны готов посягать на свободу и собственность другого человека, который также хочет защиты и для себя. Следовательно, возникает борьба «всех против всех» (такая борьба происходит в животном мире – это не естественные законы, а биологические). Такое представление ложно. Ведь в обществе (ПОС) появляются и другие так называемые социальные нормы (обычаи, традиции, табу и пр.), которые нейтрализуют такой естественный отбор. Потому человек от животных и отличается разумом.

2) Сторонники договорной теории обращали внимание на права и свободу личности, рассматривая человека, который существовал сам по себе. Но в природе (даже в ПОС) мы не найдем человека, который живет в одиночестве. Человек не разделель существует в обществе (человек априори существо общественное) – семьи, роды, общины, племена и пр. Поэтому общественные группы – реальные субъекты исторического процесса.

3) неправильная трактовка «свободы» - человек не только никому не подчиняется, но и никого не подчиняет себе. Такое представление ложно. Человек с рождения не является полностью свободным (хотя бы зависимость от семьи до определенного возраста)

4) Представление о создании государства с помощью договора как сознательного творения человека – ложно. Согласие такое могут достичь только высокоразвитые люди, обладающие высоким интеллектом, способные договориться. На практике (исторические факты) – это практически невозможно. Для этого надо, чтобы каждый человек вышел за рамки своей социальной роли (причем добровольно) и самоподчинился другому

Диффузионная

Гребнер (XIX-XX вв.)

Диффузия – распространение, растекание, рассеяние.

Государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов другим. На передачу такого опыта влияет совершенствование производительных сил общества, транспортных средств, возрастание интеллекта человека. Все это должно позволить увидеть в других людях не противников (врагов), а сообщников, партнеров, перенять то положительное, чего достигли другие народы. Т.е. ничего не надо создавать заново если есть положительный опыт извне, его надо и применить.

Передача опыта создания государства, как положительного опыта управления большими социальными образованиями и является сближающим фактором между народами, взаимообогащает их.

Вам также может быть полезна лекция "8 Аттический период".

В отличие от сторонников расовой теории такая передача опыта образования государства ни в коем случае не должна делить народы на низшие и высшие расы. Это длительный и постепенный процесс, при котором одни менее развитые народы, переняв у более развитых народов со временем приобретут такой же опыт («подтянутся» вслед за «старшими», более опытными).

И это не зазорно – перенять в области управления то, что «наработали» другие народы. От такой передачи (диффузионного опыта) выиграют все

1) процесс передачи опыта от одних народов другим – это объективно существующий процесс. Исторический факт: многие народы приобретают исторический опыт в разное время, движутся к единой цели, но с разной скоростью. Государство – это одна из стадий человеческого развития, которую должны пройти все народы. Просто одни проходят раньше, другие – позже (причина: разные климатические, географические, природные условия)

2) Построение государственности – это сложный процесс, в котором не исключены просчеты и ошибки. Поэтому вполне понятно, что народы, уже вступившие на путь развития государственности, могут поделиться своим опытом (как положительным, так и отрицательным) – во избежание повторов этих ошибок.

1) в теории не раскрывается факт появления первого государства на земле. Нет отсчета появления государственности, с которой в последствии нужно перенять опыт построения (не у кого и не откуда)

2) Теория не раскрывает причины появления государства, не рассматриваются «неудавшиеся попытки» введения государственности во многих регионах земли (например, у индейцев в Америке (их пришлось ассимилировать (ассимиляция: уподобление, слияние, усвоение); у австралийских племен (они до сих пор пребывают в стадии ПОС)

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее