Главная » Лекции » Разное » Методика преподавания русского языка » 7 Методика развития речи учащихся

7 Методика развития речи учащихся

2021-03-09 СтудИзба

Лекция 8. Методика развития речи учащихся

Развитие речи - раздел методики русского языка, изучающий методы и приемы обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи учащихся, связной речи. Предмет развития речи иногда неправомерно расширяют, включая в эту область методики формирование навыков правописания. Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая словесниками специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями  общения.

Речевая деятельность имеет несколько разных видов:

Говорение (процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания)

Слушание ( смысловое восприятие устного высказывания)

Письмо ( смысловое восприятие устного высказывания)

Чтение (смысловое восприятие письменного текста, результатом которого

становится понимание)

Рекомендуемые файлы

Цель обучения связной речи - подготовить учащихся к речевому общению

в устной и письменной форме.

Задачи обучения связной речи:

1.                 Учащиеся должны овладеть нормами русского литературного языка

2.                 Учащиеся должны обогатить свой словарный запас

3.                 У учащихся должны быть сформированы навыки и умения связного

изложения своих мыслей в устной и письменной форме

В гимназиях и лицеях первой половины XIX в. изучалась риторика, которая затем была заменена теорией словесности. Если риторика нередко вызывала нарекания (в том числе и В.Г.Белинского) в связи с тем, что в ней содержалось много схоластических указаний о свертывани, развертывании и о построении различного рода ≪фигур≫ по определенным схемам (т.е. фрагментов текстов и текстов) на весьма отвлеченные и далекие от опыта детей темы, то в теории словесности на первое место выдвинулось изучение изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, гипербол и т.д.), что, безусловно, не решало задачи развития связной речи. В 20-е гг., в период становления новой школы, вопросы развития устной и письменной речи учащихся были тержневыми, главными для составителей программ и учебников по русскому языку. В программах появляются разделы типа «Работа по развитию речи...», выходят специальные учебники по развитию  речи. В последующие, 30-50-е гг. этот раздел сокращается и переносится в программу по литературе. Только в программах 60-х гг. появляется вновь раздел «Связная речь» - общий для уроков русского языка и литературы, где указываются виды работ (изложения и сочинения), которые следует проводить в V-X классах. В 70-е гг. этот раздел программы существенно видоизменяется: впервые указываются коммуникативные умения (умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, умение строить его в определенной форме, умение править сочинение и т.д.), которые следует формировать целенаправленно, используя различные виды изложений и сочинений на уроках русского языка и литературы.

Речевая деятельность основывается на процессах понимания и говорения. Язык и речь представляют две стороны речевой деятельности. Язык, речь и речевая деятельность взаимосвязаны, хотя имеют определенные различия.

Язык является важнейшим из «ингредиентов речи…так как именно он придает ей характер специфической деятельности человека, отличной от других видов его деятельности» (А.И.Смерницкий)

Речь - это сам процесс говорения, реализация языковых единиц, деятельность людей. «Речь-это процесс, движение, в котором функционирование формальных структур языка, значений слов и словосочетаний нерасторжимо слито со смыслом» (И.Ю.Шехтер)

Теория речевой деятельности рассмотрена в трудах Л.С.Выготского, Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева и других русских психологов и психолингвистов. Чтобы речевое развитие ребенка проходило эффективно, необходимо четко представлять механизмы речевой деятельности, закономерности усвоения родной речи. Психологи рассматривают речь как процесс восприятия и порождения высказывания.

Одним из основных элементов процесса порождения речевого высказывания является внутренняя речь:

О чем говорить? (предмет речи)

Что говорить? (содержание)

Зачем говорить? (мотив речи)

Кому говорить? (адресат)

Вывод из сказанного

Являясь посредником между замыслом и высказыванием, внутренняя речь – это «мысленный черновик письменной речи».

Принципы обучения связной речи:

·                                             Коммуникативный (Ведущий принцип методики развития речи Подготовка школьников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной форме)

·                                             Единства различия речи и мышления (Язык-средство общения и одновременно познания мира. Развивать речь ребенка-это значит учить его мыслительным операциям, таким как синтез, анализ, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция)

·                                             Единства изучения языка и обучения речи (Язык и речь объединены понятием «речевая деятельность» Усваивая единицы языка в единстве их значения, формы и функции, школьники учатся употреблять эти единицы в речи. Выполняя упражнения, направленные на усвоение норм русского литературного языка, школьники развивают свою речь)

·                                             Опора на синтаксическую модель, образец(Создание текста как микросистемы, функционирующей в качестве основной коммуникативной единицы, имеющей смысловую коммуникативную законченность в общении. Для построения высказывания на первый план выдвигается умение школьников правильно представить замысел(модель)создаваемой речи: выбрать структуру и наполнить ее лексическими единицами)

·                                             Контекстный принцип (Анализ языковых единиц в их связях . Языковые единицы необходимо рассматривать в контексте, так как каждая единица обусловлена семантикой и грамматическими свойствами.Только контекст может показать семантику языковой единицы всех уровней)

·                                             Принцип непрерывности работы (Развитие речи учащихся происходит на уроках регулярно, являясь аспектом изучения русского языка.Словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, элементы стилистики и культуры речи, беседы, связные развернутые ответы по грамматике, сочинения, изложения- все это создает непрерывную систему развития речи учащихся)

Обязательный минимум обучения связной речи.

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текстов. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. Основные виды переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Овладение различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым; приемы работы с учебником и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета. Создание устных монологических и диалогических высказываний. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспектов, отзывов, рецензий, аннотаций Написание писем, расписок, доверенностей, заявлений (Сборник нормативных документов: Русский язык,. 2010)

Речеведческие понятия, изучаемые в школе.

Текст- это результат речевой деятельности в устной или письменной форме, реализованной в произведении словесности, которое обладает смысловой завершенностью и структурным единством. Текстом называется любое законченное произведение: очерк, фельетон, стихотворение, рассказ, роман и т.д., а также пословица, состоящая из одного предложения. Гальперин в качестве основных признаков текста называет:

1.                 завершенность

2.                 структурно-композиционное и композиционно-прагматическое единство компонентов.

Коммуниканты – это индивиды, между которыми происходит общение.

Текст имеет свою тему и содержание.

Тема – это то, о чем говорится в тексте. Она может быть заложена в названии текста: «Война и мир», «Преступление и наказание».

Содержание всегда отражает отношение автора к теме.

Микротема – это часть общей темы текста, раскрытая в нескольких предложениях.

С точки зрения структуры и семантики микротема является сложным синтаксическим целым.

Сложное синтаксическое целое(микротема) всегда состоит из:

зачина

срединной части

концовки

Основная мысль – это то основное, главное, что хочет сказать автор о теме, то, ради чего пишется произведение. В поисках основной мысли(идеи), а также микротем текста школьникам помогают ключевые слова.

Инверсия - это выразительное средство, которое используется, чтобы обратить внимание читателей на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение

Абзац – отрезок письменной речи, состоящий из нескольких предложений.

Умения, вырабатываемые в процессе работы по развитию связной речи учащихся.

·         Осмысливать коммуникативную задачу автора текста.

·         Раскрывать тему, основную мысль высказывания, определять тип речи.

·         Выделять микротемы, составлять план.

·         Отбирать и систематизировать материал.

·         Подробно, сжато и выборочно излагать содержание текста с учетом коммуникативной задачи, языковых особенностей текста-образца.

Развитие связной устной речи.

Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником, реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и т.д., т.е. определенное речевое произведение, текст. Пр этом каждое из обозначенных в программе речевых произведений выступает и как предмет обучения (т.е. то, чему учат специально), и как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные умения. Так, обучая строить текст типа рассуждения-доказательства, учитель помогает школьникам осознать особенности этого типа текста, овладеть определенными умениями, и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений, коммуникативных способностей человека. Именно поэтому большое значение имеют четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.

Работа над вторичными текстами.

Работа по обучению школьников составлять вторичные тексты рассматривается как подготовительный этап к их обучению самостоятельно излагать свои мысли, строить устное или письменное высказывание.

Вторичный текст — это текст, созданный на основе текста-оригинала (авторского текста). К вторичным текстам относятся аннотации, конспекты, рефераты, изложения и тому подобное.

