Проблемы экологической этики в современной западной философии
Вопрос 32 Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).
Канныкин Станислав Владимирович
В разные времена происходила разная ориентация науки (гуманизация, компьютеризация, космологизация, экологизация).
(экологические аспекты, физические (экофизика, экотехника, экоматематика)
химические, биологические знания)
- концепция «устойчивого развития»: наше поколение должно оставить среду в приемлемом виде;
- экологизация экономики («загрязняющий» платит);
- экополитика (зелёные);
Рекомендуемые материалы
- экологическое право;
- «экологический человек» - homo ecologicus.
Экологическая этика – учение о должном в отношениях человека и природы, воспринимаемой в качестве субъекта. Основана на признании морального статуса природы, высокой оценке её внутренней ценности, уважении её прав и ограничении человека.
Ахимса – непричинение вреда всему живому.
Хима – одушевление животных, запрет культурной деятельности в людей в некоторых местах.
Современная экологическая этика
Олдо Леопольд (1887-1948). США. Работы: «Управление дичью», «Календарь песчаного графства».
Создал первую в мировой истории кафедру охотоведения, был редактором первого охотоведческого журнала.
«Этика земли»: не следует:
- уничтожать или способствовать вымиранию видов;
- смешивать местные и экзотические виды;
- добывать непомерную энергию из почвы и освобождать её биоту;
- запруживать и загрязнять реки.
«Думать как гора»
2. «Эстетика земли»: охрана эстетически заметных растений и животных, а также среды их обитания. «Мы не можем любить журавлей и ненавидеть болота»
1. По его инициативе в стране создан первый национальный лес. 2. Инициатива создания «утиных комиссий» для охраны птиц, необходима охрана мест их обитания. 3. Сформулировал «эффект опушки». 4. Читал первый курс лекций по охране дичи.
Баярд Калликотт (1941 г.). Работы: «В защиту земельной этики» (1989), «Экологические интуиции» (1992). Достижения: 1. Первым в 1971 г. начал читать университетский курс экологической этики.
Ещё посмотрите лекцию "7.3 ПИ систем реального времени" по этой теме.
2. Обоснование идеи внутренней (а не инструментальной) ценности природы. 3. Пропаганда опыта американских индейцев: а) разведение животных, на которых охотятся; б) поклонение религиозным (тотемным) животным; в) экологическое воспитание детей; г) не считать себя выше других живых организмов.
Альбер Швейцер (1875-1965). Работы: «Гуманность», «Философия религии Канта», «Проблема мира в современном мире». Основы учения: 1. Воля к жизни – основа бытия. 2. 3. 4. 5.
Благоговение перед жизнью. Недостаток этики Швейцера: она распространяется лишь на индивидуальные сущности, не принимая во внимание неживую среду их обитания.
Робин Аттфилд (1941 г.). Работы: «Этика экологической ответственности». «Освобождение животных», «экофеминизм», «биоэтика».
1.Человек управляет природой. 2. Управление связано с ответственностью. 3. Статус живого существа связан со степенью его близости к человеку. 4. Земля, неодушевлённые объекты и примитивные организмы не имеют этического статуса.
«Общество освобождения животных». Заключение: экологическая составляющая проникает во все сферы науки.