Популярные услуги

Философия бытия

2021-03-09СтудИзба

Философия бытия (продолжение)

ЛЕКЦИЯ 7

1. Диалектика как метод и учение об универсальных и всеобщих связях и закономерностях развития бытия. Объективная потребность для инженера в освоении, усвоении и применении диалектики в своей  профессиональной деятельности.

2. Основные философские законы развития бытия: а) закон взаимного перехода количественных изменений в качественные; б) закон единства и борьбы противоположностей; в) закон отрицания отрицания

3. Основные категории диалектики как формы отражения всеобщих и универсальных связей бытия (единичное - особенное – общее – всеобщее; причина и следствие; необходимость и случайность; сущность и явление; форма и содержание; возможность и действительность).

Целостное философское понимание мира означает его воспроизведение не только в статике, но и в его динамическом состоянии. Конечно, реализация этой обозначенной идеи носила и носит непростой характер, и ее решение растянулось на целые столетия. В конечном счете, это было связано с возникновением диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о всеобщих связях и закономерностях развития бытия. Само понятие диалектики (от греческого dialektike techne ─ искусство вести беседу) употреблялось в истории философии в различных значениях.

1. Изначально под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение творчески и результативно развивать обсуждаемые проблемы темы;

Рекомендуемые материалы

 2. под диалектикой понимается такой способ мышления, с помощью которого мир рассматривается как подвижно изменчивое состояние в результате взаимодействия противоположностей.

Закономерность возникновения этого учения в Древней Греции была обусловлена становлением и развитием античной демократии, такой формы государственного правления и устройства, при которой высоко ценилось умение или искусство полемики, аргументированности в доказательстве и убежденности в обосновании своей правоты. Только при этом условии можно было приобрести своих сторонников при обсуждении  всех политических, и прежде всего, государственных проблем.

Сама практика общественной полемики получила свое выражение в учениях софистов и Сократа. Сократ называл диалектику в качестве искусства обнаружения истины путем столкновения и обсуждения различных, даже диаметрально противоположных точек зрения. Он сам практиковал ведение бесед, споров о философском смысле общих понятий (таких, как красота, справедливость, мудрость, и др.).

Как правило, основной целью этих бесед было обсуждение частных случаев использования этих понятий (например, красивый юноша или девушка, прекрасный кувшин и.др.) и переход к их общим определениям. Эта задача была не из легких, но он полагал, что решить ее можно с помощью диалога. Вот это искусство диалога Сократ назвал майевтикой (от греч. maievtike – повивальное искусство), полагая, что диалог поможет рождению истины как чего – то абсолютно нового, не содержащегося в начале спора, но затем появляющееся в процессе обсуждения проблемы.

Впоследствии, ученик Сократа – Платон – представил диалектику как специфическое движение мысли от многообразных конкретных значений  (случаев употребления) понятий к общим определениям (понятиям  - идеям), выражавшим, по его мнению, истинно сущее  как таковое.

Диалектика как искусство спора развивалось и в философии Средних веков. Это мы обнаруживаем у П. Абеляра в его книге «Да и нет», Фомы Аквинского в «Сумме против язычников» и других мыслителей Средневековья.

В этот период искусство диалога рассматривалось как средство  философско – проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих.

Кстати, Ф.Аквинский с успехом использовал свою систему доказательства бытия Бога, опираясь на формально – логические аргументы.

Античные философы изначально вложили в понятие диалектики культуру позитивной полемики: не подавление, не духовное уничтожение своего оппонента, а, наоборот, в ходе разрешения противоречий выработать верный, адекватный творческий подход к разрешению сложных философских проблем. Только творческое мышление по природе своей диалогично, а значит и диалектично по своей сущности.

Другой вариант в понимании диалектики мы обнаруживаем также в философии античности, в котором раскрывается такое понимание мира и такой способ мышления (или познания), при котором различные явления действительности рассматриваются в их взаимосвязях, во взаимодействии противоположных сил или тенденций в процессе изменения, развития.

У античных философов такая форма диалектики получила название созерцательной или стихийной. У истоков ее стоял античный философ Гераклит. В своих работах он показал подвижный, динамичный характер бытия. Мир для него представал в виде «живого огня» или стремительного потока реки, в состояние которого нельзя «войти дважды». Как говорил Гераклит: «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну  и ту же реку». Получается, что в непрерывно подвижном мире со временем утрачивается его прежние состояния, переходящие в свою противоположность: влажное высыхает, сухое увлажняется; друг в друга переходят холодное и горячее, простое и сложное и т.д.

Какой мы можем сделать вывод? Древнегреческие философы - диалектики правильно представляя мир в качестве непрерывно движущегося и изменчивого состояния, а все явления рассматривая  как тесно связанные между собой и переходящие друг в друга, тем не менее не смогли подняться до понимания сущности развития как возникновения  чего-то принципиально нового, необратимого состояния в сущности бытия. Тот же Гераклит писал, что «этот космос один и тот же для всего существующего; не создан никем из богов, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

Итак, в античной философии мы обнаруживаем двойственное понимание диалектики: с одной стороны, она предстала как своеобразное искусство спора и обнаружения истин путем столкновения противоположных    точек зрения; с другой же ─ диалектика предстала в виде особого метода, констатирующего изменчивый, подвижный характер бытия, не доводя этой замечательной идеи до идеи развития как качественного поступательного  изменения во всех сферах и формах бытия мира и человека.

Второй исторической формой диалектики явилась идеалистическая  диалектика классической немецкой философии. Ее основными представителями являются  И. Кант (1724-1804), И. Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинг (1775-1854), Г. Гегель (1770-1831). Все философы до Гегеля внесли достойный вклад в разработку новой концепции диалектики, но целостную философскую концепцию диалектики как учения о развитии с позиций объективного идеализма разработал Гегель в своей работе «Наука Логики». У него диалектика предстала в качестве стройной теоретической системы знания,  наполненной глубоким содержанием понятийно – категориального  аппарата и сформулированными им основными законами диалектики. Но Гегель представил диалектику как логику развития мышления, под именем которого выступила Абсолютная Идея, развертывающая свое содержание в соответствии с открытыми им законами диалектики. На определенном этапе своего развития Абсолютная Идея или Всеобщее понятие порождает материю, природу общество и самого человека, и через познавательную деятельность последнего осознает свой пройденный путь развития.

На мистический характер гегелевской диалектики обратили внимание К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), которые разработали третью основную историческую форму диалектикиматериалистическую. Она предстала как учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

В ее основу Маркс и Энгельс положили два основных принципа:

1) принцип всеобщей (универсальной) связи и взаимообусловленности явлений;

2) принцип развития.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали принципиально новую историческую форму диалектики, на основе открытий в науке того времени, в самой теоретической философии, политической экономии, идей утопического  социализма и самой социальной, исторической практики цивилизации XIXв.

Именно они и предопределили необходимость и потребность в создании новой, материалистической диалектики.

И здесь возникает вопрос: насколько для современного студента XXI в. существует потребность и необходимость  в освоении и усвоении диалектики, и зачем уже, по окончании университета, применять свои диалектические знания и опыт в деятельности инженера или ученого?

Объективная потребность для инженера в освоении, усвоении и применении диалектики в своей профессиональной деятельности

1. Потребность в диалектике как всеобщем методе познания и преобразования мира обусловлена а) диалектической природой изучаемых предметов внешнего мира и превращении их в объекты познания; б) их местом в мире; в) диалектической природой самого мышления человека.

В своей работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс констатировал, что «Вся доступная нам природа образует некоторую систему, некую совокупную связь тел…

В том обстоятельстве, это эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга… (Ф. Энгельс. Диалектика природы. – К. Маркс., Энгельс Ф. Соч. т 20. – с.392). Эта мысль Ф. Энгельса указывает на то, что, поскольку познаваемый человеком мир, по сути, диалектичен, постольку развитие всех областей, в том числе современного научного знания, отражающего действительный мир, настоятельно диктует необходимость именно диалектического способа  мышления. Ученый или практик вынужден применять в своих исследованиях диалектику, ибо любой предмет находится в тесной взаимосвязи с другими явлениями мира. И каждый предмет являет собой целостное диалектическое образование.

