Единство эмпирических и рациональных методов познания
4
Т.Гоббс: Единство эмпирических и рациональных методов познания
Томас Гоббс (1588-1679) — крупнейший английский и европейский материалист XVII века. Синтез бэконовского эмпиризма и картезианского рационализма стал главнейшей задачей его философских исследований. Являясь продолжателем и систематизатором учения Бэкона, Гоббс в отличие от него глубоко понимает первостепенное значение математического знания, лежащее в основе рационалистических построений; если на первых ступенях познания главенство принадлежит чувственному познанию, то последующие обобщения требуют рационально-математических приемов и методов обработки материала. Стремление сблизить противоположные выводы своих предшественников видно в истолковании центрального понятия — опыта. Т.Гоббс —последовательный номиналист. Существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена вещей. Поэтому имеется два рода опыта: первый — знание о вещах через восприятие, другой — об именах вещей. Если в первом случае восприятие носит эмпирический характер, то источником второго является разум, который способен именовать вещи и правильно, т.е. рационально применять имена — понятия. Вместо проблемы интуиции выдвигал, таким образом, проблему дефиниции (определение имен). Опираясь на идеи номинализма, одного из теоретических источников механистического материализма нового времени, отрицал врожденные идеи Декарта, понятие субстанции, как духовной, так и материальной.
В обществоведческой доктрине развивает идеи Гуго Гроция (1583-1645) — нидерландского правоведа и философа. В своем труде "Левиофан" Т.Гоббс рассматривает развитие человеческого общества от естественного сознания, где "человек человеку волк" до гражданского состояния, которое учреждается путем общественного договора /См. там же. c.307-349/.