Методы технического творчества
Методы технического творчества. Основные элементы эвристики.
Эвристика – наука о методах творчества.
Цель – желаемый результат деятельности лица или коллектива в пределах некоторого намеченного интервала времени.
Эвристическое правило – элементарная единица методологических средств содержащая доказательство действия, разрешение его или запрет.
Несколько эвристических правил объединенных для достижения определенной цели называются эвристическим приемом.
Метод – способ достижения какой-либо цели, либо решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действий.
Операция – действие направленное на достижение определенной цели.
Процедура – совокупность указаний о порядке выполнения всех операций приводящих к достижению определенных целей.
Техническая задача – выражение определенной идеи способствующей получению того или иного эффекта с использованием создаваемого технического решения воплощающего ту или иную идею.
Рекомендуемые материалы
Алгоритм постановки технической задачи:
1. указать желаемый результат
2. определить условия функционирования объекта
3. вид технической реализации объекта
4. указать предполагаемые пути и методы решения задачи
Методы:
1) метод проб и ошибок – первый эвристический метод поиска новых технических решений. Применяется относительно простых изобретательских задач первого и второго уровня.
Суть метода в последовательном выдвижении и рассмотрении различных вариантов решения. Вся техническая задача разделяется на мелкие, над каждой частью которой работают многочисленные коллективы.
Схема решения технической задачи:
1. долгие размышления
2. перебор всевозможных вариантов
3. внезапная догадка в результате какой-то случайной подсказки
Методу проб и ошибок присущи значительные потери времени и сил при решении задач, сложность видения новых задач, отсутствие критериев оценки новых технических идей.
2) метод морфологического анализа – метод был предложен в 1942 году швейцарским астрономом Цвики для решения проблем связанных с астрофизикой и физикой Солнца.
Суть метода: системное исследование закономерностей строения совершенствующих систем с целью выделения основных элементов и перебором всех вариантов его исполнения.
Морфологические признаки с их различными альтернативами располагают в форме таблицы (морфологический ящик). Перебирая всевозможные сочетания различных вариантов можно выявить новые решения задачи, которые при простом переборе были упущены.
Последовательность:
1. четкая формулировка цели
2. анализ структуры объекта и выделение основных частей
3. определение альтернативных вариантов исполнения отдельных структур
4. оценка функциональных ценностей каждого из вариантов
5. выбор наиболее рационального решения
Пример: Задача по улучшению конструкции снегохода и повышения его эффективности.
Двигатель | Опора кабины | Управление |
А | Б | В |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. |
Затем после перечисления возможных вариантов исполнения выбирают наиболее подходящий, например, А1Б2В1
Фантограмма – универсальная морфологическая таблица.
3) метод контрольных вопросов
Вопросники моделируют процесс изобретательской деятельности.
Наиболее распространен вопросник Эйлуарта:
1. перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения, изменить их
2. сформулировать задачу ясно, попробовать новые формулировки, определить второстепенные и основные задачи, выделить главные.
3. перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения
4. набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналоги
5. построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели
6. попробовать различные виды материалов и энергии
7. установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения
8. узнать мнение совершено неосведомленных в данном деле людей
9. устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все без критики
10. попробовать национальные решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское
11. идти на работу, спать, гулять, принимать душ, есть, пить с проблемой
12. бродить среди стимулирующей обстановки: свалка лома, технический музей, блошиный рынок; просматривать журналы, комиксы
13. набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов для решения проблемы. Искать проблемы в решениях и новые комбинации
14. определить идеальное решение, разрабатывать возможные
15. видоизменить решение проблемы с точки зрения времени, размеров, вязкости и т.д.
16. в воображении залезть внутрь механизма
Люди также интересуются этой лекцией: 2.14 Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа.
17. определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и, таким образом, создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от решения
18. задать вопрос: «Чья проблема?» и «Почему его?»
19. кто придумал это первый, история вопроса
20. кто еще решал эту проблему, чего он добился
21. определить общепринятые граничные условия и причины их установления
Недостаток этого метода в том, что его вопросы относятся к одиночным изменениям объекта.