Кроме того, становление предмета реальности в качестве объекта познавательной деятельности  невозможно без участия самого субъекта познания, его воздействия на него, т.е. их тесной взаимосвязи.

Одним словом, потребность в диалектике диктуется диалектической природой самого мира, объектов познания, процесса познания в целом.

2. Потребность в диалектике обусловлена также логикой самого мышления. Хотя мышление у каждого из нас носит индивидуально- личностный характер, тем не менее, оно в то же время  не есть мышление отдельного, единичного человека. Оно является результатом (т.е. его становления и развития), освоения совокупного человеческого опыта прошлых и настоящих поколений.

3. Диалектическая потребность, кроме того, определяется противоречивостью  самого мышления, выражающегося в ее суверенности  и несуверенности. Если суверенность мышления означает его способность к бесконечному познанию мира, то несуверенность выражается в его реализации через несуверенность мыслящих людей (которые всегда ограничены историческими рамками  или границами той или иной эпохи, культуры данного общества, в целом развития способа производства, в первую очередь – производительных сил).

4.  Потребность в диалектике обусловлена конкретно – историческим характером самого познавательного процесса (нельзя представлять знание как некое застывшее образование; оно постоянно развивается и совершенствуется). Способом существования знания является диалектический переход от неполного знания к более полному, от неточного – к более точному, в целом – от незнания к знанию. Изучая объекты в развитии, наука не может их понять и выразить без стратегического метода, коим является диалектика.

5. И, наконец, эта потребность обусловлена социально – исторической практикой и культурой человечества (см. об этом.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 23.-с. 82-90; Библер В.С., От наукоучения к логике культуры. – М. 1991). Таким образом, потребность в диалектике для инженера обусловлена не только диалектической природой мира, но и каждого явления в области металлургии, диалектической природой познания в целом и всей мыслительной деятельности, в частности

2. Основные философские законы развития бытия

Говоря в целом об основных философских законах развития бытия, следует подчеркнуть их универсальность и всеобщность.

Универсальность всеобщих законов диалектики выражается не в их «вездесущности», а в отражении объективной неизбежности закономерного взаимодействия всех мировых явлений.

Всеобщность философских законов заключается не в их «приложимости» ко всему и вся как «некий» внешний придаток, а в том, что они детерминируют основные и всеобщие тенденции самовоспроизводства и саморазвития  мира.

Будучи предельно общими, они регулируют отношения между универсальными и всеобщими сторонами и свойствами вещей и явлений мироздания.

Такие всеобщие стороны и свойства действительности отражаются с помощью именно философских законов и категорий.

Остановимся на характеристике трех основных законов диалектики.

а) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

В свое время философы античности  обратили особое внимание на то, что даже незначительные, незаметные изменения в природе, постоянно накапливаясь, приводят к весьма заметным в ней, порой значительным изменениям. Например, самые простые примеры: убывание числа песчинок в куче песка под воздействием самых элементарных внешних факторов приводят рано или поздно к исчезновению кучи песка, или, скажем, с возрастом, происходит убывание волос на голове человека, что ведет к его облысению. Причем, надо подчеркнуть тот факт, что границы перехода из одного состояния в другое в одних случаях бывают неуловимыми, а в других случаях достаточно заметными. Это обнаруживается и проявляется в жизни каждого человека, когда» незаметно» подкрадывается  старость, спортивное мастерство и профессиональная зрелость, образованность, и т.д.

Гегель, как представитель классической немецкой философии, узрел в такого рода изменениях всеобщую закономерность, получившую название закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Но в диалектико-материалистической  философии он обрел иное, нежели у Гегеля, содержание.

Окружающий нас мир весьма многообразен.  Он предстает перед человеком как огромное множество предметов, характеризующихся определенным набором свойств  или признаков и выступающих как данные, строго определенные, а не какие – либо другие предметы.

