Трекбол
12.2. Трекбол
По сути своей конструкции трекбол является перевернутой мышью. Вместо того чтобы двигать корпус мыши для перемещения шарика, в случае трекбола вращают шарик, находящийся в верхней части корпуса устройства. Преимуществом трекбола является то, что он является неподвижным устройством, что позволяет использовать его в переносных компьютерах или на рабочем месте с ограниченным пространством. Это преимущество сделало трекбол популярным в переносных и портативных компьютерах. В настоящее время в портативных компьютерах (ноутбуках) манипулятор вмонтирован в сам компьютер.
Несмотря на свои преимущества, трекбол гораздо труднее в использовании, чем мышь. Успешное управление мышью основано на координации зрения и руки легким движением кисти и одним или двумя щелчками кнопки вы можете управлять программой с впечатляющей скоростью. Поскольку перемещать мышь и управлять ее кнопками можно одновременно, перетаскивание графического объекта по экрану является простой задачей. Трекболом обычно управляют с помощью большого пальца. В этом положении руке доступна только одна кнопка трекбола. Если вам нужно управлять только одной кнопкой, то такое положение дел весьма удовлетворительно, но иногда приходится убирать руку с трекбола полностью для того, чтобы нажать вторую кнопку (по крайней мере, вам придется убрать палец с шарика). В этом случае и операция перетаскивания графического объекта является непростой задачей. Но даже не совсем удобный трекбол все же лучше, чем ничего. Поэтому с трекболом надо быть настолько же хорошо знакомым, как и с мышью.
12.2.1. Конструкция трекбола
Практически во всех трекболах используется та же оптомеханическая технология датчиков, что и в мышах. Но если у мыши печатная электронная плата расположена над шариком, то у трекбола она расположена под ним. Твердый резиновый шарик находится на пересечении набора пластиковых направляющих (или треков) — отсюда название “трекбол” (буквальный перевод — трековый шарик). Треки позиционируют (удерживают) шарик между перпендикулярно ориентированными металлическими или пластиковыми валиками. Каждый валик управляет перфорированным диском, который в свою очередь крутится между излучающим светодиодом и приемником излучения оптрона. Как только шарик и валик начинают двигаться, система перфорированный диск — оптрон начинает генерировать импульсные сигналы. Частота этих сигналов определяется скоростью вращения каждого валика. Затем импульсы считываются и интерпретируются так же, как и в случае мыши.
Во время загрузки компьютера в его память необходимо загрузить драйвер устройства, который должен читать информацию из соответствующего порта, интерпретировать вырабатываемые трекболом сигналы и выдавать информацию о положении валиков и кнопок трекбола любой программе, делающей запрос на нее. Большинство программ, использующих мышь, может работать и с трекболом. Практически все драйверы трекбола идентичны драйверу мыши. Драйверы трекболов обычно являются адаптированными драйверами мыши, в которые встроена компенсация инверсии перевернутого положения шарика. Поскольку конструкция мыши и трекбола практически идентичны, в оставшейся части данной главы эти устройства будут рассматриваться как взаимозаменяемые.