Шпаргалка по обществознанию, страница 6
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпаргалка по обществознанию", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "обществознание" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "обществознание" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Средневековый человек существовал в условиях сословно- иерархической структуры общества, пронизанной снизу доверхусословной замкнутостью и отношениями вассального служения сюзерену. Средневековый мир отличался воинственностью. Войны несли голод, разрушения, смерть и ощущение трагизма человеческой жизни.Особую роль в формировании средневековой цивилизации сыграли христианская религия и римско-католическая церковь. Христианский образ человека предполагал два начала - тело и душу, приоритет отдавалсяначалу духовному.
Красота тела в христианстве выражалась в торжестве духа над телом. На смену античному атлету как символу античной культуры пришел средневековыйаскет - утверждался образ жизни с идеалом духовного• * •19. Цивилизация эпохи Возрождения20. Движение РеформацииОдним из ключевых моментов европейской историибыла эпоха Возрождения. Она совпала с открытием Нового света и с повторным открытием античного мира.Эпоха Возрождения (Ренессанса) была связана с процессом формирования буржуазных отношений в обществе,появлением зачатков капиталистического строя.
Именнов эту эпоху формируется научная картина мира. ОткрытияН. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея обосновывалигелиоцентрический взгляд на мироустройство. Одним изважнейших процессов эпохи было бурное развитие навигации и великие географические открытия.Реформацией принято называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в ЕвропеXVI в., основателями и вождями которого были МартинЛютер и Жан Кальвин.Реформация была глубочайшей трансформацией христианской культуры.
Итогом этого изменения явился нетолько новый вариант христианского вероисповедания протестантизм, но и новый тип человека с новым отношением к миру и самому себе. Именно этот тип человекастал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации. Реформация изменила смысловой мирхристианства и заложила основы новой трудовой этики истала вдохновляющей силой рационально-практическогопреобразования мира.Движение Реформации началось в Германии с тезисовМ. Лютера, которые он в октябре 1517 г.
вывесил для обсуждения на воротах Виттенбергской церкви. В тезисахбыла подвергнута критике практика продажи индульгенций - отпущения грехов. Лютер категорически отвергали другой догмат церкви - идею спасения. Он исходил изтого, что человеческая природа основательно повреждена грехопадением, что никакие религиозные заслуги немогут приблизить человека к спасению. По Лютеру, спастись можно было только верой в искупительную жертвуХриста. Поскольку все одинаково испорчены, Лютер устраняет различение священников и мирян. По его мнению,каждый верующий может общаться с Богом и совершатьбогослужение. Священник в протестантизме лишен праваисповедовать и отпускать грехи, он нанимается общинойверующих и подотчетен ей.Для Возрождения характерна высокая оценка античности, превращение ее в образец, идеал. Термин «возрождение» и означает обращение на новом этапе к идеаламантичности.Возрождение характеризуется расцветом гуманизма(от лат.
humanus - человечный). Гуманитарные наукиразвивались и в Средневековье. Однако Возрождениепривносит в них новый аццент - перенос божественногона человеческое. Гуманизм базируется на антропоцентрической картине мира, в его рамках утверждается новыйцентр - личность человека.Краеугольный камень нового мировоззрения закладывают Данте Алигьери, Франческо Петрарка. Гуманистическое движение продолжают Джаноццо Манетти,Лоренцо Балла, Пико делла Мирандола, МарсиоФичино и многие другие.В эпоху Возрождения постепенно свое влияние утрачивает церковь, сфера светской жизни становится более заметной.
Но Ренессанс - это эпоха переходная, в которойбыли сложнейшие переплетения, взаимодействия старо-11возвышения. Нравственные ценности христианства укладывались в знаменитую триаду: вера, надежда, любовь.Средневековый человек ощущал себя в большом миреничтожной частицей. В этом мире все создано Богом и полно тайного смысла.
Человеку надлежало проявлять смирение, непротивление тому, что есть в сотворенном Богоммире.Феодальное общество было сословным. Высшим сословием считалось духовенство, вторым - рыцарство.Третье сословие составлял простой народ, которому надлежало трудиться и обеспечивать существование всех.Важным структурным звеном общества были монастыри.Религия оказывала большое влияние на развитие искусства. В архитектуре наиболее ярко заявили о себе романский и готический художественные стили.
В этих стиляхвозводились соборы, другие религиозные сооружения.Центрами научных исследований стали университеты.Культурными важнейшими центрами Средневековья становились города. Городское население было более самостоятельным, предприимчивым и обладало собственными особыми чертами.органом власти, но простые люди не могли рассчитыватьна высокие должности (в отличие от греков).Важную роль в политическом процессе играли государственные деятели, отличающиеся ораторским мастерством.