Качество – это философская категория, в которой отражается определенность предмета (явления, процесса), представляющая собой единство его важнейших и существенных свойств или признаков и характеризующая принадлежность его к классу  однотипных с ним предметов, утратив которую предмет перестает быть тем, что он есть.

Другими слова, категория «качество» выражает устойчивость вещей и явлений. Немецкий философ Гегель так определил это понятие: «качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть».

В конечном счете, в категории качества отражается признание границ бытия. Поэтому недопустимо философское понятие качества  отождествлять с обыденными представлениями о качестве вещи в ее сугубо утилитарной ценности или полезности.

Сопоставим категорию «качество» с категорией «свойство», в котором отражается проявление тех или иных черт, сторон предмета в отношениях с другими предметами. В категории «свойство» предмет отражается лишь с какой – либо одной стороны, а в категории «качество» предмет отражается в целом. Как заметил Гегель: «Будучи качеством, вещь есть (т.е. обладает статусом бытия – А.А), и свойствами она обладает ».

Для того, чтобы определить качественную характеристику предмета, необходимо ввести и определить категорию «количество».

Итак, количество есть философская категория, в которой обнаруживается объективная степень различия предметов и явлений по однородным свойствам, или признакам, характеризующая их со стороны пространственных размеров (величина, объем), интенсивности развития тех или иных сторон, темпов протекания процессов.

Количественная определенность предметов находится сравнением свойств предметов с однородными свойствами других предметов, принятых за эталон, и выражается числом.

В ходе сравнения мы приходим к выводу, что качество – это тождественная с вещью определенность; это сама вещь, взятая в ее отличии от вещей другого рода, вида и т.д.

Количество же – это нетождественная с вещью определенность, как бы безразличная для нее, но лишь в известных пределах. За этими пределами количественные изменения приводят к изменению вещи, т.е. ее качества, что находит отражение в  категории «мера»

Мера – это философская категория, в которой отражаются рамки или границы, в пределах которых количественные изменения не вызывают коренных качественных преобразований, т.е. имеет место сохранение качественной определенности предмета.

По сути, мера как бы указывает нам пределы возможных количественных изменений в рамках данного качества, границы изменений количественной определенности  вещи, в которых она остается без изменений.

Например, растительный и животный мир сохраняют свою жизнеспособность в определенных границах температуры. Все мы знаем диапазон колебаний температуры тела, при котором возможно нормальное самочувствие и сама человеческая жизнь.

Сталь и чугун различаются различным содержанием углерода. Если углерода больше, то увеличивается твердость и хрупкость, но вещество остается сталью. Мера стали от 0,1% углерода до 2%. При содержании углерода свыше 2% сталь превращается в чугун. Мера чугуна от 2% до 6% углерода.

Человек разумный обладает чувством меры во всем: в одежде, поведении, прическе, привычках, вкусах и др. Нарушение меры приводит к тому, что простое легкомыслие переходит в проступок, проступок – в преступление, права – в несправедливость, добродетель в  - порок.

Категория меры выражает тот факт, что то или иное качество может сочетаться не со всякими количественными характеристиками, а лишь с определенными, лежащими в границах меры. За этими границами или пределами количественные изменения приводят к качественным изменениям путем скачка.

Скачок – это форма перехода количественных изменений в качественные, в результате которого  осуществляется прерыв в непрерывности развития и тем самым как бы «нарушается» мера.

В качестве примера скачков здесь можно привести огромное множество, но назовем некоторые из них. Это – образование Солнечной системы, возникновение жизни на земле, смена общественно – экономических формаций, изменение агрегатных состояний веществ и т.д. Скачки бывают двух типов: постепенные и мгновенные (в виде «взрыва»).

Постепенные скачки могут длиться миллионы лет – от газопылевого состояния к твердому веществу, тысячелетия  - становление классового общества; мгновенные – это ядерная реакция, расщепление атома. Их формы зависят от формы движения материи, от самого качества явления и от условий, в которых происходит процесс развития.

Сущность закона: всем предметам и явлениям окружающего мира присуще количественные и качественные характеристики. В процессе их развития незаметные количественные  изменения, совершающиеся в предмете постепенно накапливаясь, нарушают границы меры, что ведет, в конечном счете, к коренным качественным изменениям, происходящим в форме скачков. В результате возникает  новое качество, которое влечет за собой новые количественные характеристики предмета. Этот закон отвечает на вопрос: как происходит развитие в мире? И тем самым как бы раскрывает механизм развития, механизм формообразования количественных и качественных параметров мира.

Методологическое значение закона взаимного перехода количественных и качественных  изменений состоит в том, в любом предмете как целостности всегда существуют как количественные характеристики, так и качественные, указывающие на его сущностную природу. В ходе его изменения, до определенного состояния, в нем сохраняется незыблемость и устойчивость, отражающаяся в понятии мерности бытия. Нарушение меры путем скачка всегда сопровождается количественными и качественными изменениями, что ведет к прерыву в постепенности развития везде, а значит- появляется новое качество, идущее на смену старому, отжившему.

б) Закон единства и борьбы противоположностей

Этот закон раскрывает сущностную сторону процесса развития – его источник, в качестве которого выступает противоречие.

Одной из главных, если не главной, особенностью философии, тем более диалектической, является рассмотрение предметов, явлений, процессов в единстве их противоположных сторон, тенденций. Поэтому, раздвоение единого и познание его противоречивых состояний характеризуется в философии как ядро диалектики.

По сути дела, речь идет о противоречии, без осмысления которого нельзя понять развитие как таковое. Известно, что Гегель считал противоречие в качестве источника развития. Его высказывания о том, «противоречие - …на самом деле движет миром», «нечто жизненно…, если оно содержит в себе противоречие» имеют глубокий философский смысл. Он с критикой выступил против метафизических утверждений, согласно которым противоречие в самих предметах невозможно, ибо оно свойственно лишь неправильным рассуждениям. Кстати, в формальной логике и по сей день имеет место закон о так называемой защите противоречий в мыслях. Если же оно (противоречие) появляется, то это означало наличие в рассуждениях ошибок.  Гегель,  всегда выступал против анормального понимания противоречия, ибо оно всегда является отражением взаимосвязи, взаимообусловленности противоположных сторон предмета, принципом всякого «самодвижения».

Философское понимание мира предполагает, что сама объективная реальность, бытие как таковое всегда носили и носят диалектически – противоречивый характер. Но сама противоречивость не является эмпирически – наглядной, а, наоборот, она скрыта и появляется в ходе развития мира или его отдельных предметов.

Согласно закону взаимного перехода количественных изменений в качественные, процесс развития включает в себя противоречивость устойчивости (как способности предмета в некоторых интервалах времени сохранять свою качественную определенность) и изменчивости, благодаря чему в мире всегда возникают новые качественные состояния. Устойчивость и изменчивость  предполагают друг друга, они как бы нераздельны. Если абсолютируется  одна из сторон этого единства, то происходит адекватное искажение картины мира.

Как уже было сказано выше, противоречие в своем возникновении, становлении и разрешении проходит ряд естественно – необходимых этапов, которые отражаются в таких категориях как тождество, различие, противоположности и противоречие. А затем наступает 2-й этап – разрешение противоречия или его «снятие».

Диалектика устойчивости и изменчивости отражается в категориях тождества и различия. Пока предмет остается тем же самым предметом, он сохраняет свою устойчивость или тождественность самому себе. Но понятие изменения предполагает относительно устойчивый предмет, имеющий в разное время, кроме сохраняющихся, и отличающиеся между собой характеристики.

В природе и обществе не существует предметов, не подверженных изменениям, остающихся тождественными самим себе на вечные времена. Все предметы и явления взаимодействуют между собой, что вызывает «нарушение» тождества. Поэтому абстрактного тождества нет, а есть только тождество конкретное, диалектически понимаемое и включающее в себя различие.

