Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » Конспект лекций по философии » История философии как направление философского знания

История философии как направление философского знания

2021-03-09СтудИзба

ТЕМА 1. История философии как направление философского знания

  • 1.1. О месте истории философии в системе философского знания
  • 1.2. Определение истории философии
  • 1.3. Типология форм философии
  • 1.4. Многообразие концепций истории философии. О методах и задачах историка философии

1.1. О месте истории философии в системе философского знания

Любая из существующих наук - гуманитарных или естественных - имеет свою историю. Знание истории той или иной науки (физики, математики, социологии и т.д.) является необходимым условием для ее прогресса. Не менее важную роль в функционировании философии играет знание своего прошлого.
Какие дисциплины существуют в рамках философского знания, перечисляется в самом начале нашего учебника. Однако это не единственный и общепринятый перечень. Многое зависит от условий времени, места, культурных и философских традиций. Например, если мы откроем авторитетное американское издание по философии (The Blackwell Companion to Philosophy), то найдем там следующую рубрикацию: эпистемология, метафизика, философия языка, философия логики, философия сознания, этика, эстетика, политическая и социальная философия, философия науки, философия математики, философия социальных наук, философия права, философия истории, философия религии, прикладная этика, феминизм и философия... Об истории философии здесь не упоминается. Однако из этого не стоит делать вывод, что в современной структуре философского знания для нее нет места. История философии до настоящего времени - основа фундаментального философского образования. Особо следует отметить также, что ведущие представители важнейших философских направлений в XX в. стали авторами специальных, фундаментальных историко-философских сочинений: В. Винделъбанд, П. Наторп, Э. Кассирер, В. Дильтей, К. Ясперс, Б. Рассел (хрестоматия 1.3), Э. Гуссерль и многие другие. В настоящее время история философии - одна из самых сложных по строению областей философского знания, обеспечивающая необходимым материалом практически все отрасли философии.
Для чего философы, независимо от своей специализации (логики, этики, эстетики, метафизики, социальные мыслители и т.д.) обращаются к ранее написанным философским текстам? Одно из первых обоснований мы можем найти у Аристотеля, который в своей "Метафизике" (IV в. до н.э.) объяснил это следующим образом: "…привлечем также и тех, кто раньше нас обратился к исследованию существующего и размышлял об истине. Ведь ясно, что и они говорят о некоторых началах и причинах. Поэтому, если мы разберем эти начала и причины, то это будет иметь некоторую пользу для настоящего исследования; в самом деле, или мы найдем какой-нибудь другой род причин, или еще больше будем убеждены в истинности тех, о которых мы говорим теперь". Таким образом, обращение к предшественникам может помочь, как обнаружить в их творениях нечто новое, так и удостовериться в истинности того, что уже сказано.

1.2. Определение истории философии

  • Под историей философии понимается:
    • во-первых, процесс развития философии с ее зарождения (в Др. Китае, Др. Индии, Др. Греции) и до настоящего времени;
    • во-вторых, возникшая еще в древности отрасль философского знания, со временем превратившаяся в особую философскую дисциплину, предметом которой является реконструкция, описание, анализ как данного процесса в целом, так и отдельных его этапов и проявлений.

С какого момента можно говорить о появлении истории философии? Некоторые авторы считают, что история философии как особый раздел зародилась вместе с самой философией и воплотилась уже в первых размышлениях древних мыслителей о своих предшественниках. Например, у Аристотеля, которого считают одним из первых историков философии, поскольку в его "Метафизике" имеются экскурсы в историю мысли (в кн. I, 3 -10 главах и в кн. III, 4 - 5 главах). Началом истории философии можно также считать появление сочинения Диогена Лаэртия (Лаэртского) (1-я пол. 3 в.) "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" в 10 книгах (хрестоматия 1.2). Хотя в нем множество полезных эмпирических данных об античной философии преобладает над концептуальностью, но все же это сознательный подбор материала из области прошлого философии. Работу Диогена Лаэртского принято относить к истории философии с той оговоркой, что это прежде всего доксография - "описание мнений". Аналогичный подход относительно прошлого философии отмечается и у таких мыслителей древности, как Секст Эмпирик, Цицерон, Тертуллиан, Стобей и др. Не сложилась история философии как самостоятельная дисциплина и в средние века. Расцвет историко-философского знания приходится лишь на Новое время.
Самым значительным явлением в этой области стали лекции по истории философии Гегеля. Его история философии органично включена в процесс развития абсолютного духа, в его проявлении в истории в качестве "мирового духа". История философии Гегеля оказала глубокое воздействие на все последующее развитие философской мысли. Гегель смог убедить многих, что изучение истории философии "есть изучение самой философии", и только история философии "заслуживает названия науки, которая понимается как система развития идеи (хрестоматия 1.1). Философы гегелевской школы создали ряд ценных произведений историко-философского жанра: Э. Целлер написал "Философию греков" (1844-52); К. Прантль - "Историю логики" (1858-70); К. Фишер создал фундаментальный труд "История повой философии" (1854-77); Л. Фейербах - "История новой философии от Бэкона до Спинозы". Эти произведения долгое время оказывали влияние на работу как на европейских, так и российских мыслителей.
Во 2-й пол. XIX и в XX вв. история философии становится все более систематизированным знанием. Оригинальность теоретических конструкций сопровождается обилием фактического материала. Специальной областью истории философии становятся текстология, историко-философская герменевтика, проблематика перевода философских текстов с одного языка на другие. В это время появляются собрание фрагментов досократиков (Г. Дильс), тексты стоиков (Арним). В лице Э. Жильсона значительные успехи делает история средневековой философии. Усиливается интерес к истории восточной философии (индийской, китайской, арабской), которая становится самостоятельной областью историко-философского исследования. Усиленно разрабатывается история отдельных областей философского знания: Э. Кассирер, "Проблема познания в философии и науке нового времени" (1906-07); Ф. Йодль, "История этики в новой философии" (1882-89) и мн. др.

1.3. Типология форм философии

  • Типология - научная классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. Если говорить об истории философии, то имеются частные и общие типологии, опирающиеся на те или иные критерии и принципы. Ф. Тренделенбург предложил при систематизации истории философии учитывать решение проблемы отношения субъекта к объекту и соответственно выделять материализм и идеализм как основные разновидности философского знания. В. Дильтей изменил схему Тренделенбурга, выделив три главные разновидности философских учений:
    • натурализм (Демокрит, Гоббс, Гольбах, все сенсуалистические теории познания, релятивизм и скептицизм, материализм как метафизика);
    • идеализм свободы (Анаксагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Кант, Якоби, Шиллер, Вольтер, Руссо, Бергсон, ряд христианских философов);
    • объективный идеализм (элеаты, Гераклит, Бруно, Спиноза, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр).

К. Ясперс в книге "Великие философы" высказал мнение, что историко-философские классификации надо строить не вокруг отдельных проблем и методов, а принимать в расчет тесно связанные с личностью, с самой жизнью особенности философствования. Ясперс выделяет группу мыслителей, оказавших на человечество наиболее глубокое влияние, - Сократ, Будда, Конфуций, Иисус. Их мысль тесно связана с их жизненным деянием. Вторая группа - собственно "великие философы". К третьей группе мыслителей-философов Ясперс относит тех, чьи размышления обращены к жизни и поэзии: греческие трагики, Данте, Шекспир, Гёте, Гёльдерлин, Достоевский и др.

  • Обобщенные типологии истории философии строятся также:
    • сообразно временному членению истории: античная, средневековая философия, философия Нового времени, философия современности (современная философия);
    • сообразно региональному (а внутри него - национальному) членению: европейская, восточная (индийская, китайская, арабская и т. д.) философия. Таким образом можно встретить, например, "Историю философии в Др. Руси", "Историю философии в России", и "Историю русской философии".

Знакомство с научной литературой позволяет увидеть множество точек зрения, узнать о множестве дискуссий относительно того, как совмещаются друг с другом целостность истории философии как мирового процесса и региональные, национальные особенности тех или иных конкретных форм философского знания? Эта проблема связана с проблемой соотношения общего и специфического в историко-философском процессе.

  • Против идеи целостности мирового философского процесса выдвигаются аргументы, в которых подчеркивается:
    • независимое друг от друга существование образцов философствования (в Др. Китае, Др. Индии, Др. Греции);
    • неповторимое своеобразие восточной (индийской, китайской) и западной философий;
    • специфика философии отдельных исторических этапов;
    • уникальность философских концепций отдельных мыслителей.

Каждое крупное философское образование специфично и неповторимо настолько, что может вызвать недоумение при подходе, ориентированном на философии других эпох и регионов. Наиболее оригинальное решение проблемы соотношения общего и специфического в историко-философском процессе предложил Гегель. Изучив историю философии, он пришел к следующим выводам: "во-первых, что во все времена существовала только одна философия, одновременные расхождения которой составляют необходимые стороны единого принципа; второй вывод заключается в том, что последовательность философских систем не случайна, а представляет собою необходимую последовательность ступеней этой науки; третий вывод заключается в том, что последняя философия данной эпохи представляет собою результат этого развития, его истину, воплощенную в том высшем образе, который сообщает себе самосознание духа о себе. Последняя философия содержит поэтому в себе предыдущие, включает в себя все предшествующие ступени, есть продукт и результат всех прежних философий; нельзя уже больше быть теперь, например, платоником".

1.4. Многообразие концепций истории философии. О методах и задачах историка философии

Самым значительным явлением в области истории философии, как указывалось выше, оказалась история философии Г. В. Ф. Гегеля, разработанная им во время чтения с 1816 по 1830 г. лекций по соответствующей теме (рис. 1.4). Историко-философский процесс предстает у Гегеля как порождение определенного духа времени, как выражение духа своей эпохи, "духа народа", как интегральная часть культуры наряду с искусством и религией. В силу единства логического и исторического порядок следования систем философии в ее истории у Гегеля тот же, что и логическое следование понятийных определений идеи, а потому более поздние учения предстают как диалектическое "снятие" предыдущих (хрестоматия 1.1).
Гегельянец Куно Фишер (1824-1907) (рис. 1.4.1) также выступил с обоснованием того, что история философии является наукой. С точки зрения К. Фишера, если бы даже истинные представления давались нам от рождения, то мы все же должны были бы постепенно сознавать их и пройти мысленно через известный процесс выяснения, который и был бы историей нашего сознания. Но, если истинные представления не даны нам готовыми с самого начала, то им предстоит еще "родиться из духа", т.е. возникнуть, следовательно, пройти процесс образования, который не может быть ничем иным, как постепенно прогрессирующим упорядочиванием наших понятий. Этот "развивающийся процесс образования есть человеческий дух, этот развивающийся процесс самопознания есть философия". Человеческий дух подобен историческому развитию, проходящему многообразные образования, которые дух создает из себя, наполняет, переживает и из которых, как из своего материала, творит новые культурные формы. Поэтому философия, в этом смысле, не может быть ничем иным, как историей философии.
Согласно Эдуарду Целлеру Описание: рис. 1.4.2(рис. 1.4.2), история философии должна показать, какие внешние причины привели человеческий дух к философским исследованиям, в какой форме люди впервые осознали задачи этих исследований и как принялись за их разрешение, как мышление с течением времени овладевало все более широкими областями, прибегало ко все более новым постановкам вопросов и ответам на них, и как из многообразного повторения этого процесса проистекли все философские теории и системы, которые известны нам с большей или меньшей полнотой. История философиии, подобно всякой другой истории, должна начинать со сбора прямых и косвенных источников, с проверки их происхождения и достоверности, с установления фактов на основании источников. Но даже эта задача не может быть всецело разрешена, если не принять во внимание всю историческую связь, через которую только и может быть точнее определено и сполна удостоверено все единичное. Гипотезы и системы, с которыми имеет дело история философии, это непосредственные создания отдельных личностей, и, в качестве таковых, они должны быть объяснены отчасти из опыта, который явился поводом к их построению, отчасти из образа мыслей и характера их авторов, из убеждений, интересов и стремлений, под влиянием которых они были установлены. Но если бы даже источники давали нам возможность осуществить это биографическое и психологическое объяснение гораздо полнее, чем мы фактически можем это сделать, этого все же было бы недостаточно, так как они открывали бы только ближайшие причины исторических явлений, оставляя без внимания более отдаленные причины и более широкую взаимозависимость.
В. Виндельбанд (1848-1915) внес существенный вклад не только в совершенствование истории философии как дисциплины, но и сыграл значительную роль в самой истории философии. Описание: рис. 1.4.3Научное изложение истории философии имеет для него двоякую задачу ("История древней философии", 1888 (рис. 1.4.3): с одной стороны - констатировать те умственные представления, которые известны под именем философских, в их фактической неизменности и понять эти представления в их генезисе, в их взаимной связи; с другой стороны - определить ценность, которая выпадает на долю отдельных философских учений в поступательном развитии научного сознания. В первом отношении история философии есть чисто историческая наука. Как таковая она должна задаться той целью, чтобы без предвзятости, тщательным исследованием преданий, с филологической точностью установить содержание философских учений и при соблюдении всех мер предосторожности, предписываемых историческим методом, объяснить ее возникновение, выяснить ее генетическую связь частью с личными судьбами философов, частью с общей культурной жизнью, которая ее произвела, и, таким образом, сделать понятным, почему философия избрала данный путь развития. На этом историческом основании возникает для истории философии критическая задача: определить вклад, который сделали различные философские системы для образования общечеловеческого миросозерцания. Основой для такого критического рассмотрения не должен быть собственный философский взгляд историка.

  • Позиция настоящего историка философии должна быть отчасти:
    • точкой зрения имманентной критики, которая исследует учение какой-нибудь философской системы со стороны логической последовательности и цельности;
    • и общеисторической точкой зрения, которая характеризует философские учения по их интеллектуальной плодотворности и по силе их исторического влияния.

Фундаментальные работы немецких историков философии оказали существенное влияние на ход философского процесса в Европе, в частности в России. Российские историки философии XIX - первой половины XX вв. также внесли определенный вклад в разработку методологии историко-философского процесса, несмотря на заметное предпочтение онтологической и гносеологической проблематики, а также увлеченность социальной проблематикой.

Российская мысль начинает постигать собственную историю в первой половине XIX в.. Пионерской работой является сочинение арх. Гавриила (В.Н. Воскресенского) "Русская философия" (Гавриил, арх. История философии. Казань, 1840, ч.6 (рис. 1.4.4)). Эта работа, появившаяся в впервые в журнальном варианте в 1839 г., была задумана как история российского любомудрия, начанаемая с X в., с момента принятия христианства на Руси (хрестоматия 1.4). В 1890 г. Я.Н. Колубовский прилагает к переводу популярного западного пособия Ибервега-Гейнце "История новой философии в сжатом очерке" свой текст "Философия у поляков и русских". Е. Бобров в 1899-1902 публикует четыре выпуска работы "Философия в России. Материалы, исследования и заметки". Позитивистски ориентированный М.М. Филиппов в 1904 г. издает "Судьбы русской философии". В 1907 г. появляется двухтомная "История русской общественной мысли" Р.В. Иванов-Разумника. В XX в. интерес к прошлому отечественной философии только усиливается. Русские мыслители не только публикуют философские работы, излагающие их собственные воззрения, но и создают ряд ценных работ по истории отечественной философии: "Очерк истории русской философии" Э. Л. Радлова, "Очерк развития русской философии" Г. Г. Шпета, "История русской философии" В. В. Зеньковского (хрестоматия 1.5) (рис. 1.4.5), "История русской философии" Н. О. Лосского (рис. 1.4.6) (хрестоматия 1.6) и др. "История философии - это та школа мысли, без которой не может быть полноценной философской культуры, служащей в конечном счете базой духовной культуре вообще, - писал А. Ф. Лосев, последний из представителей русской философии "серебряного века"... История философии относится к числу тех областей знания, из которых должна складываться теория познания. Только с помощью истории философии люди смогли понять, как вырабатывались формы и категории теоретического мышления, методы освоения мыслью действительности, методологическая культура" ("История философии как школа мысли").

Описание: рис. 1.4.7В истории философии в разное время и в разных странах неоднократно декларировали о завершении философии: провозглашался то "конец философии", а то и ее "смерть". Говорили о прекращении философствования и в России (позитивисты XIX в., сторонники пролетарской культуры в XX в., затем некоторые постмодернистки настроенные писатели). Своеобразно высказался об этой проблеме в 1995 г. известный философ, историк философии А.В. Гулыга в работе "Русская идея и ее творцы" (рис. 1.4.7). С его точки зрения, философия достигла своего предела. Но не в том смысле, что ей уже нечего сказать, а в том, что ее значение сегодня состоит лишь в овладении наследством. Философия в наше время существует только как история философии. "Философия - любовь к мудрости, сама мудрость, если хотите, а мудрость уже высказана, наша задача состоит в том, чтобы усвоить ее, истолковать, распространить, осуществить. Старая мудрость сегодня обретает свою жизнь". Так это или иначе, покажет будущее философии. В любом случае большинство мыслителей едины в том, что без истории философии не обойтись ни специалисту-философу, ни тому, кто готовит себя к профессиональной деятельности в любой из отраслей научного знания, искусства, политики. Знание истории философии содействует более глубокому пониманию современных проблем.

Словарь терминов

1. Доксография

2. История философии

Рекомендуемые материалы

3. Периодизация

4. Типология

Вопросы для самопроверки

1. Что такое "доксография"?

2. Кого вы можете назвать в числе первых доксографов?

3. Кто содействовал становлению истории философии в подлинную науку?

4. По каким основаниям возможно деление философского процесса?

5. Кто из наших соот ечественников является автором первой в России истории русской философии?

Темы курсовых работ и рефератов

1. Роль истории философии в современном философском процессе.

2. Значение лекций по истории философии Гегеля для современной философии.

3. История историй русской философии.

Список литературы

Обязательная

1. Асмус В.Ф. Античная философия. Высшая школа, 2001, - 400с.

2. Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. - М., 1997.

3. Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. - М.: Научный мир, 2000.- 256 с.

4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1994, Кн.1-3.

5. Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г.: Очерки истории русской философии. Уральский университет, 1991.

6. Виндельбанд В. История древней философии. - М., 1996.

7. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия XI-XIX вв. - Л., 1979.

8. Гомперц Т. Греческие мыслители: Пер. с нем. - СПб.: Алетейя, 1999. - Т.1. - 605 с.; Т.2. - 257 с.

9. Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академ. Проект: Раритет, 2001. - 879 с. - (Summa).

10. История китайской философии. Пер. с кит. под ред. М.Л. Титаренко. - М., 1989.

11. История русской философии: Учебник для вузов /Редколлегия: М. А. Маслин и др./ - М.: Республика, 2001. - 639 с.

12. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии: Пер. с англ. - М.: Энигма, 1997. - 512 с. - (История духовной культуры).

13. Лосский Н. О. История русской философии. - М., 1994.

14. Радхакришнан С. Индийская философия том 1-2, - М., 1956-1957.

15. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: Пер. с англ. - 3-е изд. - Новосибирск, 2001. - 991 с.

16. Фэн Ю-лань. Краткая История китайской философии. Перевод с английского Р.В. Котенко. Издательская группа "Евразия", - СПб., 1998.

17. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. - М.: Аграф, 1998. - 432 с.

18. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. - М., 1955.

19. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

20. Яковенко Б. В. История русской философии: Пер. с чеш. - М.: Республика, 2003.

Рекомендуемая и цитированная

1. Гайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

2. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1-4. - М.: "Греко-латинский кабинет", 1995-1999.

3. Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000, Т.1-4.

4. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. - СПб.: Алетейя, 1999. - 447 с.

5. Русская философия: Словарь. - М.: Терра - Книжный клуб; Республика, 1999.

6. Русская философия: Словарь. - М., 1995. Допечатка: - М.: Терра - Книжный клуб; Республика, 1999. - 656 стр.

7. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М., 1995.

8. Русские философы: Справочник. - СПб., 2001.

9. Сто русских философов: Биографический словарь. - М., 1995.

В лекции "52 Правовая аксиология" также много полезной информации.

10. Философы России XIX-XX столетий: Биографии. Идеи. Труды. Изд. 4-е. - М., 2001.

11. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. - М., 2000.

Интернет-ресурсы (ссылки)

1. http:/www.humanities.edu.ru

2. http://www.auditorium.ru

3. http://www.vehi.net/

п. 2.1., п. 2.2., п. 2.3., п. 2.4., п. 2.5., п. 2.6., п. 2.7., п. 2.8.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее