Каппадокийские отцы церкви
Каппадокийские "отцы церкви"
Установление официальной догматики поставило перед христианскими
идеологами задачу систематизировать христианство. Для ее выполнения было
необходимо использовать наследие античного мышления в его идеалистической
форме. Систематизация христианских воззрений была необходима для борьбы с
еретическими учениями, которые выступили тогда как идеология локальных
социальных движений против властвующей иерархии. Те из христианских
идеологов, которые внесли наибольший вклад в борьбу против еретиков, были
провозглашены святыми и названы отцами церкви.
Рекомендуемые материалы
В IV столетии на Востоке выступают представители каппадокийской церкви
Каппадокия (лат. Cappadocia) - юго-восточная область Малой Азии, с 17
г. и. э. римская провинция. - Григорий из Назиана (Назианин) (ок.
330-390), его друг Василий Великий (ок. 330-379). Наиболее видным был
Григорий из Ниссы (Нисский) (ок. 335-394), автор богословских работ, которые
явились попыткой образования системы правоверного богословия. Так же как и
Ориген, Григорий Нисский был убежден в возможности согласия между
откровением и философией и даже определил некоторые границы этих отношений.
Философия должна быть инструментом объяснения "истин" догматики, принятых
официальной церковью. Разум становится орудием христианской веры.
Григорий, в частности, занимался обоснованием догмата Святой Троицы.
При этом он опирался на принципы неоплатонизма, согласно которым в сфере
идеальной жизни существуют три основные субстанции: единое, разум и мировая
душа.
Божественная сущность выражает единство бога и существует
самостоятельно, но в то же время она содержится в каждой из своих
субстанций. Божественные особы отделены друг от друга, но их соединяет
божественная сущность, их божественность едина.
Так же, в духе платонизма, он интерпретирует и сотворение мира: род по
отношению к индивидуальному первичен, первичная идея существует до единичных
вещей; бог создал человека как вид, человек как вид, стало быть, не
существовал реальней но лишь идеально, в божественных умыслах.
Защитой Григорием основополагающего догмата церкви - догмата Святой
Троицы - была полемика с типичной для IV в. ересью - арианизмом, который,
Вам также может быть полезна лекция "8. Основные принципы и методы менеджмента".
как уже упоминалось, достиг значительного распространения (примерно как в
первый период христианства-гностицизм). Однако идеи Григория отвергались
некоторыми представителями церкви.
Ортодоксальные "отцы церкви" отстаивали в то время единство
божественного и человеческого естества, опровергая гностиков, с одной
стороны, и арианцев-с другой. В этом их значение для церкви и ее учения.