Обучение созданию вторичных текстов имеет большое значение для формирования навыков как устной, так и письменной связной речи. Такая работа позволяет научить школьников выбирать из текста ключевые слова, центральные предложения, развивает умение распространять, детализировать высказывания, приводить необходимые примеры, что в дальнейшем поможет им правильно, логично, точно излагать свои мысли.

Можно выделить следующие ТИПЫ упражнений по развитию письменной речи учащихся:

·                    Анализ готового, или «чужого» текста.

·                    Изложение.

·                    Сочинение.

Обучение изложению.

Изложение - общее название работ, связанных с воспроизведением чужого текста.

Уже дореволюционной методикой выделялись изложения полные, сокращенные, изложения - извлечения, изложения с заменой лица (М.Чистяков, И.Срезневский, В.Чернышев, М. Ольшамовский). Но вопрос о классификации изложений был поставлен несколько позже.

Виды изложений выделяют с учетом разных оснований. Специально вопрос о классификации изложений в методике русского языка рассматривался Е.А. Бариновой. Она предполагает делить изложения по трем основаниям: по цели проведения (обучающее, контрольное), по характеру текстового материала (повествовательный характер с элементами описания, изложения описания, рассуждение, характеристики), по способу передачи содержания ( изложение полное или подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное и т.д.). Т.А. Ладыженской сделана попытка дать наиболее исчерпывающую классификацию изложений. Она предлагает классифицировать изложения:

  • по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые изложения,
  • по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с дополнительными заданиями;
  • по осложненности языковым заданием: с лексикой, грамматическими, стилистическими и др. заданиями;
  • по восприятию исходного текста: изложение прочитанного, услышанного, воспринятого на слух и зрительно;
  • по степени знакомства с исходным текстом: изложение незнакомого текста и знакомого, известного учащимся.

В методических пособиях и практике работы выделяются другие основания классификации изложений, например: по характеру содержания текста (о школе, спорте и т.д.), по объему текста, изложение с использованием наглядных пособий и без них (иллюстрации и т.п.).

Для практики обучения речи важно выделить значимые основания классификации. Таких оснований два:

1.    способ восприятия текста;

2.    характер его воспроизведения.

По способу восприятия текста изложения делятся на:

а) изложения, в которых текст воспринимается на слух;

б) изложения, в которых текст воспринимается зрительно;

в) изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.

Тот или иной вид восприятия может подкрепляться дополнительными средствами наглядности (иллюстрации, картины, диапозитивы). Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего. По характеру воспроизведения текста различаются:

1.Изложения подробные.

Содержание воспроизводится полно, со всеми подробностями; сохраняется тип текста, его композиция и языковые особенности.

2. Изложения выборочные.

Воспроизводится не весь текст, а его часть, связанная с определенной темой. Тип текста, его композиция могут изменяться.

3 Изложения сжатые.

Передается главное, детали и подробности опускаются. Тип текста может быть сохранен или изменен в зависимости от объема и характера сжатия.

Обучение сжатому изложению предполагает предварительное усвоение приемов сжатия текста. Таких правил два:

1.    переформулировка;

2.    исключение несущественной информации.

Предварительная подготовка сводится к усвоению этих приемов на различном

материале.

4.Изложение с творческим заданием.

Виды изложений по-разному воздействуют на мыслительную деятельность учеников. При подробном изложении идет осмысление временных, причинно- следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть материала и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьников.

Изложения с грамматическими заданиями - это изложения при выполнении которых ученику дается специальное грамматическое задание.

Этапы работы над изложением.

Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложения на уроках русского языка - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением на занятиях по русскому языку.

Готовя класс к изложению, учитель выбирает те приемы, которые помогут более успешно решить поставленные задачи.

Вступительная беседа

Назначение этого приема работы - подготовить учащихся к восприятию

текста.

В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить друг им о своих впечатлениях об увиденном, услышанном, о том, что он узнал. Учитель должен создать ситуацию общения.

«Вступительная беседа вводит учащихся в атмосферу произведения, готовит их к быстрому и свободному восприятию текста». Круг вопросов беседы определяется темой , идеей, содержанием текста, а также уровнем подготовленности учащихся. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и жизненным опытом учеников. В беседу включаются вопросы, подводящие ребят к пониманию основных проблем произведения. Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты,  и т.д., что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке.

Приемы работы, направленные на восприятие текста.

Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:

1.    чтение текста учителем;

2.    чтение текста про себя учащимся;

3.    параллельное прослушивание текста и чтение про себя (комбинированный прием).

Выбор приемов будет зависеть от конкретных условий: характера изложения (подробное, сжатое, выборочное), сложности текста, подготовленности класса к тому или иному способу восприятия.

Задача перечисленных приемов работы - первоначальное знакомство учащихся с содержанием, правильное его понимание, определенная эмоциональная оценка воспринятого. Важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие текста («Почему текст назван...?», «Сформулируйте тему, основную мысль текста »)

Задачу более глубокого понимания содержания, композиции и языка решают приемы работы, направленные на анализ текста.

Беседа по содержанию теста.

Разбор текста - дело очень важное и вместе с тем трудное. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое и смысловое целое. А это значит понять коммуникативную установку автора, определить тему, основную мысль, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно- следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и определить и уметь обосновать свое отношение к воспринятому.

Беседа по содержанию текста не только готовит к его воспроизведению, но и развивает мыслительные способности школьников, воспитывает определенные качества его личности.

Анализ структуры текста.

Назначение этого приема работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Целесообразно, чтобы текст - образец был перед глазами учащихся. Они в процессе анализа, с одной стороны, могут убедиться, что текст членится на части, каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а с другой, - наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распалось, а было единым структурным целым.

Систематическое использование анализа структуры текста как приема работы позволяет предупредить типичные речевые ошибки, недочеты, встречающиеся в изложении учащихся:

1.    отсутствие связи между предложениями (текст «рассыпается»);

2.    повторение одних и тех же слов;

3.    нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм;

4.    неудачное употребление личных местоимений.

Составление плана.

Как правило, анализ текста завершается составлением плана. Среди приемов работы с текстом составление плана занимает особое место. Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, обучение которой начинается в начальной и продолжается в средней школе, это средство для лучшего осмысления, запоминания текста и организации его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, т.к. при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.

Составление плана предполагает выполнение ряда интеллектуальных действий: деление текста на смысловые части, определение темы и основной мысли каждой части, словесной формулировки каждого пункта плана, оформление плана, соотнесение плана и исходного текста. Работа над планом и предполагает обучение этим частным умениям.

Требования к плану будут зависеть от вида предстоящего изложения. Так, план подробного изложения должен не только отражать последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста.

Характер работы над планом зависит от того, является ли составление плана целью обучения на данном уроке или это один из приемов работы, направленный на лучшее осмысление и воспроизведение содержания текста. В зависимости от этого план может быть предложен в готовом виде, составлен коллективно под руководством учителя устно, могут быть предложены для сравнения и обучения 2-3 варианта плана. Наконец план составляется каждым учеником самостоятельно.

Организация работы над изложением.

В работе над изложением можно выделить несколько этапов в деятельности учителя и учащихся. Деятельность учителя сводится к:

·      подготовке учеников к созданию своих текстов на основе данных;

·      проверке и оценке созданных ребятами текстов (изложений);

·      подготовке и проведению анализа изложений в классе.

Деятельность учащихся сводится к:

1.    подготовке к письменному воспроизведению текста;

2.    написанию изложения и осуществлению самоконтроля;

3.    совершенствованию написанного.

Подготовка к изложению проходит на специальном уроке развития речи или осуществляется постепенно на уроках русского языка, предшествующих изложению. Работа на уроке будет включать несколько этапов в соответствии с тем, какая дидактическая задача решается.

1.    Сообщение цели изложения.

2.    Подготовка к восприятию текста.

3.    Восприятие текста.

4.    Анализ текста (содержательный, структурный, языковой).

5.    Изложение текста в соответствии с поставленной задачей.

6.    Самоконтроль.

На каждом этапе применяются свои, соответствующие поставленным задачам приемы работы. Так на этапе анализа текста используется беседа по содержанию, составление плана, структурный и языковой разбор текста, лингвистический эксперимент.

Для предварительной работы целесообразно отбирать тот материал из статьи для изложения, понимание которого не требует контекста. В предварительных упражнениях можно разобрать трудные орфограммы и пунктограммы текста, уточнить значение малознакомых слов, предупредить ошибки в употреблении отдельных слов, их форм. С этой целью нужный материал включается в упражнения, выполняемые на уроках русского языка.

Проверка и анализ изложений.

Проверка и оценка работ - особый этап в деятельности учителя. Задача учителя состоит не только в исправлении ошибок, их подсчете, важно увидеть и отметить достоинства работы, удачи и находки.

Общие требования к содержанию пересказа: соответствие теме и основной мысли исходного текста, фактическая правильность, полнота, последовательность, связность изложения.

При оценке содержания подробного изложения учитывается, на сколько полно раскрыта теме и основная мысль исходного текста, нет ли отступлений от содержания и композиции авторского образца. При оценке содержания сжатого изложения следует исходить из того, на сколько точно, полно сумел ученик выбрать из текста главное и воспроизвести отобранное в нужной последовательности, используя языковые средства обобщенной передачи информации.

Речевое оформление изложения предполагает богатство, точность, выразительность использования языковых средств с учетом особенностей ситуации общения.

После проверки и оценки работ готовятся материалы для анализа изложений и совершенствования написанного. Учитель отбирает и организует материал, нужный для анализа содержания и речевого оформления детских работ. Выделяет типичные для класса ошибки, связанные с нарушением грамматических норм. Орфографические и пунктуационные ошибки возможно не включать в работу на уроке, они могут быть разобран учащимися самостоятельно.

Урок анализа изложений в школьной практике считается одним из самых сложных. Успех проведения урока и его значение в общей системе обучения связной речи во многом зависит от того, как четко задана цель работы, на сколько учитель верно отобрал и в какой форме преподнес материал анализа. Урок анализа изложений должен решать три основные задачи:

1.    развивать языковое чутье ученика, воспитывать внимание к содержанию и речевому оформлению текста;

2.    формировать умение совершенствовать написанное;

3.    готовить к более успешному выполнению последующих работ.

Взаимосвязь изложений с другими видами работ по развитию связной речи.

Изложение представляет собой лишь одни элемент в обшей системе работы по развитию связной речи. На практике изложения часто пересекаются с другими видами работ. И.Д.Морозова пишет: «Опыт показывает, что ученики лучше справляются с изложением, если его проведению предшествовала работа над свободным диктантом». При свободном диктанте учитель диктует текст по частям, а ученики записывают его так, как запомнили, свободно. Свободные диктанты обогащают словарный запас и грамматический строй речи ребят, формируют умения пересказывать чужой текст с учетом его темы и основной мысли. Чтобы свободный диктант стал более эффективным средством подготовки к изложению, необходимо использовать соответствующие приемы работы. Так, перед тем как ученики будут воспроизводить содержание текста по частям, необходимо предложить им определить тему и основную мысль текста, его стиль и тип. На определенном этапе возможны и такие свободные диктанты, которые соединяются с изложением. Например, первая часть текста записывается под диктовку, а содержание остальных частей воспроизводится учеником самостоятельно.

Вопрос о взаимосвязи сочинений и изложений рассматривался в методике многократно. В настоящее время утвердилось мнение, что работа над изложением и сочинением должна идти параллельно. При этом проведение изложений по тексту определенного типа предшествует написанию сочинения того же типа, является ступенью для следующего за ним сочинения.

Взаимосвязь изложений и сочинений в том, что оба вида работы формируют умения связной речи, готовят к естественной коммуникации. Можно наметить следующую последовательность усложнения в работе по созданию текста.

1)                           Воспроизведение чужого текста по частям - свободный диктант.

2)                           Создание текста на основе данного - изложение.

3)                           Создание своих текстов - сочинение.

Пересказ текста предполагает не только воспроизведение, но и включает элементы творчество ученика.

Обучение сочинению.

Школьное сочинение – это творческая работа. В сочинении ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, даёт выход своему воображению. Но нельзя забывать, что сочинение в то же время учебная работа, одно из упражнений по развитию письменной речи учащихся. Выполняя это упражнение, школьники учатся:

1. Накапливать материал для сочинения: наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к теме сочинения, элементарно осмысливать факты, события, знания, правильно передавать факты и отдельные признаки.

2. Отбирать нужные для сочинения слова, строить словосочетания и предложения по законам грамматики.

3. Располагать материал в нужной последовательности, то есть составлять план и придерживаться его в составлении связного текста, а в случае необходимости – изменять последовательность.

4. Орфографически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку и другие требования.

Признаки сочинения, отличающие его от других речевых упражнений.

Во-первых, сочинение представляет собой относительно законченный связный текст, оно состоит из ряда предложений, связанных между собой по смыслу и грамматическими средствами. Весь связный текст может распадаться на части, обладающие в большей или меньшей степени самостоятельностью. Текст должен отвечать требованиям логики, то есть должен быть единым, последовательным, законченным.

Во-вторых, сочинение, хотя и ученическое, но всё же литературное произведение. Оно имеет свою тему, содержание, иногда сюжет, пишется в определённом жанре, имеет свои стилистические особенности и в этом смысле соотносится с произведениями литературы.

Сочинения могут быть весьма разнообразными по своим педагогическим целям и возможностям, и каждый вид требует особых методических приёмов подготовки и проведения. Для классификации сочинений нужны критерии, отражающие существенные черты этого упражнения, его содержание и формы, а также его методику. Рассмотрим такие критерии.

Источники материала для сочинений. Ими являются организованные школой целенаправленные наблюдения на уроках или во время прогулок, экскурсий, личный опыт учащихся, накапливаемый в процессе трудовой, учебной и игровой деятельности, книги и другие печатные издания, слово учителя, произведения живописи.

Степень самостоятельности учащихся в работе над сочинением.

Занятия в классе предполагают коллективные формы составления текста, плана. Иногда бывает необходима индивидуальная помощь учителя. Это зависит от возраста учащихся и от того, как они подготовлены к данному сочинению. Так, в 1 и во 2 классах нередко текст сочинения составляется коллективно, иногда обрабатывается с помощью учителя и лишь после этого записывается всеми учащимися в тетради. Но наряду с этим учащиеся пишут и самостоятельные сочинения. А в 3-4 классах учитель отказывается постепенно от коллективных приёмов, предоставляя детям больше самостоятельности.
Жанр. Говоря о форме сочинения, мы обычно имеем в виду его жанр, композицию, особенности языка и стиль. Согласно утвердившимся методическим традициям, в школьных сочинениях различают описание, повествование и рассуждение. В начальных классах чаще всего смешанные работы с преобладанием повествования, реже описания и рассуждения. Повествование – самый подвижный и живой, поэтому наиболее доступный детям. В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинение этого жанра могут иметь сюжет, в этом случае они близки к рассказам как литературному жанру. Суть описания состоит в более или менее развёрнутом указании признаков предметов или явлений, обычно существенных признаков. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете или же изобразить картину. Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-то утверждения используются суждения. Рассуждения являются наиболее трудной формой сочинения, поэтому в начальных классах используется редко.

Стиль. В зависимости от различных задач высказывания в речевой практике используются следующие стили: обиходно-бытовой, обиходно-деловой, официально-документальный, научный, публицистический. Конечно, младшие школьники ещё не могут усвоить всё это стилистическое разнообразие средств языка. Требования к стилю детской речи не должны быть высокими, так как им доступно элементарное разграничение делового и эмоционального стилей в зависимости от задач сочинения. Остановимся на примерах речи, резко различающихся по стилю.

а) эмоционально окрашенная, образная речь (художественный стиль, жанр – описание):

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой деревенской чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. (С.Т.Аксаков)

б) деловая речь:

Объявление.

Завтра, 12 апреля, в 10 часов утра в школьном зале состоится утренник по случаю Дня космонавтики. Приглашаются все учащиеся.

С образцами деловой и эмоционально окрашенной речи учащиеся встречаются на уроках литературного чтения. Стихотворения, рассказы, описания в учебниках могут служить образцами художественного стиля, научно-популярной статьи – примером научного или делового стиля. Беседы по прочитанному и пересказы дают учащимся практические умения в использовании разных стилистических ресурсов языка.

Тем не менее, стилистические ошибки в сочинениях довольно часты. Так, в сочинении «Наши зимние развлечения» одна ученица написала: «В период зимних каникул у нас прошло много весёлых мероприятий». Слова период и мероприятий были не уместны в сочинении, которое в целом было написано в приподнятом тоне, передавало радостное настроение автора.

Классификация сочинений

Классификация сочинений помогает учителю в планировании как каждого отдельного сочинения, так и их системы. В практике учителей наибольшее распространение получили сочинения по картине и по серии картин, по экскурсии, по наблюдениям за погодой, растениями и животными, описание картин природы или отдельных предметов, рассказы о труде взрослых и детей, об играх и развлечениях, рассказы по аналогии с прочитанным, по данному учителем началу или концу. К каждому из этих критериев могут быть применена следующая классификация.

1. По источникам:

а) сочинения на материале непосредственного опыта учащихся – сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

б) сочинения на книжном материале или по рассказам учителя, а также по кинофильму, спектаклю, отзывы о прочитанных книгах;

в) сочинения по одной картине или по серии картин – на основе воображения учащихся;

г) сочинения, где используется материал разных источников, например сочинение, в котором ученик объединяет результаты своих наблюдений со сведениями, почерпнутыми из книг или других источников. 

2. По степени самостоятельности, по методам подготовки к письму сочинений:

а) сочинения коллективные, проводимые на общую тему для всего класса и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовки;

б) сочинения индивидуальные, самостоятельные.

3. По жанру:

а) повествовательные;

б) рассуждения;

в) описания.

4. По стилю:

а) эмоционально-образные, напоминающие художественные произведения, это преимущественно сочинения о различных событиях, описания природы;

б) сочинения типа деловой статьи: планы, отчёты о проделанной работе, объявления, арифметические задачи.

Требования учителя к стилю детских сочинений не могут быть высокими, вводятся они постепенно.

Кроме рассмотренных групп классификации, сочинения делятся на устные и письменные, на классные и домашние, на обучающие и контрольные.

Наконец, сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам:

а) природа нашей Родины;

б) школа, семья, друзья;

в) труд взрослых и детей;

г) праздники.

Люди также интересуются этой лекцией: Бихевиоризм.

Рассмотрим несколько примеров. Так, сочинение о встрече птиц весной может быть написано как до встречи, так и после неё. Задачи при этом будут разные.

В первом случае тема формулируется «Как мы готовимся к встрече птиц». Источники материала для этого сочинения: личный опыт (дети расскажут, как они делали скворечники, готовились к празднику), книга или указания взрослых (дети возьмут какие-то сведения из книг, где рассказано, что нужно сделать, чтобы встреча прошла хорошо). По жанру – сочинение повествовательное с элементами описания и рассуждения (например, описание скворечника, обоснование необходимости заботливого отношения к птицам). Это сочинение может быть написано преимущественно в деловом стиле: ведь в нём рассказывается о том, что уже сделано в большой подготовке к важному мероприятию и что предстоит ещё сделать, но вполне допустимы и уместны отступления: живые и весёлые эпизоды, яркие образные зарисовки. Поскольку тема едина для класса и в подготовке ко Дню птиц участвуют все учащиеся класса, то сочинение можно считать коллективным, но каждый участник подготовки выполняет своё, индивидуальное поручение, и это должно быть отражено в тексте: автор сочинения пишет, что сделал и сделает сам.

Во втором случае заглавие формулируется так: «Как мы встречали птиц», или «День встречи птиц в нашей школе». Источником материала служит только собственный опыт, книжный материал здесь не уместен. Жанр – повествование с элементами описания, возможны элементы рассуждения. Описание может занимать значительное место. Стиль – эмоционально-образный, так как цель сочинения – описать радостное событие, весёлый праздник. Здесь школьники шире проявят свою индивидуальность и самостоятельность, чем в первом варианте, так как каждый автор не только по-разному участвовал в проведении Дня птиц, но и по-своему, с большей или меньшей эмоциональностью, отнёсся к событиям. Такое сочинение может быть проведено в 3 классе, а при хорошей подготовленности учащихся и раньше.

Сочинение «Наши зимние развлечения» будет написано на материале личных впечатлений и переживаний, может быть коллективным или индивидуальным (это зависит от подготовленности учащихся, от замысла учителя, от условий самих игр, которые послужат материалом для сочинения), по стилю – эмоционально-образное (ведь замысел сочинения – передать радостные события и картины), по жанру – повествовательное с элементами описания.

Свежие статьи
Популярно сейчас