Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » Эстетика » Морфология искусства

Морфология искусства

2021-03-09СтудИзба

Морфология искусства (Тема 15)

1. Классификация искусства и система его видов. Искусство рождено общественной потребностью в совершенствовании средств общения людей, передачи от человека к человеку, от поколения к поколению чувств, интересов, воли, представлений и взглядов о мире.

Вместе с тем искусство обладает признаками, которые качественно отличают его от всех других продуктов деятельности людей. Прежде всего искусство является: отражением действительности в художественных образах, в выразительных изображениях, а поэтому оно обладает такими свойствами, которые не присущи продуктам производственной деятельности людей.

Наконец, искусство и художественно оформленные: продукты производства, виды практической деятельности' людей имеют различное общественное назначение, обладают различными функциями. Искусство предназначено для совершенствования духовного мира людей, ему присущи познавательная, идейно-воспитательная и другие функции, в то время как художественно оформленные продукты производства (в том числе декоративно-прикладное искусство) предназначены прежде всего для материального потребления, для утилитарного, использования на производстве или в быту. Эстетические качества этих продуктов являются важными, но не главными. И в эстетически оформленных, например, спортивных играх красота является важным, но не основным их свойством.

Таким образом, все эстетические ценности, созданные людьми, можно разделить на утилитарные и художественные. К утилитарным эстетическим ценностям относятся декоративно-прикладное искусство (художественно оформленные предметы быта), промышленное искусство (автомобили, самолеты и т. д.), искусство интерьера (художественное оформление производственных и бытовых помещений), садово-парковое искусство, художественно оформленная реклама, художественное оформление, связанное со спортом, праздниками, демонстрациями и т. д. Художественные ценности, или художественные произведения, составляют искусство, А искусство разделяется на различные виды: архитектура, изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, фотоискусство), музыка, танец, художественная литература, театральное искусство и киноискусство.

Раскрывая вопрос о принципах классификации искусства и системе его видов, нужно учесть, что общие свойства искусства по-разному проявляются в больших группах художественных произведений, составляющих его виды. Это различие и является основанием для классификации искусства.

Все художественные произведения выражают духовный мир людей, их эстетические представления и идеалы посредством изображения различных сторон действительности. Художественные произведения разделяются на различные виды прежде всего по специфике выразительного изображения, по тому, какая сторона действительности отражается в художественных образах, а так- же по материалу, из которого создано и посредством которого существуют художественные произведения.

Объектом отражения в искусстве является жизнь человека, общества в ее различных проявлениях. Цвет, объем, звук, движение, речь людей, их действия и поступки, художественно отраженные в произведениях искусства, и выражающие их чувства, выступают основанием для выделения того или иного вида искусства,

Объектом художественного отражения в скульптуре становится проявление жизни людей в объемах прежде всего тела человека. Танец и музыка объектом отражения имеют проявление жизни людей в движениях и звуках. В литературе — все то, о чем говорят и думают люди: исторические события, нравственные отношения, политическая борьба, чувства, переживания, взгляды людей и т. п., в том числе вымышленный мир (в сказке, фантастике). Проявление жизни общества в действиях и поступках людей, из которых складываются события, историческое развитие общества, передается в театральном искусстве. Для киноискусства объектом отражения выступает все то в действительности, что может быть зафиксировано в движущемся изображении.

Рекомендуемые материалы

В целом искусство, все его виды объектом отражения имеют проявление жизни общества в различных материальных свойствах (цвете, звуках и т. п.), а на этой основе выражают общественную психологию, мироощущение и мировоззрение людей, в том числе эстетическое отношение художника к этим свойствам действительности. Таким образом, виды искусства различаются по объекту художественного отражения.

Так как различные проявления жизни людей в произведениях искусства отражаются, воспроизводятся (более или менее условно) различными материалами, то художественные произведения разделяются на виды искусства и по использованному в создании произведений искусства материалу. Но этот признак не может быть основным, так как при создании произведений одного вида искусства можно использовать различные материалы. В живописи, например, используются не только краски, но и цветные камни. В создании театральных спектаклей могут участвовать сами актеры или использоваться куклы, а в киноискусстве — куклы и рисунки.

Понимание специфического проявления общих свойств искусства в различных группах художественных произведений позволяет показать .связь всех видов искусства, которые образуют сложную систему. Ведь, например, чувство радости, которое испытывает человек, настолько многогранно (как и любое другое чувство), богато оттенками, что его невозможно выразить только одним материальным средством, к примеру языком. Любое чувство или волевое качество человека выражается одновременно в мимике лица, в позах тела и жестах рук, в движениях и звуках голоса и т. д.

На основе целостности духовного мира людей возникает взаимосвязь видов искусства. Так, с древнейших времен архитектура связана с живописью и скульптурой. Возникают также смешанные виды искусства, к которым относится цирк и эстрада, включающие в себя различные виды искусства — музыку, танец,. литературу, театральное искусство.

Следует также учесть, что эстетика классифицирует художественные произведения не только по объекту отражения (виды искусства), но и по другим признакам. По особенностям восприятия виды искусства разделяются на зрительные (живопись, скульптура, архитектура, танец)', слуховые (музыка, литература, читаемая автором или чтецом-декламатором) и зрительно-слуховые (театр, кино). Виды искусства можно также разделить на процессуальные, временные, динамичные (танец, литература, театр и кино) и статичные (живопись, скульптура, архитектура), пространственные и временные, выразительные и изобразительные и т. п. Но это деление условно, относительно; например, все так называемые выразительные виды искусства несут в себе изображение. действительности.

Историческое развитие искусства также предполагает его классификацию на различные эпохи, направления. В свою очередь отдельные виды искусства разделяются на роды, жанры и т. п.

2. Живопись. Этот вид искусства включает в себя большое количество художественных картин, созданных в различные исторические эпохи. По способам создания, используемым материалам и, размерам картин выделяют монументальную живопись (мозаика и фреска), станковую живопись и миниатюру.

Живописная картина является зрительно воспринимаемой «вещью». Как «вещь», она есть обработанный материал (например, дерево и холст), который представляет собой двумерную поверхность, покрытую грунтом, имеющую определенные размеры, или формат, и обычно ограниченную рамой. Эта поверхность называется живописным полем,

Совокупность нанесенных на живописное поле картины линий образует рисунок, который выступает как контур (очертание) внешней границы изображенных предметов. Пятна цвета, нанесенные на живописное поле картины, создают силуэт — заполненный цветом контур изображенного. Рисунок и силуэт в картине находятся в неразрывном единстве. Их самостоятельное существование порождает особый вид изобразительного искусства— графику.

В исторических направлениях живописи характер рисунка и силуэта, а также их соотношение могут быть самыми разнообразными. Рисунок и силуэт могут быть четкими, замкнутыми (в живописи Возрождения) или размытыми, созданными светотенью (в импрессионизме). Разнообразным является и характер (способ) нанесенных на живописное поле картины мазков красок, совокупность которых создает силуэт. Так, силуэт изображенных в картине явлений может быть передан слитными, непрерывными мазками и переходами цвета красок или прерывными, отдельными мазками, пятнами и даже точками красок (например, в позднем импрессионизме). Двумерная плоскость картины не позволяет воссоздать объемы предметов, людей, их расположение в пространстве, как, например, в скульптуре. Но хотя в живописном изображении нет и не может быть реального пространства и объемов тел, все же живопись может нести в себе их объективную видимость.

Видимость реального объема создается в живописи с помощью светотени. В жизни мы воспринимаем объем предметов объективного мира потому, что они освещены и в результате этого освещения имеют светлые и затемненные стороны. Средством создания светотени и освещения в картине является моделировка рисунка и силуэта. А с помощью изображенного в картине освещения выражается различное время года, дня и т. д.

Посредством рисунка, силуэта и светотени в картине создается объективная видимость пространства, которая отражает реальное пространство. В жизни мы воспринимаем удаленные предметы как небольшие, а близкие – как большие. На этой основе создаются законы линейной перспективы.

С открытием законов сначала линейной, а потом воздушной перспективы, начиная с эпохи Возрождения; используются различные пространственные «точки зрения» — изображенное на картине предстает как расположенное близко или далеко, выше или ниже наблюдателя. Эти «точки зрения» позволяют художнику показать человека или сцену из жизни крупным, средним и общим «планом»: приблизить к зрителю или удалить от него.

С пространственной «точкой зрения» картины взаимодействует временная. Живописное изображение фиксирует только одно мгновение действительности. Но в жизни все изменяется во времени, находится в движении. Выражение времени в живописи достигается изображением элемента предшествующего и последующего временного состояния (формах освещенности, цвета и т. д.). И если в жизни художник воспринимает изменения действительности в различные, следующие друг за другом моменты времени, то в картине зритель получает возможность «воспринимать» эту смену изменений во времени одновременно, как одно застывшее мгновение. Время в картине как бы разворачивается, в изображенном пространстве.

В целом художественный образ в живописи выражает разнообразные чувства, черты характера людей по- средством цвета и имеет определенную тему, «точку зрения» и идейную направленность.

3. Скульптура. Мир скульптуры обширен и многообразен. К ней относятся созданные скульпторами всех эпох и народов статуи, бюсты, скульптурные группы, рельефы и т. д.

Произведения скульптуры различаются по материалам, из которых они созданы (мрамор, бронза, терракота, фарфор и т. п.), по способу обработки этого материала (литье, чеканка, кованая скульптура), по объему (круглая и рельеф), по назначению (монументальная, станковая, декоративно-прикладная) и другим признакам.

Основным изобразительным средством в скульптуре выступает не цвет, как в живописи, а объем. Конечно, любое скульптурное изображение обладает определенным цветом, поскольку оно создано, например, из красного или серого гранита, зеленоватого базальта, различных оттенков мрамора и т. д. Скульптура может быть создана из одного или нескольких материалов разного цвета, а также специально раскрашена или тонирована. Однако цвет в скульптуре выполняет не изобразительную функцию, как в живописи, а в основном декоративную.

Статические свойства материала, из которого создана скульптура, не позволяют ей непосредственно воспроизводить движение, изменение объектов в пространстве и времени. Поэтому скульптура изображает лишь то, что происходит в данный момент вне временной последовательности, без живого, развивающегося действия.

Произведение скульптуры, как «вещь», имеет пространственное положение, находится в определенном месте, например в музее, на городской площади, в парке и т. д. Но то, что скульптура изображает, как правило, не связано с ее пространственным окружением. Отсюда возникает необходимость ее обособления от реального пространства, в котором она находится, и создания видимости иного пространственного окружения, соответствующего тому, что изображено в этой скульптуре. Это достигается посредством постамента (пьедестала, цоколя), границы которого выполняют роль «рамок» скульптурного изображения и создают внутреннее пространство скульптуры. Но постамент может выполнять и другую функцию — служить средством связи статуи с окружением, со зрителем путем оформления его различными изобразительными мотивами, связанными с окружающей обстановкой.

Художественный образ произведения скульптуры – это не механическое, буквальное воспроизведение формы человеческого облика наподобие слепка, а прежде всего выразительное изображение.

Выражение духовного мира, пронизывая собой весь человеческий облик, прежде всего концентрируется в чертах лица. Но выражение духовного мира человека, его характера, переживаний достигается не только изображением черт лица, мимики, но и посредством позы и жеста.

Особенно выразительными оказываются такие позы и жесты, которые связаны с движением человеческого тела. Конечно, скульптура не в состоянии непосредственно воспроизвести движение человеческого тела, а тем самым его действия, поступки. Однако посредством показа определенного ракурса скульптор может выразить движение тела, его динамику, переход от одного состояния к другому.

В круглой скульптуре передаче душевного состоянии способствует изображение человека с разных сторон, каждая из которых имеет свой силуэт, а следовательно, и свое собственное выражение. Обходя статую вокруг, зритель получает возможность представить ряд следующих друг за другом выразительных фаз движения, а на этой основе понять переход от одного настроения к другому.

В истории скульптуры наблюдается определенная эволюция в выражении духовного мира, которая проявляется в переходе от изображений неподвижных, застывших фигур со статичными позами к изображению более сложных и динамичных положений.

4. Музыка. Музыка есть звуковое, временное, процессуальное искусство. Звуковая природа музыки определяет ее особенности в отражении действительности. Непосредственно: музыка может воссоздать лишь звучание предметного мира, окружающего нас.

Строительный материал музыки — звуки. По своей природе они обладают возможностью выражать чувства, быть средством общения, нести определенную информацию. Но между звуками природными и звуками, которые становятся материалом музыки, есть различие. Звуки природные неопределенны по высоте, из них трудно, а подчас и невозможно сложить согласованный ряд звуков. В силу своей разрозненности и неопределенности высотной характеристики они еще не образуют материала музыки. Материал музыки и принципы его формирования создаются в целенаправленной художественной деятельности человека. В историческом развитии музыкального творчества из реальных звучаний были отобраны только те звуки, которые обладали определенной высотой, длительностью и могли быть организованы в упорядоченную систему лада. Такие звуки обладают эстетическими свойствами и выступают средством художественно-образного отражения.

Важным является вопрос об интонационной природе музыки. Происхождение музыки связано с особенностями и возможностями человеческого голоса. Основа музыки не только акустические характеристики человеческого голоса — сила, тембр, диапазон. Важнейшее свойство голоса — интонирование. Голос обладает способностью выражать эмоциональное состояние человека не только через значение произносимых слов, но и через само звучание, звуковую окраску, тон слова. Интонация необходима в речевом общении, она подкрепляет смысл фразы, эмоционально комментирует ее. Интонирование речи и' интонационный слух являются социальными навыками, сформировавшимися, сложившимися в общественной жизни человека.

Совершенствование и дифференциация интонационной модуляции голоса стали предпосылкой выражения в пении чувств и переживаний человека, а затем становления и всего музыкального творчества. Способность голоса человека передать эмоциональное содержание по- средством интонации и явилась объективной предпосылкой выразительности музыки. Музыка не могла бы воз- никнуть и существовать, если бы человеческий голос не обладал таким свойством. Следует раскрыть и существенную разницу между музыкальной и речевой интонацией. Речевая интонация только способствует смысловому значению слова и подчинена всей речевой организации — грамматике, фонетике, лексике. Музыкальная же интонация есть самостоятельное средство выразительности, гибкость и совершенство ее недоступны речи. Это объясняется и тем, что технические возможности, диапазон и сила звучания музыкальных инструментов иные, чем у голоса человека, и тем, что в музыкальной практике выработалась сложная, подчиняющаяся определенным правилам и законам система организации музыкальных звуков. При этом для каждого исторического периода в развитии музыки характерны определенные интонации.

Музыка обладает особым языком, который сложился в долгой, многовековой практике музыкального творчества, — языком, который в принципе не строится на изобразительных элементах, характерных для таких видов искусства, как живопись, скульптура. В силу этого обстоятельства язык музыки не является языком описаний и не пригоден для сообщения какой-либо точной документальной информации, что является обычным, напри; мер, для литературы.

Способ художественного отражения в музыке определяется ее звуковой и временной природой. Музыкальным звуком невозможно изобразить зрительно воспринимаемый предмет, но можно воспроизвести звуки действительности и вызвать зрительные ассоциации. В истории музыки известны многочисленные попытки живописать в звуках. Но обращается ли музыка к изобрази- тельным приемам или нет — это несущественно для выяснения ее особенностей как вида искусства. Художественно воспроизводя интонации голоса и речи людей, музыка выражает отношение человека к действительности, разнообразные чувства, настроения, переживания, волевые качества, характеры людей, столкновение человеческих стремлений и т. д., порожденных жизнью, событиями в обществе.

5. Театральное искусство. К театральному искусству относятся спектакли различных видов (драма, трагедия, комедия), жанров и исторических направлений, в которых посредством игры актеров художественно отражена жизнь общества, людей, их духовный мир. В зависимости от исполнителей и использования художественных средств театральные спектакли могут быть кукольными, музыкальными, мимическим и т. д.

Театральный спектакль является продуктом коллективного творчества — драматурга, сценариста, режиссера, актеров, декораторов, музыкантов. Создание спектакля предполагает подготовительную работу, а осуществляется в процессе публичного исполнения актерами ролей пьесы, в процессе их игры на сцене, где актеры, перевоплощаясь, предстают перед зрителями в образах других людей — персонажей пьесы. Жизнь персонажей, которую мы видим как протекающую в некотором месте, обстановке и в некотором времени, оказывается отражением реальной жизни людей, общества.

Такое отражение жизни общества посредством показа актерами жизни персонажей есть художественный образ спектакля. Спектакль как произведение искусства есть особый процесс, в котором продукт творчества— художественный образ — неотделим от процесса его создания, от игры актеров на сцене. При этом главное в театре не игра актеров, хотя без нее нет спектакля, а возникающее в процессе этой игры художественное отражение жизни.

В основе театрального спектакля лежит произведение художественной литературы — пьеса. Поэтому для понимания специфического действия необходимо рассмотреть особенности его литературной основы.

Пьеса, или произведение драматургии, представляет собой художественное отражение жизни, событий посредством речи персонажей (в виде диалогов, монологов и реплик). Кроме того, она содержит ремарки, поясняющие внешний облик персонажей, их действия, обстановку и т. п.

В центре драмы находится действие, событие, которое оказывает решающее влияние на судьбы персонажей драмы и порождает конфликт. Изображение такого со- бытия выступает средством выражения внутреннего мира персонажей, тех духовных коллизий и связанных с ними чувств, переживаний, которые приводят к этому конфликту.

Театральный спектакль представляет собой нечто иное по сравнению с пьесой. В театральном спектакле могут быть представлены такие детали облика персонажей, их поведения, которые зачастую вообще не определены в пьесе.

В зависимости от содержания пьесы, ее принадлежности к определенному жанру драматургии персонажами спектакля могут быть люди, животные, сказочные, мифологические существа. Различным направлениям театра присуща своя условность в изображении действующих лиц и выражении их духовного мира. Так, средством изображения внешнего облика персонажа могут служить различные маски, которые символизируют или олицетворяют преобладающие черты характера персонажа (например, коварство, добродушие и т. п.), состояние его духовного мира, например какое-либо чувство (гнев, злоба, ужас).

Условной является речь персонажей. В отличие от обычной речи людей в жизни она воспроизводит художественно организованную драматургом речь действующих лиц пьесы. А эта речь включает не только диалог — беседу одного персонажа с другим, но и монолог, реплики. Монолог — специфически условная форма речи персонажей. Поскольку она обращена не к другим персонажам, а к зрителям. Кроме того, в самой жизни люди обычно не- думают вслух. Условными являются и так называемые реплики в сторону, также обращенные не к собеседнику, а к зрительному залу. Условные формы речи в театре позволяют глубже выразить духовный мир персонажей, понять обстоятельства их действий, причины событий, отношений их друг к другу и т. п. Речь персонажей отличается от речи людей в жизни и по своему звучанию, ритму, интонации. При этом сценическая речь может быть стихотворной, отличаться особой патетичностью.

6. Киноискусство. Кино — это наиболее массовый, а также и наиболее убедительный вид искусства, показывающий жизнь наглядно, в движении и звуках.

Киноискусство включает большое количество художественных фильмов различных стран и направлений, постоянно пополняется новыми фильмами.

Процесс создания кинофильма очень сложен. Необходимы разнообразная кинотехника и кинооборудование, в целом киноиндустрия. Каждый фильм — продукт коллективного творчества. К творческим работникам кино относятся прежде всего кинорежиссер, оператор, актеры и т. д. В результате большой работы всего коллектива создается кинолента (примерно 2200 метров на 1,5 — 2 часа). Но эта кинолента, которая в обычном кинофильме включает в себя свыше 150 тыс. кадров (фотоснимков), еще не готовый фильм, а лишь его материальный носитель. Чтобы кинолента стала фильмом, необходимо привести ее в движение и спроецировать зафиксированное на ней изображение на киноэкран. Проекция каждого отдельного кадра киноленты на экран есть неподвижное изображение, но их смена со скоростью 24 кадра в секунду в современных фильмах (16 — в «немых») приводит к тому, что зритель не замечает неподвижности кадров, а видит «живое», движущееся изображение людей, их действия, поступки и т. д.

Поэтому фильм как произведение искусства существует лишь на киноэкране и представляет собой движущееся изображение, посредством которого выражается духовный мир людей и эстетическое отношение создателей кинокартины к действительности. Создаются также мультипликационные фильмы и кукольные.

Поведение при конфликте - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

Действительность в художественном фильме не копируется, а отражается посредством движущегося на экране изображения игры актеров. (в игровом фильме), перевоплощенных в персонажей. Это движущееся на экране выразительное изображение жизни персонажей в определенной обстановке и есть художественный образ фильма. Являясь особым отражением действительности, выразительное изображение жизни персонажей фильма пере- дает чувства, настроения, характеры, взгляды людей. В кинофильме, как и в произведениях других видов искусства, художественный образ предстает перед зрителя- ми как объективная видимость изображения реальной жизни общества.

Киноискусство отличается от других, видов, искусства как по материалу (проекция киноленты на экран), по средствам отражения жизни общества (изображение на экране игры актеров, кукол или рисунков), так и по специфике художественного образа (выразительное изображение на экране жизни персонажей).

Художественный образ фильма сначала предстает перед нами как изображение жизни персонажей (а этими персонажами могут быть не только образы людей, но и животных, сказочных и фантастических существ). По- средством показа жизни персонажей кинофильм способен отразить самые разнообразные общественные отношения людей: политические, экономические, а также нравственные, правовые, религиозные, семейные, национальные и т. д.

В соответствии с тем, какие стороны действительности, жизни общества художественно изображены в фильме — по изобразительному содержанию или теме — все кинофильмы разделяются на жанры. В историческом жанре показаны события прошлого и жизнь выдающихся личностей.

Как и произведения других видов искусства, кинофильмы отражают жизнь общества с определенной «точки зрения». «Точка зрения» в киноискусстве проявляется в пространственном положении наблюдателя по отношению к происходящему в фильме (например, близко или далеко, выше или ниже и т. п.), в его перемещении в художественном пространстве и времени (он способен «видеть» происходящее в различном месте и времени), в его мыслях по отношению к происходящему (они выражаются в речи диктора, в «закадровом голосе» и т. д.). В соответствии с «точкой зрения» фильма киноискусство разделяется на различные роды (большие жанры): киноэпопею, кинодраму и кинолирику. Как и в литературе, киноэпос (кинороман, киноповесть, кинобаллада, киноновелла) наглядно показывает жизнь, судьбу одного или нескольких персонажей в их действиях, поступках, отношениях с другими людьми и т. п. В кинодраме основным является событие, в котором раскрывается духовный мир персонажей.

Киноэпос и кинодрама предполагают сюжет. Сюжет кинофильма — это показ этапов жизненного пути персонажа. В отличие от реальности в сюжете реалистического фильма ясно раскрыты причины возникновения тех или иных событий, показан процесс их развития. Кинофильм способен переносить действие из одного места и времени в другое, а поэтому как бы «сжимает» время. Изображаемое событие предстает в развитии, как возникающее, нарастающее в различных местах, но завершающееся в одном месте.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5138
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее