Философия всеединства В.С. Соловьева. Идея положительного синтеза
32. Философия всеединства В.С. Соловьева. Идея «положительного синтеза»
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – крупнейший русский философ, систематизировавший в своем учении результаты предшествующего развития отечественной философии. Основные работы – «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве», «Оправдание добра». Он впервые в русской философской традиции создал самостоятельную теософскую систему, основанную на идеях христианства и немецкого диалектического идеализма. Его непосредственные предшественники в отечественной философии — славянофилы.
….«Так является сложный организм существ; несколько таких организмов находят свой центр в другом существе с еще более общею или широкою идеей, являясь таким образом частями или органами нового организма высшего порядка, отвечающего или покрывающего собою все низшие, к нему относящиеся. Так, постепенно восходя, мы доходим до самой общей и широкой идеи, которая должна внутренне покрывать собою все остальные. Это есть идея безусловного блага, или точнее - безусловной благости или любви». Соответственно, весь организм существ также является не только идеей, но и существом -это и есть христианский Бог, или Христос.
Как признает Соловьев, вся эта конструкция представляет собой версию платоновского идеального космоса, в котором каждая идея превращена в самостоятельное существо, обладающее сознанием (волей, мышлением, чувством). Одновременно этот идеальный космос напоминает систему монад Лейбница (Соловьев прямо называет свои существа монадами), только в отличие от последних соловьевские существа находятся в активном взаимодействии, обладая внутренней свободой и внутренними взаимосвязями друг с другом.
В качестве итога развертывания всей этой метафизической конструкции Соловьев дает новые определения двум важнейшим понятиям своей метафизики - понятиям Логоса и Софии, с помощью которых он описывает два аспекта метафизического организма существ, Христа. Логос - это активное, действующее начало единства, София - та множественность, на которую действует сила единства и которая становится реальным, явленным единством. "София, - пишет Соловьев, - есть тело Божие, материя Божества, проникнутая началом божественного единства. Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как цельный божественный организм - универсальный и индивидуальный вместе, - есть и Логос и София".
В творческой деятельности В.С. Соловьева важное место занимает проект воссоединения церквей, попытка его осуществления. Философ видит в мире противостояние двух соблазнов: соблазн Запада – «безбожный человек», соблазн Востока – «бесчеловечное божество». Призвание России – это «призвание религиозное в высшем смысле этого слова». Оно состоит в объединении церквей. Соловьев с похвалой отзывается о римско-католической церкви и указывает, что именно она сумела создать всемирную надгосударственную организацию. Католики полагали, что Соловьев отошел от православия и примкнул к римско-католической церкви. В действительности Соловьев никогда не порывал с православием. Он был убежден, что западная и восточная церкви тесно связаны нерушимыми мистическими узами, несмотря на внешний разрыв.
В.С. Соловьев возрождает философию всеединства, которая уходит своими корнями в философию досократиков, в древнегреческие культы. Это особый вид религиозной философии, в центре которой учение об Абсолюте как «всеединстве». Абсолют, в отличие от христианского Бога-Творца, является основой становления мира, связан с миром. Он порождает «другое» - мир, чтобы проявить себя в нем. Но мир – это несовершенное бытие. Природе присуща рознь, стремление к самоутверждению отдельного бытия. В то же время природа не отличается принципиально от Бога, это только иная комбинация элементов, менее совершенная. Реальный мир возникает в результате утраты каждым отдельным существом непосредственной связи с Богом. Изначальное единство нарушается. Оно проявляется только через человечество, в котором сохраняется «вечная душа мира». Человечество, таким образом, это богочеловечество.
Учение о богочеловечестве, об особой роли человека – важная составная часть философии «всеединства». В философии В.С. Соловьева важную роль играет понятие «душа мира», берущее начало в философии Платона и неоплатонизме. Мир, отпав от Бога, распался на множество враждующих элементов. Его спасает от разрушения «мировая душа». Эта «душа», в силу своей связи с Богом, стремится восстановить утраченное единство. Вся эволюция мира – это стремление «души» преодолеть хаос и воссоединить мир, несовершенный и совершенный. Философ в ряде работ отождествляет «мировую душу» и «Софию», которая у него то «небесное существо», то «душа мира». Торжество Софии (Божественной премудрости) означает восстановление всеединства. Но понимание Софии у Соловьева мистично. Вместе с тем его учение о Софии открывает традицию софиологии в русской религиозной философии.