Римское красноречие достигло своего апогея в трудахЦицерона.Римляне были не только народом солдат, но и народомстроителей - архитекторов, инженеров, юристов. Вместес властью Рима народам Европы приходил порядок акведуков (водопроводов), дорог, латинской школы и римско-Лютер провозгласил Библию единственным источником вероучения, в протестантизме отрицалась роль посредников между человеком и Богом. Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык, ликвидировал институтмонашества, упростил богослужение, отменил почитаниеикон.Протестантизм отличался от средневекового католичества и пониманием того, как проявляется и реализуетсяподлинная вера. В рамках протестантизма вера реализуется прежде всего в земном служении людям, через добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. И здесь важен не только результат, а именноупорство в выполнении своего долга.
Честный труд в протестантизме, по мысли М. Вебера, обретает характеррелигиозного подвига, становится своеобразной мирской«аскезой». При этом спасительное значение имеет не сампо себе труд, а внутренняя вера. Протестант должен непрерывно подтверждать свою изначальную спасенность.Протестантская община стала прообразом институтовгражданского общества, которое способствовало и формированию правового государства.го и нового, богатство и разнообразие культурных элементов.Главным видом духовной деятельности Возрождениябыло искусство.Наиболее полно эстетико-художественный идеал Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись.Именно эти виды искусства имели больше возможностейотобразить реальный мир, его красоту и богатство.Художники Возрождения открывают законы перспективы, используют светотени.
Мастеров Возрождения частоназывают титанами, имея в виду их универсальность.Творческая одаренность особенно отличала Леонардода Винчи, Микеланджело Буонарроти, РафаэляСанти, Альбрехта Дюрера.Заметное развитие в эпоху Возрождения получает театр. Для него характерен интерес к внутреннему миру человека. Наибольшего расцвета театр Возрождения достигает в творчестве У.
Шекспира. Английский гений, творившийна взлете Возрождения, сумел не только воплотить в драматической форме все идеи, образы эпохи, но и трагически ихпереосмыслить. Герои великого драматурга («Отелло»,«Макбет», «Гамлет») переживают крушение идеалов.В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие.В конце I в. Римское государство превратилось в империю. Античные историки характеризуют этот период как«золотой век» римской истории. С ним связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтовВергилия, Овидия, Горация. В этот период было создано самое зрелищное сооружение Рима - Колизей.Римская культура завершила период античности. В 395 г.Римская империя распалась на Западную и Восточную.
Нотрадиции римской культуры продолжали существовать.122 1 . Цивилизация эпохи Просвещения22. Индустриальная цивилизацияXVIII век отличался не только своей рациональностью.В странах Западной Европы в это время стал утверждаться капиталистический способ производства, дорогукоторому наиболее полно открыла Великая буржуазнаяреволюция во Франции. По завершении войны за независимость буржуазные общественные отношения окончательно утвердились в США.В развитии общества все очевиднее проявлялись такиефакторы, как быстрая смена технических достижений итехнологий, экономическая конкуренция, отчуждение человека от результатов труда, борьба трудящихся за экономические права.В мире увеличивалось число крупных городов - центров оживленной экономической жизни.
С развитием парового транспорта стали «сжиматься» расстояния. Это облегчало сближение различных регионов Земли, ускорялопроцесс обмена информацией.В качестве новых идолов выступали деньги, богатство, капитал, поклонение которым становилось смысломжизни.Во второй четверти XVIII в. началось формированиекрупного машинного производства. Индустриальная цивилизация наступала, неся с собой ощущение огромныхвозможностей человека, веру в его способности преобразовывать окружающий мир, производить небывалые изменения во всех сферах общественной жизни.В XIX—XX вв.
происходит дальнейшее развитие индустриального общества, выход его за рамки европейского континента.Под влиянием промышленной революции происходилизаметные сдвиги в социальной и политической сферах.XVIII век в западноевропейской истории называют эпохой Просвещения. Наука и научная рациональность стали определять характер мироощущения данного времени.Процесс секуляризации - отделения государства от церкви - приобретает широкие масштабы.
Провозглашаетсяи новый политико-правовой идеал, в котором человек, помысли английского философа Джона Локка, признаетсяв качестве индепендента (от фр. Independent - независимый, самостоятельный) - труженика и собственника. Напервый план выходит идея прогресса.Апелляция к разуму, начатая еще в XVII в.
Ф. Бэконом,Т. Гоббсом, Р. Декартом, была продолжена ученымиАнглии, которая стала родиной Просвещения. Позднееидеи рационализма достигли Франции и получили здесьсамое широкое распространение. Просветители обращались не просто к разуму, а к разуму научному, которыйопирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков. X. Черберн, Дж. Локк, Д. Толанд в Англии,Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, П. Гассенди, Ж. Мелье,Ж.