Шпаргалка по риторике, страница 9
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпаргалка по риторике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "прочее" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "разное" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Смысл софистики как этики речи состоит в видимом следованиидиалектике, но с эристической целью добиться выигрышаспора. Для этой цели используется действие с объемом32. Индукция и дедукция в риторикеАнтичная риторика, гомилетика, рациональная риторика выводили свои поколения из практики ораторского ипроповеднического красноречия. Они представляли собойобобщение удачных приемов ведения убеждающей речии обосновывались риторами эвристически.«Риторика» Аристотеля начинается от различения трехвидов речей: показательной, судебной и совещательной.Это разделение дано эвристически: «есть такие виды речей».
Но в этих начальных терминах скрыты, во-первых,категории этоса - виды собраний, где может быть публичная речь, во-вторых, категории пафоса - прославитьили проклясть кого-либо и что-либо, рассмотреть прошедшиеи не видимые сейчас события, склонить к предлагаемымрешениям отклонить их в понятной и эстетически совершенной речи. Все эти категории: пафос, этос и логос - объединяются в свою конфигурации в данном высказывании.Нижеследующая таблица обобщает теоретические идеи,лежащие в основании разделения видов речи.Вид речиЭтосПафосЛогосПоказатель- Торжественное Прославитьсобраниеили осудитьнаяСудебнаяНародныйСовещатель-НародноесобраниенаясудСоединитьпрошлоеи будущееОсудить илиРечьоправдатьо прошломСклонитьРечьили отклонить о будущемИз этой таблицы следует:1) всякий вид речи есть закономерное единство этноса,пафоса и логоса, специфическое для данного вида речи;Риторика анализирует речевое действие, грамматикаговорит о том, как обеспечить понятность слов и выражений, составляющих речевое действие.
Для риторики существен результат речи, для грамматики это несущественно.Роль стилистики состоит в соединении риторических играмматических представлений о языке. Существуют риторическая и поэтическая стилистики, с одной стороны, илингвистическая - с другой.Виды речевой стилистики составляют единство, и каждый вид рассматривает стиль речевого действия илистиль высказывания со своей точки зрения.Стилистика применяет грамматический метод наблюдения и описания риторического использования по законам речи. Стилистика составляет то, что соединяет и различает риторику и грамматику.Соотношение риторики, грамматики и стилистики устроено так, что для красноречия, т. е.
совершенной по форме и смыслу речи, ритор должен владеть грамматикой иречевой стилистикой, иначе будет ритор, а красноречия небудет.понятий. Всякое понятие расширено или сужено, еслионо не определено строго предварительно.Прием сведения к абсурду - характерная черта софистики.Обобщить сказанное можно в таблице, из которой видно, что эристика, диалектика и софистика различаютсяотношением к этосу.Виды речевыхдействийЭристикаДиалектикаСофистикаВиды этосаРешитьв своюпользу+Доказатьистину+Доказываяистину,решитьв своюпользу+Эристика предполагает преследовать свою пользу (этос),презирать оппонента (пафос) и не считаться с силлогистикой (логос). Диалектика предполагает доказательствоистины (этос), уважение к оппоненту (пафос) и применение силлогизмов (логос).
Софистика предполагает, доказывая, решить в свою пользу (этос), ввести в обман, угодить (пафос) и применять силлогизмы и софизмы (логос).Ораторика через оценку образа оратора аудиторийпредполагает комплекс целей риторики: убедить, увлечьи доставить удовольствие своей речью. Требования к оратору и его речи, таким образом, связаны с оценкой оратора аудиторией.2) все виды речи в категории логоса выделяют такойвид речевого смысла, как отношение по времени;3) все виды речи в категории пафоса выделяют модальность - отношение к действительности через действие:отсутствие действия, изучение результатов действия, намерение совершить действие;4) все виды речей в категории этоса выделяют реальные и мыслимые поводы для создания аудитории в ораторской' практике; объединение людей (торжественноесобрание), установление справедливости в споре (суд),обеспечение будущей безопасности (народное собрание).Эти три повода создают общежительство.
Поэтому, по Аристотелю, пределы государства - речевая досягаемость.Фактически разделение речей на виды есть результатдедукции, совершенной неявным образом, внешне какбы эвристически, но в самом деле путем умственногоусмотрения.Сама дедуктивная цепочка построена по законам конструктивной логики:Цель -> материал ->• метод -» средства -»результат.Развитие логики привело к символической логике, гдебыла разработана система символов.Рациональная риторика и рациональная грамматикафактически ставили своей целью образовать логическиболее правильную речь. Рациональная риторика строилааналитико-синтетическую процедуру.Между грамматикой и риторикой образовывалась связьв виде терминов-вопросов, содержание которых дает представление о предмете мысли, но не о форме мысли.В риторике важен логический анализ прежде всего какинструмент риторической критики.
В риторике такой анализ можно произвести только через тезаурус.Вне тезауруса приложить логику к словесному произведению нельзя. Связь между логикой, риторикой и грамматикой переходит через общие места и топы.Под общими местами понимают обычно высшие уровни тезауруса лексических значений, а под топами - низшие уровни. Топика зависит от этоса, вызывает пафос исоответствующий логос.1833. Законы речи и правила риторики34. Фактура речи и структура речиДля того чтобы государство достигло своей цели, нуженисходный материал - дописьменная устная речь, к которому предложен метод - деление речи на виды. Благодаря этому каждый вид речи обретает правильное единствосвоих свойств: этоса, пафоса и логоса, так получается государство, преследующее свои цели.
Этим фактическиобслуживается объективный закон: речь обеспечиваетгосударство и его цели, нужен закон разделения речи натри основных вида. Этот закон проявляется в том, чтоесли бы не было речи, то не могло бы быть государства, иесли бы публичная речь не делилась на виды, то невозможно было бы реализовать цели государства. В этом основном законе присутствуют и дополнительные законы.Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса.Всякий вид ораторской речи имеет свое отношениек действительности и времени.Первый закон речи устанавливает связь между общежительством и речью.
Второй и третий законы устанавливают законы различения речи и смысла речей. Поэтомупервый закон может быть назван законом общежительства; второй - законом цельности внешнего и внутреннего содержания; третий - законом смыслового ограничения речи. Эти три закона должны быть названы законамиАристотеля по их фактическому автору.
Аристотелю удалось открыть основные объективные законы речи.Объективные законы речи далее у Аристотеля подкрепляются правилами. Правила - это рекомендации для ораторской практики, не входящие в противоречие с законамиречи. Например, если лицо, говорящее совещательнуюречь, начнет вносить в свою речь разбор событий, имев-Обращаясь к античной практике, можно заметить, чтопомимо государственной и правовой ораторской речи,специально для которой был написан трактат «Риторика»Аристотеля, система речи как единое целое имела следующую структуру:1) дописьменная устная речь.
Диалог бытовой. Молва.Фольклор;2) литературная устная речь. Ораторика. Показательная речь. Судебная речь. Совещательная речь. Сценическая речь. Гомилетика. Диалектика. Учебная речь;3) письменная речь. Письмо. Документы. Литература.Эта система речи есть совмещение в одной синхронииисторически двух этапов развития речи: дописьменного иписьменного. Это можно представить в виде следующейсхемы.Дописьменная устная речь -> Изобретение письма ->Введение новой фактуры речи -> Устно-письменная литературная речь и ее разновидности -> Письменность илитература.Понятие фактуры речи заимствуется в риторику из общей филологии. В общей филологии фактурой речи называют материал речи, обработанный орудиями речи длясоздания языковых знаков.Фактуры устной и письменной речи разноприродны какс точки зрения физически определяемой, внешней стороны, которая включает в себя колебания воздуха или письменные знаки, так и с точки зрения психофизических действий человека.
В письменной речи в отличие от устнойорганами речи являются не органы артикуляции, а глаза ируки, создающие и прочитывающие письменный текст иписьменные знаки. Между устной и письменной речью об-35. Принцип развития речи. Эффективностьречи36. Метод КвинтилианаКвинтилиан разработал методику обучения ораторскоймысли. Составляющие этой методики:1) изучение теории риторики. В данном случае помимо знания необходимо следование положениям хорошейораторской практики;2) изучение классических образцов ораторского искусства. Это значит, что надо сначала подвергнуть произведение ораторского искусства филологическому анализу и лишь затем перейти к собственно риторическомуосмыслению;3) подражание. Всякий оратор рождается от оратора;4) собственная ораторская практика.
Она начинается отшкольных учебных речей, а затем постепенно ученик должен сам начать выступать и после всякого выступленияоценивать успех или неудачу своей речи.Эти четыре момента и на сегодня являются основой развития ораторской интуиции.Основываясь на хорошей практике, Квинтилиан дает советы, как приготовить речь. Эти советы есть методический алгоритм действий оратора:1) выбрать тему, назвать ее и рассмотреть ее логически и прагматически;2) собрать материал к речи как можно более полно, разобрать и проанализировать его;3) создать саму речь, т. е. расположить аргументы в соответствии с замыслом речи, с одной стороны, а с другой посчитаться с характером и интересами аудитории;4) произнести речь.
В этом случае следует обратитьсяк дикции.Важным вкладом в теорию риторики у Квинтилиана является учение о расположении и его окончательное выра-Все законы риторики фактически строятся на том, чторечь развивается в своей фактуре, форме и содержании.Развитие речи с точки зрения этих законов и отвечающихим правил дается как данность: речь не может не развиваться. Однако это утверждение можно лишь логическивывести из законов и правил.Фольклор любого народа отводит значительное местоправилам ведения речи.
Начало этих правил относитсяк установлению порядка ведения речи. Этот порядок включает в себя старшинство как принцип преимущественногоправа на речь. Этот принцип отводит старшим право иобязанность распоряжаться речью.Распоряжение речью - компетенция старших, предполагает определенные нормы смены реплик.Первой такой нормой является преимущество речи перед всеми другими действиями. Если кто-то обращаетсяк кому-либо с речью, то адресат должен приостановитьлюбые занятия: труд, развлечение, занятие искусством ит. д. При этом слушающий должен принять соответствующую позу, которая поощряет говорящего продолжить речь.Это правило предпочтения речи любому действию.Если говорящий в момент своей речи вопреки правилупредпочтения речи действию был перебит другой речью,он должен остановиться и выслушать обращенную к немуречь.
Это правило предпочтения слушания говорению.Правила предпочтения речи другому действию и предпочтения слушания связаны с правилами ведения диалога.Из приведенной ниже таблицы видно, что вопрос и повеление предполагают ответы как действием, так и речью, но не предполагают ответы умолчанием.19разуется устная или устно-письменная литературнаяречь.История речевой деятельности позволяет зафиксировать законы преемственности риторики.Введение в систему речи предполагает создание новыхвидов речи, каждый из которых обладает своим этосом,пафосом и логосом.ших место в прошлом, то совещательная речь может несостояться.Правила указывают на возможные ошибки оратора.