Подчеркивая всемирную миссию человека, В.С. Соловьев, однако растворяет личность во всеобщности человечества. Первичная реальность есть человечество, а не отдельное лицо; человечество есть существо, становящееся абсолютным через всеобщий прогресс. Его интересует тема «человечества в целом», называемом «всеединой личностью». В человечестве как целом – «душа мира», оно софийно, а потому выступает как посредник между абсолютным бытием Бога и абсолютным бытием космоса. Усилием человечества (через одухотворение человека, развитие сознания, усвоение божественного начала) восстанавливается утраченное всеединство. В этом, по В.С. Соловьеву смысл исторического процесса.
Рекомендуемые материалы
Восстановление всеединства – это торжество добра. В.С. Соловьев верит в положительную силу добра. Зло – лишь недостаток добра. В конце жизни мыслитель приходит к мысли о более глубоких основаниях зла в мире. Он также подчеркивает важную роль красоты в процессе восстановления всеединства. Искусство должно продолжать художественное дело, начатое природой. Философ утверждает положительный идеал единства истины, добра и красоты.
Идея «всеединства» имеет свой гносеологический аспект. В.С. Соловьев развивает предложенную славянофилами концепцию «цельного знания», предполагающую единство знания и веры. Вера «соединяет нас внутренне с предметом познания, проникает в него». Она делает возможным и рациональное, и опытное познание. В.С. Соловьев подчеркивает значение интеллектуальной интуиции как первичной формы цельного знания. «Всеединство» не постижимо только средствами научного познания. Философия – это целостное размышление о мире, соединяющее теоретическое познание и практику нравственной жизни. Основу «истинной философии» В.С. Соловьев видит в мистицизме. Учение о познании В.Соловьева предполагает интеграцию различных видов познания в единое целое.
Работа «Философские начала цельного знания» - особенно важная. 1977-78, лучшие годы его жизни. Планировал эту работу защищать как докторскую. Потом отложил, работа так и осталась незавершенной. Ощущение, что книга осталась открытой.
Рассуждения он начинает с того, что нужно задуматься о том, можно ли усовершенствовать реальность. Для начала понять: что такое человек. Человек – существо промежуточное, пограничное – между природой и Богом. Человек – часть природы, но больше, чем природа, не равен себе природному, а Богом стать не может.
В человеке существуют три фундаментальные способности:
- мышление
- чувства
- воля
Они слиты воедино и есть в каждом человеке. Откуда они берутся? В объективной реальности существуют некие объективные основания, которые делают возможным проявление этих способностей.
Объективное основание для способности и исходная, и финальная точка. Значит, надо установить цель. Найдя цель – найдем объективное основание.
Цель мышления – истина. Она существует как часть мира, она объективна, не зависит от наших знаний. Мышление становится возможным благодаря тому, что она существует.
Цель чувства – красота.
Цель воли – благо.
Философские категории: содержание/форма (неразрывны, содержание – материал из которого сделано, форма придает материалу качественную определенность);
Взгляд на реальность с материальной точки зрения. Воля реализуется как экономическое общество, интересы брюха. Чувство – техническое искусство (стремление к красоте в вещах, которые не обязательно должны быть красивыми). Мышление – как естествознание, наука дает кирпичики знаний.
Мышление, стремящееся к истине, на формальном уровне реализуется в философии.
Долгое время философия и метафизика были почти синонимами. Чувство – как изящное искусство. Воля – как политическое общество.
На абсолютном уровне мышление реализуется как теология. Воля – как церковь. Чувство – как мистика (способ внерационального постижения мира). «Мистика – интимное постижение бытия». На пути мистики мы не противопоставляем себя тому, что хотим познать, а ощущаем себя его частью. Мистика – наиболее предпочтительный способ постижения действительности. Так можно добраться до Софии, не общавшись с ней. София – некий идеальный план мироздания, в соответствии с которым реальность создана. Это часть, отпавшая от Бога, план мироздания. Изначально была целостная синтетическая реальность – миф. Человек существовал в целостном мире. Затем отделяется религия, философия итд. Границы между разными сферами деятельности становятся все непроходимее.
мышление | чувства | воля | |
цель (основание) | истина | красота | благо |
материальный уровень | естествознание (наука) | техническое искусство | экономическое общество |
формальный уровень | философия (метафизика) | изящное искусство | политическое общество |
абсолютный уровень | теология | мистика | церковь |
В лекции "47 Антропологические основания свободы" также много полезной информации.
По нормальному закону развития мы двигаемся к третьему этапу существования человечества – когда сферы деятельности вновь сольются воедино. Переход будет нелегким, страшным, но он неизбежен. Человеку надо понимать, куда он идет. Пережить будущее можно только приобщившись к Софии.
Книга «Оправдание добра» - детально рассказывает, как воля стремящаяся к благу реализует себя на разных этапах.
Главы книги «Оправдание истины» начали появляться. Но он не успел сделать все.
Розанов: «После Соловьева русская философия превратилась в единую книгу».