Каждое растение, животное, человек в каждое мгновение в своей жизни и тождественны самим себе, и в тоже время в следующее мгновение отличаются от самих себя, становятся нетождественными, отличными от прежнего состояния.

Если мы возьмем в целом жизнь человека, то увидим основные фазы изменений человеческого состояния: эмбрионная или, точнее, эмбриональная жизнь, детство, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.

Другими словами, речь идет об относительном характере устойчивости и тождественности. Устойчивость и изменчивость, тождество и различие – это диалектически связные противоположные характеристики любого изменяющегося предмета или явления.

Философия, обобщив как повседневные жизненные наблюдения человека, так и опытные научные данные, полученные в различных науках и в общественно – исторической практике, пришла к выводу, что всем, без исключения, предметам присущ полярный характер, т.е. в любом явлении имеют место противоположности.

В математике – плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование, в механике – притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в физике положительный и отрицательный заряды; в химии – анализ и синтез химических элементов, ассоциация и диссоциация; в биологии – ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, здоровье – болезнь, жизнь – смерть и т.д.

Короче говоря, сами науки открыли в своих предметах противоположные тенденции их бытия, что, в конечном счете, в XIX в. привело философов к диалектико–материалистическому пониманию мира.

Если противоположности – это противостоящие стороны в предмете или явлении, то диалектические противоположности – это те, которые выражая целостность изменяющегося предмета или явления, вместе с тем, одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают  друг друга т.е. это взаимодействие носит диалектически подвижный характер, противоположности как бы переходят друг в друга.

С одной стороны, имеет место единство противоположностей, которое выполняет функцию сохранения единства, тождественности, самости вещей, предметов, а с другой – будучи диалектическими противоположностями, они в предмете, вещи стремятся разорвать, изменить это состояние или единство. И тогда начинается так называемая «борьба» противоположностей, которая, в конечном счете, рано или поздно, ведет к  появлению противоречия и изменению сущности самого предмета.

Как результат – возникает диалектическое противоречие путем раздвоения единого  на взаимоисключающие противоположности в ходе «борьбы» и столкновения противоположных тенденций  в рамках или границах развивающегося целого и последний этап – снятие противоречий и возникновение нового качества, новой сущности предмета.

В чем же суть закона единства и борьбы противоположностей? Всем предметам и явлениям мира присущи внутренние и внешние противоречия, фиксирующие противоположные стороны  и тенденции, находящиеся в состоянии взаимосвязи  и взаимоисключения, единства и борьбы: борьба противоположностей ведет  к появлению источника  развития, т.е противоречия, что влечет за собой нарастание противоречия  и его дальнейшее разрешение, т.е. исчезновение старого и возникновение нового.

Методологическое значение этого закона состоит  в том, что  мир представляет собой диалектически сложное образование, в котором, с одной стороны, всегда имеется относительно – устойчивое, временное единство противоположностей, а с другой – их взаимодействие, которое в результате   «борьбы», ведет к «нарушению» этого единства и появлению противоречия в развивающемся  предмете в качестве источника развития. Происходит разрешение противоречия, а значит – и смены старых состояний,  их обновление.

в) Закон отрицания отрицания  раскрывает такую  важнейшую сторону процесса развития, как его направление и приемственность, отвечает на вопрос: в каком направлении  осуществляется процесс  развития?

 Обращаясь к осмыслению  любого процесса изменения и развития того или иного предмета  или явления, мы увидим в нем смену определенных фаз,  периодов или этапов этого процесса. Процесс развития, как впрочем и процесс изменения в мире, происходит путем отрицания всех устаревших форм.

Диалектическое отрицание обусловлено внутренними противоречивыми состояниями  предмета, выступает как своеобразная форма их разрешения, и поэтому, в конечном счете, предстает в качестве самоотрицания.

Метафизически понимаемое отрицание предполагает уничтожение  сущности данного предмета или явления, разрыв предыдущего и последующего этапов развития, абсолютный «разрыв»  в непрерывности  развития явлений.

Диалектически понимаемое отрицание  предполагает не разрыв, а систему связей  между прошлым, настоящим и будущим в существовании данной сущности. По сути дела это есть триединый процесс триада»):

1) уничтожение, разрушение старого, отжившего в явлении (так называемая деструкция)

2) сохранение в старом всего позитивного, обеспечивающего связь прошлого с настоящим;

3) формирование, создание принципиального нового в качественном отношении.

В философии различают абстрактное и конкретное отрицание. В первом случае оно носит сугубо нигилистический характер, во втором случае – позитивный, как такое отрицание или уничтожение отживших элементов, но с сохранением жизнеспособности активных элементов в составе данной сущности. Основной смысл, сущность и содержание диалектического отрицания  характеризуется таким философским термином  как «снятие».

«Снятие » (aufgebung) в немецком языке имеет двоякое толкование – «сберечь, сохранить» и «прекратить, положить конец существующему».

По Гегелю, в этом понятии «снятие» утверждается преемственность в развитии, без которого его бытие просто  невозможно.

Гегелевская триада означает, что процесс развития осуществляется по такой схеме:

а) утверждение или полагание (тезис);

б) отрицание этого утверждения (анти – тезис);

в) отрицание отрицания (синтез). В синтезе как бы в «снятом» виде находится и тезис, и анти – тезис.

В конечном счете, отрицание отрицания представляет собой процесс возвращения, в ходе развития к исходному состоянию, но это не простое, не механическое вожзвращение, а спиралевидное, т.е. такое, в котором обнаруживается нечто новое, что было достигнуто на второй ступени развития (анти – тезис), что отсутствовало на исходной стадии развития (тезис).

Отрицание отрицания  - это процесс возврата  «якобы» к старому, но на новой, более качественной основе, т.е. процесс опять воспроизводится  вновь и вновь. Гегель развитие понимал как процесс прогрессивного, поступательного изменения, как движение вперед от простого к сложному, от неразвитого к развитому, от несовершенного к более совершенным формам…

Безусловно, картина, представленная Гегелем, несет в себе величественный и диалектически философский характер. В реальной же жизни мы  обнаруживаем  более сложные проявления этого и других философских законов.

Если анализировать историю других стран или нашей страны, то мы обнаруживаем в ней различного рода «голые», «зряшные отрицания», которые приносили, да и сегодня приносят большие потери для народа нашей страны, фактически отбрасывая общество назад. Другими словами, общественная жизнь далека от идиллической картины теории. Гегель, представив процесс развития как поступательный, прогрессивно направленный, был далек от его упрощенного толкования. Ведь прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – это такой тип развития, который характеризуется переходом от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенных к более совершенным формам и образованиям. Он, как диалектически мыслящий философ,  понимал, что в развитии мира прогресс – лишь одно из существующих направлений или один из вариантов развития наряду с регрессивным  состояниями (от лат. regressus – обратное движение вспять, назад).

Обратите внимание на лекцию "3 Дерматиты. Экземы. Профдерматозы".

Но, тем не менее, проявление «отрицания отрицания» в природе, обществе, в мышлении ─ это спиралевидное образование, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность.

В биологических системах прогресс означает то, что повышает степень целостности системы, ее приспособляемость к внешней среде, функциональную эффективность.

В социальных системах прогресс означает то, что способствует гармоническому единству интересов общества и отдельного человека.

Итак, диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим  этапам развития. При абсолютном отрицании невозможно прогрессивное развитие любой системы.

Суть закона отрицания отрицания: процесс развития осуществляется путем отрицания старого новым, низшего высшим. Новое, отрицая старое, сохраняет его положительные черты, способность его к дальнейшему прогрессу. Вместе с тем, развитие происходит по спирали, с возвратом «якобы» к старому, но на новой, более качественной основе. И таким образом, процесс развития носит поступательный характер.

Таким образом, методологическое значение рассматриваемого закона состоит в том, что он позволяет понять направленность в развитии  природы, общества, мышления, ее исходные и последующие этапы, обеспечивающие процесс «снятия», разрешения  противоречий в развитии мира в целом и каждого явления в частности.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5136
Авторов
на СтудИзбе
443
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее