Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » Теория и практика строительства демократического общества » Семья - основное звено в строительстве демократического общества

Семья - основное звено в строительстве демократического общества

2021-03-09СтудИзба

Тема 9: Семья – основное звено в строительстве демократического общества

                                                           План:

1. Президент И.А. Каримов о роли и месте семьи в демократическом обществе. Институт семьи.

2. Своеобразные особенности семьи в Узбекистане.

3. повышение роли семьи в строительстве демократического общества.

1. Всякие изменения, происходившие в мире, будь то экономические или в духовно- политические, первоначально проявляются в влиянии на семейную среду.

В последние годы активизация процесса глобализации в экономике, усиления индивидуализма, свойственного западной духовности, в духовном и нравственном воспитании оказывает значительное влияние на все сферы жизни, а особенно на семейную среду.

Рекомендуемые материалы

На самом деле семья считается началом и концом всех реформ изменений, регресса и прогресса.

Не зря уделяется большое внимание, в обеспечение цветущего будущего нашей страны, и семейному фактору наряду с другими общественными институтами. Раз это так, что мы должны делать, в первую очередь, для формирования, в семейной среде, личности, способной и готовой внести достойный вклад в общее развитие нашей страны. В первую очередь, судьбоносной задачей для нашего народа является работа по формированию в мышлении, сознании, духовном мире подрастающего поколения чувство Родины. Так, с древних времён семья считалось священной. Ибо верность семье, почтительность родителям, дружелюбность братьям и сёстрам, есть начало воспитания чувства любви к о Родине. Где нету истинной преданности семье, там нету уважения и к родителям, нет авторитета родителей перед детьми. В таких случаях не складывается чувство любви ни к родителям, ни к махале, ни к Родине. И по этой причине президент И.А.Каримов особо отметил, сказав: « Мы должны коренным образом изменить своё отношения к семье, должны понять и осознать то, что социальная защита и поддержка семьи в первую очередь, важна и актуальна для настоящего и будущего».

Укрепления фактора семьи с одной стороны зависит от усиления особого внимания семье со стороны государства и  общества, с другой стороны зависит от полного осуществления субъективных, т.е. внутренних возможностей семьи. Под внутренней возможностью семьи подразумевается состав семьи, социальные планы, терпение, доброжелательность.

Первоначально остановимся на вопросе состава и благополучия семьи.

По результатам исследования, проведенное со стороны ЮНЕСКО и ООН, в Узбекистане более половины населения, т.е 11 миллионов составляют лица до 18 лет, каждый кормилец семьи живет с ответственностью прокормить 5,2 человека вместе с ним.. Для сравнения мы возьмем Румынию или Польшу, которые по количеству населения воле ближе к нашей стране, в этих государствах на каждого кормильца приходится содержание и воспитание 0,5 ребенка . 22 миллиона из 35 миллионов населения Польши, 16 миллионов из 23 миллионов населения Румынии., занято в сферах материального и нематериального производства, в то время как около 5 миллионов из 25 миллионов населения Узбекистана осуществляют свою деятельность в таких сферах как, производство,  управление, коммерция просвещение, медицина. Естественно, при таком положении временные экономические трудности приведут к непрерывному росту уровня общего потенциала страны.

Наоборот, благодаря независимости способствующей усилению духовного возрождения семьи занимает прочное место в социальной жизни страны. В этой области достойна внимания концепция укрепление семейного фактора обоснованная И. А Каримовым.

«Семья  -очаг воспитания, который обеспечивает вечность семейной жизни. Семья сохраняет священные обычаи и традиции, оказывающие  непосредственное влияние на то, каким будет подрастающее поколение» (И.А Каримов «Благополучие семьи – благополучие нации» «Маърифат» 10 декабря 1997 год.

2. Семья прошла многогранный и сложный путь в формировании самостоятельного социального института. В каждый исторический период взаимоотношения членов семьи обогащалось разным содержанием. По поводу роли семьи в обществе, в качестве важного социального института ученые выражали свои мысли. В частности размышления по этому поводу нашли свое отражение в произведениях: Абу Насыра Фараби «Город достойных (образованных) людей», «Минералогия», «Геодезия», «Индия», «Древние памятники предков», Абу Райхан Беруни «Нравственность», «Науки о морали», « Хозяйство семьи»; Абу Али Ибн Сино, Алишер Навои «Хайраги ул обрад» «Махбуб- ул кулуб».

В начале 20 века джадиды являющееся борцами за независимую Родину, решили начать реформирование в обществе через институт  семьи.

Правовые основы семьи отражены  в статье 66 Конституции нашей страны, совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях. Здесь нужно отметить, что ни в одной Конституции не выделена правовая статья такого содержания, это является доказательством того, что в Узбекистане отношение между родителями и детьми поставлены на уровень государственной важности.

Великий теоретик Джадитского движения профессор А.Фитрат пишет с состраданием о времени, когда он жил: у народа плачевное состояние, страна на много отстала от мировых процессах, произошло духовное обнищание людей. Это не случайно. Так как в начале прошлого века, т.е. в то время, когда жил А. Фитрат, восточные семьи стали впитывать западный образ жизни. Он в своём произведении « Семья или порядки управления семьей» изложил возможность реформирования общества, освобождения её от застоя, путём физического, умственного и нравственного воспитания молодого поколения в семье: « Судьба нации зависит от состояния семьи, в которой проживают представители данный нации. На сколько отношении в семье будут опираться на крепкую дисциплину, на столько страна и нация  будут сильными и дисциплинированными – писал он в данном произведении».

Фетрат продолжая свою мысль пишет: « Если население одной страны ослабит семейное отношение безнравственностью и невежеством, то жизнь и благополучие этой нации будут оставаться под сомнением».

Автор поясняет, что семейная жизнь имеет свои законы и правила, и только соблюдая эти законы можно спасти людей от невежества.

Стабильность института семьи оказывает своё влияние на все сферы  общества.

В исследованиях ученных запада широко излагаются точки зрения относительно упадка семьи. В частности, журнал « Бостон Куатерли Ревью» в 1859 году писал: « Из нашей жизни уходит понятие семьи в старом его значении и ставит под угрозу свободный характер не только нашего института». Такие взгляды прокатились по многим странам Запада. В 1980 году партия консерваторов в Британии обсудила понятие « Семьи» с политической точкой зрения. С другой стороны критики семьи предсказывают деградацию, и даже постепенное исчезновение института семьи. Так много и необособленно говорилось об исчезновении семьи, что к таким рассуждениям необходима относительно критически.

Естественно, институт семьи сегодня переживает фундаментальные изменения. Однако было  бы неправильное, социальные перемены, происходящие западном мире в таком виде, интерпретировать в мир востока, и  в особенности в образ жизни Узбекистана.

В росте стабильности семьи и потенциала Родины без граничную роль матери. Действительно, мать Священна и достойна безграничного уважения. Нашему народу присуще безграничное уважение, искренняя любвь к матери. Наши матери до конца своей жизни живут мыслями о судьбе своего ребёнка, с пожеланиями ему здоровья, мира, благосостояния. Желание матерей добра детям, мольбы о пристанище у Всевышнего, кормить дитя, при этом не доедая самой, одевать дитя не одеваясь самой, жить с надеждами, что ребёнку удастся увидеть то, что не суждено увидеть ей - это горькая правда.

Однако для нынешней эпохи стало недостаточно иметь лишь большое количество детей и обеспечить их здоровье. Необходимо подготовить высокопросвещенное, созидательное поколение соответствующей эпохи. А это зависет от государства и общества, и в первую очередь от  семьи и матери. На повестку дня в соответствии с духом времени ставиться такие вопросы как коренное улучшение образования и воспитания детей, изменение методов подхода к ним. В этом отношении сегодняшнею картину узбекских семей целесообразно было бы характеризовать следующим образом:

1. Категория семей, с точным учётом целей своих детей, при помощи различных средств, активно готовящих их к жизни. В семьях этой категории мать представляется в качестве регулирующей и направляющей всех перемен. Дети во время, строго по определённому плану и порядку учатся в школах или заняты освоением специальностей, выбранных в университетах. Плановое образование систематически сочетается с дополнительными способами получения знаний (репетиторство, кружки, секции ). Состояние получения образования и проблемы освоения специальностью обсуждается в кругу семьи, систематически осуществляется подготовка уроков дома. Рационально в рамках нормы, соблюдается обычаи и традиции.

2. Категория семей, где вопрос воспитания и нравственности ставится выше образование. Представители этой категории предают особое значение миру и спокойствию в семье, сохранению уважения между членами семьи, завоевании авторитета в народе, махалле, строгому соблюдению традиций и обычаев, не вынося сора из избы. Такие семьи, хотя и не имеют чёткого плана о завтрашним дне своих детей, о подготовки их к жизни в качестве активных и созидательных личностей, держат под постоянным контролем их воспитание.  

3. В категориях семьи, где есть дистанция между родителями и детьми. Родители семей данной категории считают школу ответственными за воспитание и образование своих детей. Они не сотрудничают со школами и другими учебными учреждениями, не посещают родительские собрания. В таких семьях обычно каждый живёт для себя.

По сведениям правоохранительных органов девять десятых случаев хулиганства и преступности среди несовершеннолетней молодёжи совершаются именно выходящими   из этой категории семей.

Согласно данной характеристики семей очень важно обеспечение роста количества семей первой категории.

Во всех развитых странах регулярно на повестки дня стоит вопрос о чрезвычайной ответственности  родителей за судьбу своих детей. В частности, согласно исследованиям проведённых в Японии, при встрече и беседе знакомых между женщинами до 30 % времени беседы занимают разговоры об учёбе и делах своих детей, 20 % занимает тема о личном усовершенствовании, то есть освоение новой профессии, прочитанных книг, просмотренных фильмов и только до 20 % занимают разговоры о жизни, благосостоянии, настроении, здоровье знакомых, близких, о проблемах супругов.

Для сравнение, по данным исследования проведённое учёнными кафедры «Социология» Ташкентского государственного института культуры, среди женщин Узбекистана время о разговорах об успехах своих детей в области образование отводят 10% интеллигентных женщин, 5-7 % женщин, занятых коммерческой деятельностью и только 3-5 % сельских женщин. На данный момент установлено, что до 40-50% времени разговора наших женщин посвящается проблемам бытовой жизни, соседей, судьбы подруг, знакомых и близких.

Кажущийся незначительным с социальной точки зрения сравнительный анализ определяет непосредственное отношение матерей на воспитание своих детей, на целенаправленную подготовку их к большой жизни, на их место в этой жизни, а в конечном счёте и на состояние общего развития страны.

Благодаря независимости в нашей стране уделяется большое социальное значение институту семьи. Подтверждение тому превратившейся в традицию уделение особого внимания каждому году в нашей стране. А также объявление «Года семьи» имеет непосредственное отношение к этому вопросу. И на протяжении «Года здорового поколения», «Матери и ребёнка», «Благоустроенной махалли» постоянно уделяется внимание к семье. Особенно, объявление 2004 года годом «Доброты и милосердие» свидетельствует о росте места семьи в развитие общества.                      

3. Семья считается очагом доброты и милосердия, культуры, поднимающим честь нации на высокую ступень. По сути семья является началом совместной жизни людей двух полов, то есть мужчины и женщины, их жизни,  любви, взаимопонимания, а самое главное «  Плодом совместного действия по усовершенствованию её в экономическом и духовно- нравственном отношении».

Прочность семьи считается логической сообразностью стабильности общества и государства. В произведениях многих наших мыслителей можно видеть тенденцию поиска сути событий, произошедших на протяжении долголетнего, сложного историко-культурного опыта нашего народа в семье, являющегося первичным звеном общества. Просветители хорошо понимали, что горькая судьба, выбиравшая на долю нашей нации, в первую очередь, является последствием пробела семейного воспитания. Надеялись, что, в избавлении от этого, семья представляет решающее значении.

В произведении Фитрата «Семья или порядок правление семьёй» выдвигаются назидательные рассуждения об этом. Счастье и честь каждой нации, без условно, зависит от внутренний дисциплины и согласия этого народа, - пишет он, - а мир и согласие опирается на дисциплину в семье этой нации. Где независимость семьи опирается на крепкую дисциплину и воспитание, страна и нация тоже будет настолько сильной и великой». На практике, естественно,  особое место занимает пример главы семьи. Здоровую среду создаёт взаимоуважение, доброта, милосердие между членами семьи, а также принцип единства. Так как, здоровое воспитание порождает между  членами семьи согласие, единогласие в целях. В противном случае же будет происходить крушение изнутри и духовный упадок, а это опаснее любого внешнего вреда.

Фитрат особо подчёркивает семью как колыбель, служащею интересам нации и воспитывающею его психологически. Воспитание семьи является фактором укрепления общества, определяет его бдительность, духовное совершенство. « На сколько весомыми и великими будут сила и авторитет нации, на столько великими будут его действия и практические дела. Он призывает своих соотечественников к этому. Ни все могли осознать это, пресекались действие людей,  проявляющих самоотверженность на этом пути, политика гнета препятствовала развитию национальной солидарности. Исходя из этого Фитрат обосновал мысль о необходимости воспитания самоотверженных сыновей, любящих Родину. 

Фитрат верил, что самоотверженность и сознательность членов общества приведет к развитию нации процветанию страны. Фитрат в начале 20 века призывает людей взглянуть по – новому на семью, как на силу игнорирующую суеверие, предрассудки, покорность и разрозненность, как  на силу способную оздоровить общество. Первостепенная задача родителей заключается в воспитании детей, полезными обществу сознательными и бдительными личностями. Он осознаёт, что действия народа, его благосостояние, бессилие и унижение, нищета, несчастье, лишённость внимания, покорность, рабство и неволя зависит от воспитание, полученного в детстве от родителей.

        Один из важных принципов строительства демократического общества связан с формированием личности, свободного гражданина. А свобода является результатом общественного воспитание в семье. Этот процесс связан и с образом жизни, демократическим состоянием нашего народа. Важная проблема в этом- многодетность узбекских семей. Потому, что многодетность в семье играет важное значение в росте население, его социально- экономическом развитии. Высокий уровень количества браков рост количества семей влияет на рост рождаемости. Если в 1960 году среднее количество членов семей по республики составляло 4,7 человека, то в 1992 году ставила 5,5 человека, в 1994 году- 5,4 человека. А по сведениям 2000 года среднее количество членов семьи состоит из 5,2 человека.

В нашей стране 1998 год было объявлен « годом семьи ». Проводимые мероприятия обеспечивающие интересы семьи, имеют важное значение в социальной защите семьи, материнства и детства, в формировании демократических ценностей нашей республики. Уделение большого внимание значению национальных и религиозных ценностей в научно-практическом изучении вопросов семьи, создаёт большие возможности в этом направлении. Это служит духовному развитию членов семьи.

Объединение всех возможностей и действий, направленных на повышение статуса женщин в социальной жизни, создание условий для участия женщин в обновлении общества через улучшение условий их быта, остаётся одной из приоритетных задач. Известно, что по инициативе И.А.Каримова, 1999 год был объявлен «годом женщины». Государственная программа, принятая в связи с годом женщины на укрепление статуса  женщин в политической, экономической и социальной жизни общества. Так 159 женщин, выдвинутых в законодательную палату, проявили сильное стремление и высокий профессионализм, политическую зрелость, интеллект и проницательность, не отставали от соперников. В результате около 18 % депутатов, избранных в законодательную палату составили женщины, а это в 2 раза больше,  чем на выборах в Олий Мажлис в 1999 году.

Президент Узбекистана И.А.Каримов особо останавливаясь на факторах и возможностях семьи, подчёркивает: «Чувство Родины начинается с семейной доброты».

Естественно, последние 16 лет, со дня приобретении независимости, стали периодом перехода на новые ценности, освоении и началом новой жизни на основе этих ценностей, а также периодом переживания сложных процессов. Возьмём лишь один пример - Гимн. По свидетельству исторических источников, гимн является посвящением душе самоотверженных героев, сложивших свою жизнь за родину. Во время исполнение гимна люди вставали с места и хором исполняли его.

Торжество демократических ценностей в формирование личности, свободного гражданина в американских семьях можно увидеть в следующим примере. В американских семьях во время исполнения гимна все встают с места и приложив руку к груди хором подпевают. А теперь представим подобную картину в Узбекистане. Если утром во время завтрака или вечером во время ужина по телевизору зазвучит гимн, ни кто и не подумает встать с места. С таким подходом к вопросу, демонстрируя равнодушие, трудно будет вселить в наши души ценность гимна, как символ независимости.

Наблюдения, проведённые на протяжение долгих лет, тщательный анализ истории нашего народа свидетельствует, что длительное пребывание детей с родителем в семье, приводит к взаимному общению, укреплению чувство доброты. Проведённые социологические исследования и наблюдения показывают разные уровни воспитания добра в узбекских семью. Следует с тревогой отметить тот показатель, что время общение со своими детьми интеллигентов ( учителя, врачи, инженеры, представители управленческих систем, коммерсанты с высшем образованием ), проживающих в разных регионах нашей республики, составляет в среднем 10-15 минут.   Известно, у подростка, только вступающего в жизнь возникают много вопросов относительно происходящего в окружающей среде и в людях перемен. Подросток, не получив надлежащего и квалифицированного ответа от родителей, из-за недостатка времени, вынужден разгадку своим вопросам искать у случайных лиц, в большинстве случаев у сверстников, в результате дети младшего возраста и подростки не получают правильного, социально полезного для общества и личности квалифицированного ответа. В следствии такого воспитания молодежь, определённо, выходит из колеи, появляются ситуации противоречащие общей этики, духу национальной традиции.

В системе воспитания имеет важное значение также состав семьи, разница в возрасте между детьми. Многолетнее наблюдение, изучения преступных действий несовершеннолетней молодёжи, истинных причин нарушений порядка свидетельствует о том, что неприязнь между родителями, вражда между братьями, отсутствие добрых отношений в семье, приводит, большую часть молодежи, к преступности. С точки зрения психологии если дети рождаются в разнице в возрасте от 1 до 3 лет, то между ними появляется незаметное на первый взгляд соперничество за владение матерью и отцом, за место любимца, если же разница в возрасте составляет 4-5 лет, то у старшего ребёнка формируется дух защиты своего младшего брата, отсутствие ревности брата к родителем. Это же создаёт предпосылку возникновения между братьями добрых отношений через биологические факторы любви. Ещё одна причина, сеющая рознь между детьми, но не замечаемая родителями – это споры, скандалы.

Если споры между братьями будут ограничиваться только спорами и перебранками, то чувство доброты не будет нанесён серьёзный вред. Если же эти споры доходят до драк и рукоприкладство, то наносится серьёзный удар любви младших к старшим. Достойно внимания то обстоятельство, что если ударившая сторона может сохранить любовь, то побитая сторона не может испытывать глубокую любовь к своему брату. Относительно вреда побоев, насилия в отношениях между близкими родственниками, мужем и женой священной книги Коране особо отмечается о необходимости воздержания себя от проявления насилия по отношению к родным, а в особенностям к женщинам.

Из истории нашего народа, между отцами и детьми, братьями, сёстрами распри возникали из- за слабости духа солидарности. Именно по этим причинам потерпели крах Караханиды, Хорезмшахи, Тимуриды и другие государства.

Из истории нашего народа мы узнаём, что причиной крушения великих государств были в основном внутренние факторы, проблемы семейного воспитания, внутренние раздоры недружелюбия, слабость духа единство между отцами и детьми, братьями сестрами и братьями. 

Литература:

1. Конституция Республики Узбекистан. Т. «Узбекистан», 2003г.

2. Каримов И.А. «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса». Т.1992г.

Лекция "Новый роман во французской литературе" также может быть Вам полезна.

3. Каримов И.А. «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса». Т.«Узбекистан», 1997г. стр. 131-181.

4. Каримов И.А. «Узбекистан, устремленный в XXI век». Т.«Узбекистан», 1999г. стр. 6-9, 14-22, 27-36, 43-47.

5. Узбекистан десять лет по пути формирования рыночной экономики. Под ред. акад. А.Х.Хикматова. Ташкент – 2001г. стр. 232-234.

6. Наша главная цель – демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. Доклад Президента РУз И.А.Каримова на совместном заседании законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса РУз. (28 января 2005г.)

7. А.Т.Азизхонов, А.П.Ефимова. Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане. Т.Университет.2005 г.

8. Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета министров, аппарат Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана «Узбекистан: 16 лет независимого развития». 30 августа 2007 года.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее