Популярные услуги

Скульптура

2021-03-09СтудИзба

Скульптура. К середине V в. до н.э. образ гражданина – ат­лета и воина – становится центральным в искусстве. Пропорции тела и многообразные формы движения становятся важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого чело­века освобождается от статичности. Однако еще нигде типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное свое­образие человека, склад его индивидуального характера еще не при­влекали внимания мастеров ранней греческой классики.

В Афинах в это время работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет. Значительная часть их работ дошла до нас в римских мраморных копиях.

Величайший скульптор V в. до н.э. Фидий, главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах, создает гранди­озные скульптуры Афины Промахос, Зевса Олимпийского и Афи­ны Парфенос. Под его же руководством увидело свет скульптурное убранство Парфенона. Его образы наделены одухотворенной кра­сотой и жизненностью. Фидию удалось органично включить скульптуру в архитектурные сооружения.

В своих творениях «Дискобол», «Афина и Марсий» и других ут­верждает силу и красоту человека Мирон. Поиск героических, типически обобщенных образов и новых мо­тивов движений характеризует творчество Мирона. Он был одним из первых греческих скульпторов, которому удалось пол­ностью освободиться от архаической условности.

В теоретическом тракта­те «Канон» Поликлет выводит цифровой закон идеальных про­порций человеческого тела, а потом воплощает свои расчеты в зна­менитой статуе «Дорифор», изображающей юношу сильного, кра­сивого, спокойного. Этот образ стал нормой представлений греков о совершенстве человека.

Трагические противоречия эпохи нашли глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины IV в. – Скопаса, работавшего в различных городах Греции. Влияние искусства Ско­паса на дальнейшее развитие греческой пластики можно сравнить лишь с воздействием гения его современника – Праксителя. Пос­ледний в своем творчестве обратился к образам, проникнутым ду­хом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости и безмятеж­ной созерцательности. Воздействие искусства Праксителя прояви­лось в дальнейшем в многочисленных произведениях так называемой парковой скульптуры эпохи эллинизма.

Возрастает ин­терес к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости образов классики приходит скульптура, где авторам уда­ется пластическими средствами передать тонкий и богатый душев­ный мир. В работах «Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир» знаменитый античный мастер Пракситель (ок. 390 – ок. 330 до н.э.) воссоздает изящную и одухотворенную красоту. Его героям свой­ственны душевная взволнованность, грусть, задумчивость.

У уро­женца острова Парос Скопаса (IV в. до н.э.) в скульптурных обра­зах проявляется драматическое напряжение духовных сил. Масте­ру удается передать накал эмоций, порой трагический надлом, ко­торый нарушает гармоническую ясность, столь свойственную вы­сокой классике. Его «Менада» – спутница Диониса – изображе­на в стремительном танце: так с помощью движения художник передает бурный порыв страсти. Скульптура Скопаса рассчитана на круговой обзор. Игра светотени усиливает впечатление дина­мики образа.

Если в искусстве Скопаса и Праксителя еще ощутимы связи с принципами искусства высокой классики, то в художественной культуре последней трети IV в. до н.э. эти связи слабели. После походов Александра Македонского в искусстве, и прежде всего в скульптуре, начинаются поиски нового: идеалистического и реалистического.

Рекомендуемые материалы

Самим видным представителем идеалистического направления был скульптор Леохар, придворный мастер Александра Македонс­кого. Его наиболее прославленная статуя – так называемый Апол­лон Бельведерский (около 340 г.), – исполненная с высоким про­фессиональным мастерством.

Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп (IV в. до н.э.), последний, пожалуй, большой мастер периода поздней клас­сики. В искусстве Лисиппа так же, как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача индивидуализации образа чело­века, раскрытия его переживаний.

Большое значение имело творчество Лисиппа для развития пор­трета. В созданных им скульптурных портретах Александра Маке­донского, обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя.

Лисипп, работая в бронзе, ставил перед собой иные задачи. Его интересует человек в момент душевного спада, когда он далек от состояния идеального совершенства. Лисиппа интересуют модели, которые позволяют ему передать сложный, а порой и противоречивый внутренний мир. Его «Апоксимен» – спортсмен после состязаний, усталый, отдавший выступлению все силы.

Вторая половина V в. до н.э. – время расцвета всех видов ис­кусства и наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики. Этот период называется в специальной литературе эпохой высокой классики.

Архитектура. Большое место в художественной культуре грече­ской классики занимает архитектура. Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу граж­данственности, героике полиса.

При Перикле создается самый замечательный из ансамблей клас­сической эпохи – Афинский акрополь, который господствует над горо­дом и его окрестностями.  Над ним работали архитекторы Иктин и Калликрат, а оформление принадлежит Фидию –  важ­ная культурная победа в Древней Греции.

Разрушенный во время персидского наше­ствия, акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. Центральным элементом архитектурного ансамбля Акрополя был Парфенон – храм Афины Девы –  покровительницы Афин. Он являлся основным святилищем афинян, и там же в нем находилась об­щественная казна.

Склон Акрополя был использован для возведения театра Диони­са. Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции – знаменитого Фи­дия (вторая и третья четверти V в. до н. э.).

В классической Греции успешно осуществляется программа градостроительства. После 446 г. до н.э. город Пирей приобретает  правильную планировку под руководством архитектора Гипподама. В 479 г. до н.э. восстанавливается сожженный Милет. Но если до сожжения он представлял собой город со свободной планировкой, то теперь в него также вносится «гипподамова система». С юга на север и с запада на восток город пересекали две магистрали под прямым углом, на их пересечении организовывался общественный центр. Ширина улиц увеличивалась в два раза. Прямоуголь­ная сетка регулирования прокладывалась при любом рельефе мес­тности. «Гипподамова система» становится господствующей в планировании городов и в последующие периоды европейской культуры.

В эстетической традиции Древней Греции разрабатывается  проблема воспитательной роли искусства. Появляется понятие «калокагатия» . Слово состоит из двух частей: «калос» – прекрас­ный, «агатос» – добрый. В античной культуре это означает гармо­ничный человек, физически крепкий, красивый и нравственно добродетельный, гармония физического и духовного. В эстетиче­ской традиции Древней Греции по большей части царило убеждение, что искусство способно выполнить задачу по воспитанию  гармоничного человека, достойного гражданина полиса. От Пифагора, интуитивно угадавшего психотерапевтическое воздействие искусства на человека, до Аристотеля, разработавшего учение о катарсисе, т.е. об очищающем воздействии искусства на человека и получении им эстетического и художественного удовольст­вия, – у каждого находились свои аргументы в пользу этой пози­ции, каждый выделял свой аспект при рассмотрении проблемы воспитания средствами искусства. Особняком стоит Платон, ко­торый считал, что искусству нет места в идеально организованном государстве, ибо искусство развращает молодых людей, делая их изнеженными и не способными к исполнению гражданского долга. Такая позиция Платона может быть объяснена тем, что фило­соф отдавал предпочтение древней системе ценностей, и его насто­раживало то новое, что утверждалось в античной культуре, прежде всего сознание индивидуальности и независимости личности.

Античная культура сформировала много ярких, самобытных индивидуальностей, которые, создавая античную культуру, разви­вали себя и, совершенствуя свою индивидуальность, благотворно влияли непосредственно или опосредованно на античную художе­ственную культуру периода классики.

Конец V – IV вв. до н.э. – поздняя классика, когда нарушается гармония между природой и человеком, культурой, между древне­восточной и европейской системами ценностей в пользу культу­ры, человека, в пользу европейских ценностей.

В это время главной художественной задачей остается изображение прекрасного идеала человека, в первую очередь с точки зрения телесности. Развивая и углубляя достижения предшествующего периода, ведущие мастера IV в. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, раздираемого сомнениями, вступающего в борьбу с враждебными силами.

Во второй половине IV в. до н.э. происходит выдвижение Ма­кедонии. Эта новая империя объединяла разные племена, народы: в контакт вступали разные традиции, верования, обычаи. Однако в империи Александра Македонского многие ценности классиче­ской Греции оказались невостребованными. В огромной державе военно-бюрократического типа не было места демократии. В конце IV в. до н.э. на развалинах мировой державы Алексан­дра Македонского возникли государства нового типа – так называ­емые эллинистические монархии.

С этого времени начинается но­вый период в истории и культуре – эллинистический, который про­длился вплоть до I в. до н.э. Для культуры эпохи эллинизма характерно широкое распрост­ранение традиций греческого искусства на огромную по размерам территорию как на Востоке, так и на Западе. В искусстве эллинистической Греции сильнее всего сохранилась связь с классическими традициями. Преимущественно на основах эллинской культуры развивались и культуры державы Селевкидов, Пергамского царства и Родоса.

Эллинистическая эпоха была временем расцвета градостроения. Строящиеся эллинистическими монархами новые города имели по большей части прямоугольную планировку и были снабжены кана­лизацией и водопроводом, чего не скажешь о европейских городах даже начала нового времени. В этих городах были расширены ули­цы, а дома стали на два-три этажа выше.

Центрами эллинистической культуры становились города: старые – Афины, Милет, Коринф и другие и новые – Александ­рия, которые возникали на Востоке. Эти города превращались в центры образованности. Формируется интеллигенция «большого города». Она занимается своеобразным просветительством, так как верит во всемогущество разума. В это время даже религия ста­новится «разумной».

Под покровительством государства в Александрии формирует­ся знаменитая библиотека и научная школа – Александрийский мусейон – прототип новоевропейских Академий наук. В Алек­сандрию приглашались ученые, писатели, историки. Они жили и работали в храме покровительниц искусств – Мусейоне, на сред­ства из царской казны. Государство же заботилось о пополнении библиотеки: каждый корабль, входящий в гавань, обязан был сда­вать книги. С них снимали копии и при отъезде копии вручались владельцам книг. Так пополнялась библиотека, каталог которой состоял из 120 свитков. В библиотеке были представлены труды по философии, истории, ораторскому искусству, поэзии.

Поощряется развитие специальных теоретических областей, которые разрабатывают разные стороны профессиональной худо­жественной деятельности – поэтики, риторики искусствозна­ния. Оформилась в науку филология. Ученые Александрии и Пергама спорят о возникновении языка и о грамматических нормах. В Александрии изучается по преимуществу поэзия, в Пергаме фило­логи отдают предпочтение изучению прозы.

Литература. Эти исследования сказались и на расцвете литера­туры в первой половине III века до н.э. в Александрии, Сиракузах, на островах Эгейского моря творили многие поэты, оставившие след в истории мировой литературы. Среди них Каллимах (315 – 240 гг. до н.э.) – ученый и поэт. Именно он составил знаменитый каталог Александрийской библиотеки, он же проявил себя как новатор греческой поэзии. Его заботит точность поэтических обра­зов, лаконичность описаний. В своем основном произведении «Причины» он в поэтической форме рассказывает о полузабытых обычаях и обрядах и объясняет их смысл. Его друг поэт Арат в изящной стихотворной форме описывает и разъясняет астрономи­ческие открытия Евдокса из Александрии.

Широкое распространение получает жанр «идиллия ». Ее клас­сиком является Феокрит (пер. пол. III в. до н.э.). В своих идиллиях (букв. картинки) поэт изображает безмятежную жизнь на природе, в гармонии с ней. Герои идиллий – пастухи-буколы и их подруж­ки. Эта поэзия помогала горожанам, уставшим от сутолоки горо­дов, мысленно погрузиться в спокойствие природы.

Возрождение мощного и сильного государства в эллинизме не приводит к утрате интереса к личности. Более того, эллинизм – это культура, где культивируется индивидуализм. Разрабатывают­ся ценностные критерии и принципы, которые обнаруживают по­вышенный интерес к психологии человека, к оттенкам его настро­ений и переживаний.

Эллинистическая культура – это культура изысканных чувств и даже чувствительности. Порой в этой культу­ре нарушаются мера и гармония, и в искусстве проявляются такие черты, как жеманство, манерность, резонерство.

Культ индивидуализма и забота об изяществе в творчестве да­ют импульс развитию эпиграммы – краткого лирического стихо­творения.

Театр. Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведение создателя «новой комедии» – комедии нравов Ме­нандра (342 – 291 гг. до н.э.) – посвящено жизни простых афинских семей с их заботами, повседневными проблемами, радостями и пе­чалями. Комедию Менандра, где была представлена частная жизнь, греческая публика не приняла. Она привыкла к героическим сюжетам и к иным героям. Но постепенно греки стали чувст­вовать себя в театре как дома, для них был понятен и приятен язык комедий, пропитанный поговорками и прибаутками: «Время ис­целяет любые раны», «Друзей и недругов надлежит судить одной мерой» и др.

Произведения Менандра были столь жизненны, что родилось высказывание: «Менандр и жизнь. Кто из вас кому под­ражает?»

Скульптура и архитектура. Те же чувства и настроения, темы и образы, кото­рые волновали поэтов и драматургов, и прежде всего внутренний мир человека, волнуют и скульпторов. Они создают реалистиче­ские портреты простых людей: рыбаков, пастухов, рабов, уличных мальчишек. Скульптура была способна выразить лирические и по­этические настроения (статуэтки из Танагры), передать живость бытовой сценки («Старик, вынимающий занозу из ноги», «Маль­чик с гусем» работы Боэфа).

Внимание художественной культуры к тончайшим настроени­ям и переживаниям человека удивительным образом сочеталось с увлечением крупными формами. Масштабность, монументаль­ность, гигантизм в художественной культуре призван был демон­стрировать мощь и богатство государства. Успешно решаются гра­достроительные задачи, города строятся в соответствии с «гипподамовой системой». Возводятся дворцы, храмы, зрелищные соо­ружения. В 353 г. до н.э. в Галикарнасе воздвигается гигантская гробница царя Мавсола (отсюда – «мавзолей»), в которой соеди­няется торжественная восточная пышность декора с изяществом греческого ионического ордера. В Эпидавре по проекту архитекто­ра Поликлета Младшего (360 – 330 гг. до н.э.) возводится знамени­тый театр. На его каменных скамьях могли разместиться 10 000 зрителей, а блестящая акустика позволяла слышать голоса актеров с последнего ряда. Ученик Лисиппа, скульптор Харес, создает ста­тую бога солнца Гелиоса, высотой в 32 м, вошедшую в историю как Колосс Родосский. В то же время возводится Форосский (Александрийский) ма­як – произведение инженерного искусства. Его высота свыше 100 м.

В эллинистическое время в Пергаме возникает так называемый патетический стиль скульптуры, ярчайшим образцом которого яв­ляется статуя Ники Самофракийской (Родос, сер. III в. до н. э.).

Для площадей, храмов, общественных сооружений создается скульптура со сложной композицией. Особой славой пользовался монументальный алтарь Пергама, где была изображена битва бо­гов и гигантов. Автор изобразил победу богов – хранителей по­рядка и гармонии в природе и обществе, а в реальной жизни побе­ждали иные ценности. Готовится почва для нового этапа античной культуры, завершающего этот период истории человечества, – Римской культуры.

Художественная культура поздней Античности. Римская Античность

В IV – III вв. до н.э. Рим подчиняет себе весь Апеннинский по­луостров; в III – II вв. до н.э. ему покоряются Карфаген, Греция и все Восточное Средиземноморье. Создается мощное военно-админи­стративное государство с хорошо отлаженным строем жизни, ино­гда напоминающим казарменный быт; работают новые «механиз­мы» управления обществом. Государство учится жить по законам и прививает своим гражданам правовое сознание. Постепенно в общественном сознании укрепляется убеждение, что закон может и должен гарантировать права и свободы граждан. На этом этапе культура открыла и продемонстрировала на практике особую фор­му сосуществования разных народов и культур, а также возможно­сти централизованной власти.

К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с неболь­шой родовой общины на Тибре, стал аристократической республи­кой. Республиканский период явился временем становления рим­ской культуры.

Художественная культура Рима отличалась большим разнооб­разием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложи­лось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искус­ства италийских племен и народов, среди которых особое место зани­мали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной художествен­ной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптур­ным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты.

Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и эллинистическое искусство, склонное к грандиозности и масштабно­сти. Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства римского от греческого.

В художественном на­следии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный порт­рет, в котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядово­го человека – гражданина Римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности.

Художественная культура Рима носит более прозаический и прагматический характер. Римлян больше заботит проблема удобств и комфорта в быту, чем тонкости внутреннего мира человека. Они строят хорошие дороги, прокладывают акве­дуки, возводят общественные здания, где бурлит деловая, торговая и политическая жизнь. Римляне живут реальными, практически­ми интересами, а не идеалами. Но и им не чужды некоторые древнегреческие ценности. Патриции предпочитают давать своим детям греческие имена, их жизнь украшают предметы быта греческо­го происхождения, они заимствуют некоторые привычки и обы­чаи Древней Греции. Но дух греческой культурной жизни их не увлекает; римлянам чужда состязательность древнегреческой  культуры. Римляне практичны, и им кажется бесполезным тратить время на дискуссии и философские споры, а вот занятие литерату­рой для них не лишено смысла.

Литература – оружие, которое способно служить государству в воспитании граждан, в укрепле­нии государства и прославлении его правителей.

В эпоху римских завоеваний искусство убеждать – красноре­чие – было составной частью художественной и политической культуры. Римские полководцы были, как правило, хорошими ораторами, – это помогало поддерживать дисциплину и вооду­шевлять воинов.

Школой красноречия был Сенат, где прославили свои имена Марк Порций Катон (234 – 149), противостоящий рим­ской аристократии, Марк Туллий Цицерон (106 – 43) с его девизом: «Знай дело, слова найдутся» и многие другие.

В Риме появляется первая крупная частная библиотека. Она становится центром культурного общения и объединения не по культовым или профессиональным, а по культурным интере­сам – это кружок Сципиона – римского полководца, куда входи­ли Полибий – историк, Теренций – комедиограф, Гай Лелий – юрист и другие видные граждане республики.

В I в. до н.э. эта тра­диция распространяется на другие города. Даже в маленьких горо­дах Римской империи возникают подобные объединения. Широ­кую популярность получила «Вилла Папирусов» – настоящий греческий гимнасий. Вдохновителем этого кружка был фило­соф-эпикуреец Филодем, именно его хорошо подобранная библи­отека дала название вилле. К вилле примыкал сад, где были рас­ставлены статуи греческих мудрецов, греческих и римских поэтов, правителей эпохи эллинизма. На вилле бывал Тит Лукреций Кар. В своей поэме «О природе вещей» он в поэтической фор­ме раскрывает свое понимание природы, культуры, человечества. Лукреций настаивает, что подлинный герой страстно желает «со­рвать с ворот природы запоры», смело шагнуть за ограду мира и мыслью и духом обнять всю безграничную Вселенную.

Складывается римская система обучения и воспитания, в осно­ве которой лежала система образования эллинизма. Школа была частью городской жизни, и, хотя существовало домашнее воспита­ние, римляне предпочитали отдавать детей в эти школы. Они были убеждены, что делать все сообща – врожденное свойство людей, именно в школьном коллективе рождается полезный дух состяза­тельности. В школе давали знания по литературе, грамматике, ри­торике.

В республиканском Риме открывают ценность поэзии. В жанре лирики не было равного по таланту поэту Гаю Валерию Катуллу. Темы его стихов — любовь, дружба, переживания чело­века. «Ненавижу и люблю!» – так начинается его стихотворение, обращенное к неверной возлюбленной.

Развивается и жанр комедии. Римский комедиограф Тит Макций Плавт (ок. 250 – ок. 184) занимается переложением греческих комедий на римский лад. Он мастерски объединяет несколько пьес в одну, заимствует удачные сюжеты и помещает их в римские условия. Из пьес Плавта до нас дошли поговорки и идиомы: «Че­ловек человеку – волк», «Пустить козла в огород» и другие.

Дру­гой римский комедиограф, Афр Теренций (190 – 159), африканец по происхождению, несмотря на то, что был рабом, после своего освобождения и благодаря таланту был принят в кружок Сципио­на. В своих комедиях «Свекровь», «Братья», «Евнух» он проводит идеи гуманистического воспитания, ибо ему близки греческие идеалы меры и гармонии.

В области монументальной скульптуры римляне не создали па­мятников столь значительных, как греческие. Однако они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точ­ным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемле­мую часть архитектурного декора.

Поздний памятник этрусской скульптуры на римскую тему, ис­полненный в первые десятилетия жизни Римской республики, – бронзовая «Капитолийская волчица» – символ Рима – отличается именно остротой реализма и превосходной техникой литья.

Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное художественное явление он просле­живается с начала I в. до н. э. В Риме возникло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в пор­трете индивидуальный образ идеальному типу, римские художники старались более точно воспроизвести индивидуальные, конкретные черты лица, следуя в этом этрусской традиции. Римский скульптор ставит своей задачей не только точно передать физическое своеобразие черт изображаемого лица, портретное сходство, но и выразить своеоб­разие характера. Образы деловых людей, ораторов, граждан рес­публики лишены идеализации, они естественны и реалистичны.

С конца II в. до н.э. происходят серьезные изменения в архи­тектуре. В этот период складываются основные типы римской архитекту­ры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобра­зие римского искусства. В первую очередь следует упомянуть о древ­них оборонительных стенах Рима, которые отличаются особой гран­диозностью, будучи выложены из камней больших размеров. Их по­стройка относится к VI в. до н. э.

Особое место занимали римские дороги, которые были вымоще­ны камнем и сохранились до нашего времени. Первой из сети дорог, позднее покрывших всю Италию, была так называемая Аппиева до­рога, построенная в IV – III вв. до н.э.

В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мос­тов и акведуков, своеобразных водопроводов, подающих воду в Рим и другие города Италии.

Столкновение с греческим искусством привело к некоторым из­менениям в римской архитектуре. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордерной системе. Однако в то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использо­вался главным образом в декоративных целях.

Строительная практика обогащается новым материа­лом – бетоном. Это нововведение позволило увеличить размеры зданий, разнообразить их внешний вид и внутреннее устройство. Теперь можно возводить своды и купола больших размеров. Появ­ляются сводчатые сооружения мостов, акведуков, складских по­мещений. Возник новый тип общественных зданий – базилика. В ее залах заседают суды, совершаются торговые и биржевые сделки. Появилась триумфальная арка, которая ставилась в честь геро­ев-победителей. Изменилось отношение к архитектуре жилого до­ма. Он приобрел парадность. Стены жилого дома расписываются фресками. Дом окружает сад, а на внешние стены домов наносят пейзажи; утверждается культ облагороженной природы.

Оформляется центральная площадь Рима – Форум. На пло­щади размещались основные общественные здания – сенат, су­ды, архивы, тюрьма, главные храмы, трибуна, с которой выступа­ли ораторы. На центральной площади ставились прижизненные и посмертные памятники героям.

В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В это время с необычайной интенсивностью происходит эллинизация римской культуры. Гре­ки – учителя, секретари, советники – появляются в каждом знат­ном семействе, молодые аристократы Рима едут довершать свое об­разование в Афины, греческие послы говорят в римском сенате на родном языке без переводчика и т. п. Однако эта эллинизация рим­ской культуры не означала отречения от традиционного римского идеала.

Ведущие представители римской культуры считали, что гре­ческая культура должна была лишь подкрепить и осмыслить древ­ний римский идеал добродетели на благо отечества, дополнить пред­ставление о «доблести» представлением о «гуманности» в широком смысле.

В первые два века нашей эры, несмотря на обострение социальных противоречий, искусство древнего Рима достигает своей вершины. Сам город Рим приобретает совершенно новый облик, соответствую­щий престижу мировой столицы.

Воплощением мощи и исторической значимости императорско­го Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях. Таковы триумфальная арка Тита (80-85 гг. н. э.), подавившего восстание в Иудее, триумфальная колонна Траяна (110-113 гг. н. э.) в честь победы над даками.

Потребности римской городской жизни вызвали уже в I в. н.э. появление нового типа зданий – гигантских терм, или обществен­ных бань, рассчитанных на 2-3 тыс. человек. По сути дела, рим­ские термы представляли собой целый комплекс разнохарактер­ных по назначению сооружений. К залам холодных и теплых бань, образующих ядро композиции, примыкали многочисленные поме­щения для гимнастических упражнений и даже умственных за­нятий. Наиболее известными были так называемые термы Каракаллы (начало III в. н. э.) и термы Диоклетиана (первая половина IV в. н. э.).

В эпоху империи дальнейшее развитие получили рельеф и круг­лая пластика. Двухсотметровая лента рельефов триумфальной ко­лонны Траяна подробно повествует в камне о походе римских войск против даков. Здесь изображены войска на марше, битвы, осады кре­постей и даже военные советы.

Ведущее место в римском искусстве по-прежнему занимал пор­трет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название «августовский классицизм» . В это время появляются парадные придворные портреты в рост. Такова, например, знаменитая мраморная статуя императора Августа (нач. 1 в. н. э.).

Позднее в скульптурном портрете углубляется индивидуализм. Таковы портреты императоров Нерона и Каракаллы, где авторы ста­рались выразить характер и образ мышления живых императоров.

В конце I в. до н.э. Римское государство приходит к диктатуре и превращается из республики в империю. Первым императором Рима стал Октавиан, который принял титул Август, то есть «боже­ственный». Наступил последний период античной культуры, ко­торый завершился закатом античности в V в. н. э.

Особое место в Римской империи занимали города. Они росли с огромной скоростью. За одно столетие они выросли и протяну­лись на юге до границ с пустыней, на севере до берегов европей­ских рек. Именно в этот период были заложены многие евро­пейские города – будущие столицы Европы. Все они обретали облик Рима: регулярная планировка улиц, которые вели к центру политической и культурной жизни. Города в Римской импе­рии – это центры культуры. Сеть городов – своеобразная систе­ма распространения римской государственности, права, образа жизни, искусства. В города стремились риторы, поэты, интеллек­туалы, художники. Каждый город считал за честь иметь свою шко­лу, свой форум, театр, то есть быть похожим на просвещенный Рим. Культура приобретает довольно единообразный характер.

Город становится миром, а мир – городом. Город в представ­лении римлян – властелин мира. Рим же, воплощение всемогу­щей космической силы – власти. Город, и прежде всего Рим, на­правляет человечество от хаоса к порядку, от дикости к цивилиза­ции. Все императоры Рима считали делом чести укреплять, разви­вать и украшать Рим. Они соперничали между собой в грандиоз­ных градостроительных проектах, заказывая общественные зда­ния, поощряя строительство частных особняков с садами и парка­ми. Каждый император, желая укрепить личную славу, сооружал новые площади, устраивал торжественные церемонии, перестраи­вал Рим. Октавиану приписывают слова: «Я взял Рим глиняным, я оставляю его мраморным».

Из всех благородных искусств Античности, которые в Древней Греции «ходили хороводом», в Риме выделяется архитектура. Она – самое наглядное и убедительное средство прославления величия Рима.

В эпоху Римской империи возникает Капитолий, поражаю­щий своей пышностью. Еще в период поздней Республики в Риме сложился своеобраз­ный тип амфитеатра, который был всецело римским изобретением. Амфитеатры предназначались для столичного населения, перед ко­торым здесь в дни общественных празднеств разыгрывались бои гладиаторов, диких животных и т.п.

Самое грандиозное зрелищное сооружение древнего Рима – амфитеатр Флавиев – Колизей (от лат. – колоссаль­ный)  (75-90), находившийся близ республиканского форума. Здесь могли раз­меститься более 50 тыс. зрителей. Все ярусы его были украшены колоннами дорического, ионического и коринфского ордера. Инженерный расчет обеспечивал прекрас­ный обзор арены с любого яруса и места. С помощью особых меха­низмов из подземных помещений поднимались декорации, люди, животные. В Колизее устраивались гладиаторские бои, общест­венные игры. Римляне любили зрелища, на них рождались общие переживания, чувство единения – фундаментальные ценности римской культуры.

При императоре Траяне (109 – 113) архитектором Аполлодором сооружается грандиозный Форум. К площади Форума примы­кали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями. На площади стояла колонна Траяна и храм в его честь. При императо­ре Адриане (117 – 138) был возведен Пантеон –  «храм всех богов» (ок. 118-125 гг.). Панте­он представляет собой классический образец центрально-купольно­го здания, самого большого и совершенного в Античности. Высота Пантеона 42,7 м, а диаметр купола – 43,5 м, т. е. высота стен при­близительно равна его диаметру. Особое внимание было уделено интерьеру, он был огромен, но пропорционален и гармоничен. Стена разделена на два яруса, в нижнем, в глубоких нишах, стояли статуи богов.

Римский зодчий и теоретик Марк Витрувий (вторая полови­на I в. до н.э.) обобщает многовековой опыт греческой и италий­ской архитектуры и техники в «Десяти книгах об архитектуре». В них он дает определение архитектуры: «прочность, польза, красо­та» и посвящает свой труд Августу.

В империи проводилась государственная политика покрови­тельства искусству. В художественной культуре рождается новое явление – меценатство, названное по имени приближенного импе­ратора Августа Гая Цильния Мецената (между 74 и 64 – 8 гг. до н.э.), обладавшего безупречным эстетическим вкусом и покровительст­вовавшего людям искусства. Его имя стало нарицательным и положило начало моде в великосветских домах Рима – заниматься филантропической деятельностью. Некоторые римские импера­торы (Адриан, Марк Аврелий) даже предпочитали славу покрови­теля муз славе повелителя или завоевателя.

В искусстве императорского Рима возрождается интерес к ге­роической теме. Римские императоры были заинтересованы, что­бы их жизнь и деятельность прославлялась художественными средствами. Август считал литературу мощным средством про­славления своей персоны, формирования благоприятного обще­ственного мнения относительно своей деятельности. Рим нужда­ется в литературе, которая бы отражала величие римской державы, нужен был свой Гомер. И он появился, им стал Публий Вергилий Марон (70 – 19), участник кружка Мецената. Он создает римский эпос «Энеида».

Автор подражает Гомеру в выборе героя, в описании отдельных коллизий. Но это эпос уже иного времени. Повествование, смена его картин подчиняется изменениям внутреннего состояния героя – Энея. Этого у Гомера не было. Нет у Гомера и интереса к настоя­щему и будущему, а главный герой Вергилия не только знает про­шлое, но и живо интересуется настоящим, его волнует будущее, в котором скрыта его судьба и судьбы его потомков.

Время Августа – это время «золотой латыни». В западной час­ти Римской империи побеждает латинский язык, язык – энергич­ный, активный, его отличает логическая стройность. Мысль на нем может быть выражена ясно и кратко. Глагол в латыни «коман­дует», подчиняет себе все остальное, он дисциплинирует мысль. А мыслить дисциплинированно», отмечает на закате римской куль­туры философ Боэций (ок. 480 – 524/5), – это значит противосто­ять хаосу, укреплять порядок.

«Золотая латынь» – это язык Вергилия, Цицерона и Горация. Марк Туллий Цицерон (106 – 43) – римский государственный дея­тель, знаменитый оратор. До нас дошли его речи и трактаты: «Ора­тор», «Брут», где впервые на латинском языке была разработана те­ория ораторского искусства. Квинт Гораций Фланк (65 – 8) – автор сборника «Сатиры» придал латыни звучание греческой лирики. Гораций не только лирический поэт, он не забывает и прославлять своих благодетелей – Августа и Мецената.

Время правления Августа знает еще одного прославленного поэта, Публия Овидия Назона (43 – 17), который был выслан из Ри­ма и умер в изгнании. Это тонкий мастер лирических поэм и любовных посланий. Овидий решил еще одну творческую задачу – изложил в стихах греческие мифы и римские предания.  

В век Флавиев эпическая муза римской поэзии умолкает. Те­перь торжествует сатирическая поэзия, в которой римское обще­ство представлено не с лучшей стороны. Появляется едкая сатира Гая Петрония Арбитра (I в.) –автора любовно-бытового романа «Сатирикон», где разворачивается сатирическая панорама нравов римского общества. Автор безжалостен в бичевании аристокра­тов-бездельников, выскочек из вольноотпущенных. Эти герои ро­ждали у римской публики живые ассоциации с реальной жизнью. Децим Юрий Ювенал (ок. 60 – 127) – классик «суровой сатиры», где в форме философской диатрибы – бесед, рассуждений на мо­ральные темы – разоблачается все римское общество.

Люди также интересуются этой лекцией: 16. Работа с письмами и обращениями граждан.

Во II – III вв. особую популярность завоевывают романы, где герои отправляются в путешествия, с ними происходят интригую­щие приключения, чудеса, фантастические истории, а попутно они совершают благородные поступки, вступая в борьбу со злодея­ми и защищая обездоленных и униженных. Один из блестящих ро­манистов этого времени – Луций Апулей – пишет бытовой роман «Метаморфозы» (известный также под названием –  «Золотой осел»). В романе описываются невероятные приключения юноши, колдовскими чарами превращенного в осла.

История скульптурного портрета прошла в своем развитии не­сколько стадий. Вторая половина I в. отмечена появлением инте­реса к тонкой характеристике человеческих чувств – портреты императоров Веспасиана и Вителлия. Затем наступает время идеалов – во II в. создаются скульптурные портреты императора Адриана и конная статуя Марка Аврелия – «философа на троне». Император изображен в состоянии глубокой задумчивости: «Вре­мя человеческой жизни – миг, ее сущность – вечное течение, ощущение – смутно, строение всего тела – бренно, душа – не­устойчива, судьба – загадочна, слава – недостоверна». Это стро­ки из его дневника.

Портреты III в. глубоко правдивы, жизненны и беспощадны. Они передают тревожное состояние человека и об­щества, которое все более погружается во мрак. Человека терзают мучительные раздумья, страх, неуверенность, отчаяние.

В III в. начинается кризис античной культуры, ибо III в. – самая непродуктивная полоса в ее истории. Римская империя еще продол­жала существовать, но вместе с принятием государственного хрис­тианства античная культура существует лишь отдельными остров­ками, быстро изживая себя. Уже в IV в. начинается явный переход к культуре средневековой.

В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Во­сточную (Византийская культура). В 476 г. Западная Римская им­перия пала. Культура Античности, погибая, передала эстафету другим культурам, прежде всего новоевропейской и мировой.

Европейская и во многом мировая культура построены на фун­даменте античных ценностей. Античность «выстрадала» их и пере­дала в наследство последующим эпохам, раскрыв высокую цен­ность человеческой личности в ее свободном развитии, оставив высочайшие образцы художественной культуры в самых разных ее проявлениях.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее