Этос науки
№ 16 Этос науки. Новые этические проблемы науки.
Э Н - понятие фил и социологии н, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в н сообществе и определяющих поведение ученого.
1.Императив (лат.)-требование, приказ, закон. С появлением кантовской "Критики практического разума", императив - это общезначимое нрав-е предписание, в протии-сть личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Э н - набор внут соц норм, кот придерживаются ученые в н дея-ти, и кот обеспечивают функционирование соц института н.
2. Нормы этоса н Попытка кодификации соц норм н была предпринята Р. Мертоном в 1942 году. Он включил в этос н четыре нормы: - универсализм (оценка любой н идеи или гипотезы должна зависеть только от ее содержания и соответствия техническим стандартам н деятельности, а не от соц характеристик ее автора, например, его статуса); - коллективизм (результаты исследования должны быть открыты для н сообщества); - бескорыстность (при опубликовании н результатов исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от реш проблемы); - организованный скептицизм (исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами). Позднее Э Н неоднократно дополнялся новыми нормами как самим Р. Мертоном, так и его коллегами и учениками. В частности, Р. Барбер предложил дополнить Э Н нормами «рациональности» и «эмоциональной нейтральности», а Р.Мертон включил в Э Н норму «оригинальности». Представления Р. Мертона об Э Н неоднократно критиковались. В частности, в 70-х годах XX века Я. Митрофф на примере case-study группы, занимавшейся исследованием Луны, показал, что в науке можно выделить противоположную мертоновской совокупность норм, названную им контрнормами (партикуляризм, скаредность, заинтересованность, организованный догматизм и др.), кот также регулируют поведение ученых.
3. Этика н изучает нравственные основы н деятельности. Важными пунктами в сфере этики ученых являются: корректное определение авторства; недопустимость плагиата, ориентированность на новизну; недопустимость фальсификации эксперимента, н открытия; корректное цитирование, корректные ссылки; корректность в н полемики, недопустимо оскорбление оппонента; н добросовестность при проведении экспериментов, построение н теорий; осознание личной проф-ой ответственности; осознание моральной отве-ти ученых за негативные последствия.
4. Для описания реального поведения ученых дополнительно к нормам Э Н Мертон вводит еще девять пар взаимно противоположных нормативных принципов. Идея "социологической амбивалентности" состоит в том, что в своей повседневной проф-ой Дея-и ученые постоянно находятся в напряжении выбора между полярными императивами предписываемого поведения. Так, ученый должен: как можно быстрее передавать свои н результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями. Быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной "моде"; стремиться добывать такое знание, кот получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других. Принятие идеи амбивалентных нормативов, регулирующих реальное поведение ученых, и, более того, ее детальная проработка наглядно демонстрируют действительное отношение Мертона к четырем основным нормам Э Н. Он понимал, что поведение каждого ученого в любой ситуации определяется в первую очередь его характером, личным опытом, н и соц интуицией. Реальные действия противоречивы, и всегда найдется одна из двух противоположных формулировок, кот ретроспективно подтвердит правильность избранного пути (если он приведет к успеху) или его ошибочность (если он приведет к неудаче). Амбивалентные нормативы порождаются специфическими условиями н как соц института и в большей степени отражают реальное бытие ученых, модели поведения кот складываются как результат их взаимодействия в определенном коллективе (в широком смысле) – н сообществе.
5. Этические проблемы В 20 в. ученые и философы заговорили о том, что н, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Изобретение устрашающих орудий истребления, разрушение природной среды, создание технизированного мира рождают недоверие к н. Она, по мнению многих философов, утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Она пытается все разъять, расчленить. Этические проблемы н рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии. Философы отмечали, что н не располагает пока целостной картиной мира. Поэтому разумно ли, нравственно ли извлекать энергию из расщепления ядра, не имея развернутого описания универсума? Можно ли с помощью генной инженерии скрещивать гены, если развитие природы вообще может выйти из-под контроля человека? Э.н. предполагает наложение моратория на определенные исследования, если ученые понимают, что это чревато для человечества неожиданными последствиями. Нужно ли, к примеру, заниматься клонированием на нынешней стадии знаний? Ответственны ли ученые за технические приложения их исследований? Многочисленные этические проблемы вызваны сегодня проблемой эвтаназии. 6. Мнения по вопросу «несет ли ученый нравственную ответственность за открытия?» а) н этически нейтральна, последствия за применение открытий несет не ученый, а политик. б) н не может быть этически нейтральной. Должна производиться научно-техническая и гуманитарная экспертиза. в) ученые несут нравственную ответственность за негативные последствия развития н и техники.
Внутренний и внешний этос взаимосвязаны. Ответственность науки перед обществом и наоборот.