Резьба
Лекция 6. Резьба
Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом)
Материалы
При резьбе по дереву: осина, липа, тополь, реже – береза, клен, бук.
При резьбе по камню: мягкий известняк, твердый лазурит, нефрит, яшма.
При резьбе по кости: клык моржа, бивни слона или мамонта, рог.
Инструменты: топоры, стамески, резцы, пилки.
Для резания древесины применяют стамески представляющие собой стальной плоский стержень с режущим лезвием и хвостовиком, насаженным на деревянную ручку со стальным кольцом. В инструментальных магазинах продают прямые стамески толщиной 3,5—5 мм, шириной 6, 12, 19, 20 мм и довольно редко — желобовидные шириной 10—12 мм. Широкие и прямые стамески применяют в основном для резания и зачистки ровных и выпуклых поверхностей, а узкие — для резания в узких местах. Прямая стамеска с округлым лезвием облегчает резание древесины твердых пород или роговых сучков. Желобовидная стамеска применяется для срезания выпуклой и глубокой стружки с прямых и выпуклых полей. Для резания и зачистки глубокого дна необходимо иметь узкую стамеску с отогнутым лезвием.
Рекомендуемые материалы
Иногда резчику приходится выдалбливать в древесине глубокие полости, для чего применяют стамеску-долото с толстым стержнем.
Резчик, изготовляя художественные изделия, не только рубит, пилит и строгает древесину, но и вырезает сложные изделия с помощью резцов, в том числе клюкарз в виде желобовидных и изогнутых стамесок. Они удобны для поверхностного и глубокого резания древесины (образования закругленного среза нужного радиуса).
Резчику нужны также стамески-уголки. Этими стамесками прорезают треугольные канавки; чаще всего они нужны для плоскорельефной резьбы. Малая стамеска-уголок удобна для обработки изделия методом «рваных» волокон. Для геометрической резьбы стамески-уголки должны иметь прямые лезвия.
Классификация художественной резьбы:
Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.
Условно можно выделить основные типы:
- сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
- глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
- скульптурная резьба
- домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
Плоскорельефная резьба. Это может быть резьба, где орнамент лежит в одной плоскости с фоном изделия, а также резьба, у которой низкие точки рельефа расположены ниже фона, а верхние точки находятся на его уровне. К ней относится не только резьба на прямолинейных плоскостях, но и на криволинейных, выпуклых и вогнутых. Фоном называют поверхность изделия, украшаемую геометрическим или растительным орнаментом, изображениями людей или животных.
По приемам выполнения плоскорельефной резьбы различают
- геометрическую,
- контурную,
- плоскорельефную с заоваленными контурами,
- с подушечным или подобранным фоном
- рельефную резьбу,
- с фоном
- накладную.
К наиболее простой резьбе относят геометрические орнаменты, к более сложной — изображение растений, животных и людей
Геометрическая резьба является сравнительно простой по технике исполнения. Она состоит из элементов, врезанных в фон, в том числе борозд в виде выемок и лучей разных форм и вырезанных углов в виде треугольников. По геометрическим рисункам вырезают прямоугольные и квадратные шашки, трех- и многоугольные звездочки, прямые или очерченные по кругу, в сетчатом орнаменте или в розетке. Бороздки и лучи вырезают в основном стамеской-уголком, а треугольники и звездочки — ножом-косяком или скальпелем. Эти элементы врезают в фон под углом от 100 до 180°.
Контурная (линейная) резьба по фону отличается от других способов резания углублением линий орнамента по отношению к поверхности фона. Рисунок получается четким и ясным, особенно на темном фоне. Выразительность линий придает изделиям особую красоту, неточности в прорисовке и в выполнении резьбы в таких изделиях особенно заметны. Здесь необходимы тонкое чутье и чувство меры в соотношении узора и фона — важно найти их гармоничное соединение. Контурную резьбу чаще всего применяют для небольших по размеру изделий.
Плоскую резьбу с заоваленными контурами сначала выполняют инструментами, затем закругляют — заоваливают края со стороны рисунка ножом-косяком или стамеской. В результате этого узор подчеркивается светотенью, которую можно усилить прокрашиванием морилкой впадин, а шлифованием высветлить выпуклости резьбы. Рисунок этой резьбы может контрастировать с фоном: фон темный, а рисунок светлый или, наоборот, на светлом фоне темный рисунок.
Резьбу с подушечным фоном выполняют и отделывают так же, как с заоваленным контуром. Обычно рисунок вначале режут способом контурной резьбы, элементы его заоваливают, а прилегающий фон обрабатывают в виде подушек, отличающихся от обычного фона. Подушечную поверхность вырезают неширокими полукругами стамеской или клюкарзой. Особенно часто используют этот вид резьбы мастера подмосковного абрамцево-кудринского промысла.
Самый распространенный вид плоскорельефной резьбы — резьба с подобранным фоном, где рисунок поднимается над фоном. Поверхность обработанного фона может быть гладкой, бугристой, шероховатой, в виде сетки, звездочек и т. д. Фон подбирают, срезают и заглаживают стамесками, а фактуру обрабатывают пуансонами нужной формы.
Вырезанное на дереве изображение, выпуклое по отношению к фону и полностью обработанное по всей его поверхности, называют рельефной резьбой. Резьба четко выступает над фоном, что способствует лучшему выявлению формы орнамента и обогащает рисунок игрой светотени. По сравнению с прочими видами плоскорельефной резьбы рельефная резьба наиболее декоративна. В композицию рельефного орнамента может быть включен широкий круг мотивов: растительный и животный мир, эмблемы, профильные детали и другие элементы. Резьба этого вида требует от любителя художественного чутья, верного глаза, навыка в работе и твердой руки, владеющей инструментом. Для рельефной резьбы вместо мягколиственных пород применяют березу, бук, дуб, позволяющие чисто обрабатывать и отделывать все элементы.
Плоскорельефную и реже рельефную резьбу, не имеющую фона, называют прорезной. Прорезные изделия предназначены для освещения с обратной стороны. Для них применяют плоскорельефную резьбу (декоративные плафоны, светильники и др.). Когда обычный фон убирают, а на его место ставят яркую прозрачную ткань, резьба сохраняет светотень. Эту рельефную резьбу используют в декоративных изделиях и фрагментах мебели.
Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной основе изделия и называют ее накладной. Применяют ее в архитектуре, для мебели, а резчики-любители — в изделиях прикладного искусства. Прорезную резьбу выполняют так же, как и остальные ее виды, но сначала вырезают лобзиком по рисунку фон. Пропильная, или прорезная, резьба широко распространена в современном народном искусстве. С прекрасными образцами ее мы можем встретиться сегодня в Московской, Ярославской, Владимирской, Костромской областях, где в технике пропильной резьбы создано огромное количество самых разнообразных украшений современных сельских домов, в том числе разнообразнейших наличников.
Техника объемной резьбы позволяет выполнять самые разнообразные произведения из дерева: круглую, т. е. требующую кругового обхода, многих точек зрения скульптуру разных размеров, игрушки из дерева, различные композиции в жанре «лесной скульптуры», произведения декоративного искусства, например, самые разнообразные по форме ковши и вазы.
Богородская игрушка
Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины).
Существует в пос. Богородское Сергиев-Посадского района Московской области с XVI—XVIII веков. В 19 в. появляются многофигурные композиции.
В начале XX в. мастера объединились в артель (с 1923 года — «Богородский резчик», в 1960 преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы). Имеется профессиональная техническая школа.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 5 - Покровные ткани.
До конца XIX в. сохранялась традиционная для богородской резьбы техника неглубоких порезок, которыми выявлялись в фигурках людей, животных и в игрушках с движением («дергуны», «кузнецы» и пр.) лишь детали, необходимые для характеристики персонажей. Нередко эти детали подчёркивались яркой раскраской.
В конце 19 — начале 20 вв. техника порезок сменяется более детальной проработкой фигур, из которых составляются композиции и бытовые сцены на сюжеты басен, сказок, лубочных картинок, стихов, а в советское время также на темы современных событий и истории.
Среди советских мастеров богородской резьбы — Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов и другие.
Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»). Используется материал: осина, ольха, липа.
Изготавливают изделия маховой резьбой: поленья колют вертикально радиально без наброска.
Древесину (липу) высушивают под навесом на открытом воздухе около трех лет. Затем пилят ствол на части, которые затем разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Таким образом, фасадной частью становится угол трехгранника, а тыльной стороной игрушки - дуга полена. Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения. Острейшим прямым богородским ножом снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму. Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного или перья птицы. Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности.